В исследовании были изучены проблемы, связанные с ограниченными полномочиями прокурора в досудебном производстве. Также были представлены актуальные статистические данные, составленные Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Ключевые слова: полномочие прокурора, РФ, прокурор, досудебное производство, следственный орган, Генеральная прокуратура.
The study addressed the issues related to the limited authority of the prosecutor in pre-trial proceedings. Additionally, up-to-date statistical data compiled by the General Prosecutor's Office of the Russian Federation were presented.
Keywords: the authority of the prosecutor, the Russian Federation, the prosecutor, pre-trial proceedings, the investigative body, the Prosecutor General's Office.
Полномочия прокурора, которыми он обладал для осуществления надзора за деятельностью предварительно расследования, были существенно сокращены с введением Федерального закона от 05.06.2007 № 87 — ФЗ «О внесении изменений в уголовно процессуальный кодекс РФ» и Федеральный закон «О прокуратуре РФ». Это привело к тому, что новые полномочия весомо сократили роль прокурора в уголовном судопроизводстве. Такое положение было воспринято с критикой со стороны ученых и практиков. Рассмотрим проблемы, возникающие при осуществлении прокурорского надзора.
При наличии явной угрозы нарушения законодательства, прокурором объявляется предостережение о недопустимости нарушения закона.
Представляется, что в данную группу полномочий могут быть включены права на:
– дачу согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, производство которых возможно исключительно на основании судебного решения;
– разрешение отводов, заявленных дознавателю, а также его самоотводов [3, c. 113].
Здесь следует обратить внимание на тот факт, что, несмотря на формальное сужение круга полномочий в сфере процессуального контроля за деятельностью следователей, фактически он остался на прежнем уровне.
К примеру, законодатель изъял из полномочий прокурора дачу согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, производстве следственных действий, однако, фактически, прокурор выступает участником судебного заседания по рассмотрению таких ходатайств, где также выражает свое согласие либо несогласие. В связи с чем, говорить о том, что в настоящее время полномочий у прокурора в сфере надзора за предварительным расследованием нет [1, c. 48], видится неверным.
Сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебных стадиях уголовного процесса заключается в упреждающем характере, и нацелена не только на своевременное устранение допущенных нарушений, но также и на недопущение нарушения требований уголовно — процессуального законодательства, в особенности тех, которые затрагивают конституционные личные права [4, c. 51].
Наиболее часто в данном случае прокурор использует такой акт прокурорского реагирование, как вынесение представления об устранении нарушений уголовно — процессуального законодательства, допущенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
Также подвергается сомнению справедливость ограниченного срока для отмены решения следователя об отказе в возбуждении уголовного дела. Такое ограничение кажется непоследовательным, поскольку право прокурора отменить подобное решение следователя ограничено только временем, прошедшим с момента возбуждения уголовного дела. На этом моменте стоит обратить внимание на пункт 5.1 части 2 статьи 37 УПК РФ, который предусматривает полномочия прокурора в ходе предварительного следствия. «истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела…». С одной стороны, такое правомочие усиливает роль прокурора, но, с другой стороны, сама формулировка с учетом буквального толкования ставит правоприменителей в тупик. В. А. Лазарева отмечает [2, c. 2]: «Дополнение, надо сказать, весьма сомнительное как с точки зрения формулировки, т. к. законодатель не потрудился согласовать слова в этом предложении (получилось, что прокурор может «истребовать законность и обоснованность решений»). Очевидно, необходимо изменить формулировку на «истребование материалов проверки сообщения о преступлении или материалов уголовного дела и проверка законности и обоснованности решений следователя или руководителя следственного органа». [4, c. 3]
Согласно статье 39 УПК РФ, руководитель следственного органа имеет право давать согласие следователю на предъявление в суд запросов о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей. До 2007 года эти запросы требовали согласия прокурора. Однако практика показала, что ведомственный контроль руководителя не является достаточным фильтром, и необоснованные запросы попадают в суд. Количество удовлетворенных запросов значительно увеличилось, даже при противодействии прокурора. В результате широко применяется заключение под стражу. Я считаю, что это право следует вернуть прокурору.
Согласно п. 1 ч.2 ст.37 УПК РФ прокурор может поверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Исходя из статистики Генеральной прокуратуры за январь-ноябрь 2023 года отмечено снижение общего количества зарегистрированных преступлений на 1 %. Преступлений против личности сократились на 5,6 %, а конкретнее — на 0,9 % убийств и покушении на убийства, на 3,7 % умышленного причинении тяжкого вреда здоровью, на 5 % — изнасилований и покушений на изнасилование. В целом статистика имеет положительную динамику, за исключением некоторых аспектов и сфер законодательства. Если говорить именно про досудебное производство, важно отметить, что, в основном, нарушения законодательства допускаются в стадии возбуждения уголовного дела. Для устранения этих нарушений прокурору нужны эффективные надзорные полномочия. Но как нам известно, прокурор не имеет права требовать устранений нарушений в стадии возбуждения уголовного дела, а только на стадии предварительного расследования. По –моему мнению, было бы компетентно расширить полномочия в этой сфере полномочия прокурора.
В научной статье была рассмотрена лишь малая часть проблем реализации полномочий прокурора, возникающих в досудебном производстве. Для выполнения работы надлежащего качества, по-моему мнению, законодателю необходимо внести изменения в законодательство и вернуть ряд важнейших полномочий прокурору. Например, расширить полномочия прокурора, указанные в статье ст. 37 УПК РФ, а также рассмотреть возможность самому возбуждать уголовное дело и, более того, прямо принимать решение о заключении под стражу лиц. Полагается считать верным, что в этой части, действительно следует пересмотреть полномочия прокурора.
Литература:
- Зяблина М. В. Уголовное судопроизводство: разделение полномочий прокурора и органов предварительного расследования // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2020. № 3 (77). С. 48.
- Лазарева, В. А. Долгожданные изменения в статусе прокурора (Закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ) // Уголовное судопроизводство. — 2011. — № 3. — С. 2.
- Новикова А. А. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 12- 3. С. 113.
- Погодина Н. А., Карелин К. В. Соотношение контроля и надзора в российской правовой системе // Российская юстиция. 2012. № 3. С. 51.