Многие ученые, занимающиеся социальными проблемами, утверждают, что дети, воспитывающиеся в неполной семье, более подвержены проблемам разного характера, чем дети, воспитывающиеся в полной семье. Данная тема особенно актуальна в современном мире, ведь количество разводов среди семей с детьми стало довольно высоким.
Распад семьи, основного агента социализации, не может не сказаться на психологическом благополучии ребёнка. Процесс социализации в таком случае может существенно осложниться.
Сегодня под социализацией понимается многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенных знаний, норм и ценностей, а также образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений и деятельности.
По мнению А. В. Гнездилова, больше всего негативному влиянию последствий воспитания в неполной семье подвержены подростки. В силу возраста, они начинают чувствовать себя взрослым и хотят, чтобы и окружающие признавали их самостоятельность и значимость [7]. В связи с этим, подростки более остро ощущают структурные изменения в семье, что не может не оставить отпечаток в формировании их личности.
Обобщая исследования различных учёных, можно выделить шесть особенностей социализации подростка в семье с одним родителем:
1) Тревожность, эмоциональная нестабильность, повышенная эмоциональная чувствительность.
В неполных семьях родители могут испытывать свои собственные эмоциональные трудности и стрессы, что может сказаться на их способности обеспечить подростка опорой и поддержкой. Отсутствие этой опоры может увеличить чувство одиночества и беспокойства у подростков.
2) Проблема формирования половой идентичности.
Башкирова Н. отмечает, что в неполной семье подростку может быть затруднительно определить свою роль, не всегда удается идентифицировать себя с взрослыми того же пола и осваивать типичные «мужские» или «женские» обязанности полностью. Приведенный в примере аргумент отмечает, что девочки, выросшие в семье с одной матерью, могут испытывать трудности в установлении взаимоотношений с мужчинами из-за недостатка представления о противоположном поле. [3].
3) Усложнённый процесс освоения социальных норм.
Подростки из неполных семей часто сталкиваются с значительными трудностями в освоении норм, определяющих их семейные роли. Часто возникает ситуация, когда подросток не может приобрести опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели мужского и женского поведения. Это связано с отсутствием возможности наблюдать разнообразные образцы семейных отношений: между мужем и женой; отцом/матерью и ребенком.
4) Трудности интеллектуального развития.
Подростки из неполных семей также могут сталкиваться с социальным давлением и стигматизацией, особенно если их семейная ситуация отличается от стандартной. Это может усилить их эмоциональную уязвимость и тревожность, что может существенно сказаться на образовательном процессе. Согласно различным статистическим данным, успеваемость детей из неполных семей втрое хуже, чем у ребят, в воспитании которых принимают участие оба родителя. Чаще с трудностями образовательного процесса сталкиваются мальчики.
5) Особенности социального развития.
По мнению Андреевой А. Д., жизнь в неполной семье оказывает определенное влияние на формирование у подростков необходимых для успешной социальной адаптации и социализации качеств. Отмечается, что из-за ограниченных возможностей взрослых осуществлять родительские функции в неполной семье, подростки становятся более самостоятельными. Им приходится часто действовать без руководства взрослого и принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях из-за отсутствия родительского внимания. Однако, такая самостоятельность может стать трудным испытанием для подростка, который, в силу возраста, не всегда готов к выполнению обязанностей и принятию решений на уровне ответственного взрослого [1].
Само по себе отсутствие одного из родителей не является условием снижения качества социализации ребёнка, но в совокупности с неблагоприятными факторами, выступающими следствием специфической жизнедеятельности неполной семьи, структурная неполнота может негативно влиять на социализацию.
Однако, помимо рассмотренных ранее особенностей социализации подростка из неполной семьи, подразумевающих негативный характер, существуют также мнения, что есть примеры позитивных особенностей такой социализации. В неполных семьях возникают определенные динамики и динамические взаимодействия между единственным родителем и ребенком (подростком), которые способствуют формированию определенных качеств у детей:
1) Тесный эмоциональный контакт: взаимодействие между единственным родителем и ребенком в неполной семье часто приводит к укреплению эмоциональной связи и дружеских отношений в ходе преодоления жизненных трудностей.
2) Большее уважение: дети из неполных семей часто проявляют большее уважение к своему родителю, возможно, в связи с осознанием того, что родитель должен справляться с семейными обязанностями в одиночку.
3) Высокая самостоятельность: в силу отсутствия чрезмерной опеки взрослых, дети из неполных семей часто проявляют более высокую степень самостоятельности, что помогает им развивать навыки принятия собственных решений и решать проблемы на своем пути.
4) Раннее появление чувства ответственности: дети из неполных семей часто вынуждены брать на себя дополнительные ответственности в семье, что способствует их более раннему формированию чувства ответственности за свои действия и решения.
5) Благоприятный микроклимат в семье: укрепление взаимопонимания и близких отношений между родителем и ребенком в неполной семье способствует созданию благоприятного микроклимата, который способствует психологическому и эмоциональному благополучию всех членов семьи.
Описывая детско-родительские отношения в материнской семье, учёные отмечает более высокую воспитательную активность матери, более тщательный уход за ребёнком, постоянную заботу о его разностороннем развитии.
Таким образом, можно сформулировать вывод, что дети (подростки), воспитывающиеся в неполных семьях чаще сталкиваются с трудностями в процессе социализации, но при этом, существуют и позитивные последствия воспитания в семье с одним родителем. Данный вывод еще раз подтверждает актуальность исследований в сфере психологи неполных семей и особенностей их функционирования.
Литература:
- Андреева А. Д. Как помочь ребенку пережить горе: психол. консультация / А. Д. Андреева // Вопросы психологии. — 1991. — № 2. — С. 87–96.
- Аронс, К. Развод: крах или новая жизнь? / К.Аронс. — М.: Мирт, 2015. — 437 с.
- Башкирова, Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семья / Н. Башкирова. − СПб: Наука и Техника, 2007. − 272 с. 10. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович. — М.: Международная педагогическая академия, 2005. — 212 с.
- Васильева А. Н., Слепцова Н. К. Социокультурная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в загородном лагере // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64–4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-reabilitatsiya-detey-nahodyaschihsya-v-trudnoy-zhiznennoy-situatsii-v-zagorodnom-lagere (дата обращения: 17.02.2024).
- Власова Г. И. Теоретические основы социализации младших школьников в условиях функционирования современных социальных институтов // Психология и Психотехника. 2014. № 4. C. 421–427. DOI: 10.7256/2070–8955.2014.4.11503.
- Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Л. С. Выготский. — М.: Смысл, 2014. — 512 с.
- Гнездилов, А. В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой / А. В. Гнездилов. − СПб: Издательство «Речь», 2012. − 162 с.
- Иванова, Н. П. Неполная семья: особенности социализации детей / Н. П. Иванова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepolnaya-semya-osobennosti-sotsializatsii-detey?ysclid=lvr5gzidik196675750 (дата обращения: 04.05.2024).