На сегодняшний день налогообложение космической деятельности является одной из актуальных проблем. С увеличением числа частных компаний, занимающихся космическими исследованиями и коммерческими запусками, возникает необходимость разработки эффективной системы налогообложения. Вопросы налогообложения касаются не только самого процесса запуска ракет, но и добычи ресурсов на других планетах, создания космических станций и туристических полетов в космос.
Если обращаться к истории нашего государства в лице Советского Союза, космические новости и инновации были неотъемлемой частью жизни каждого человека. Люди следили за космическим развитием и стремились покорить космическое пространство. С ходом времени этот аспект изменился. Ныне мы не отслеживаем каждый космический шаг, лишь изредка видя громкие заголовки.
Однако в последние дни мир покоряют новые тенденции и открытия космоса. Так Илон Маск — собирается отправить на Марс около миллиона человек и столько же тонн груза. Полет, если верить бизнесмену, должен состояться уже в ближайшие годы. По словам Маска, колонизация Красной планеты — это шанс на спасение всей цивилизации [4].
В РФ был обозначен срок запуска первой российской многоразовой ракеты, который состоится в 2030 году.
Самая последняя космическая новость связана с 11 апреля 2024 года, когда с площадки амурского космодрома «Восточный» успешно стартовала ракета «Ангара-А5», оборудованная разгонным блоком «Орион» [5].
В связи с этими мировыми новостями встаёт вопрос об особенностях налогообложения данной деятельности по причине её активного развития.
Изучив космическую деятельность, мы смогли выделить несколько её видов: спутниковая связь, спутниковая навигация, космические запуски, космические туризм, добыча полезных ископаемых. И в связи с этим встаёт главный вопрос — как обложить всю эту деятельность налогами.
Действующими нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), а именно ст. 381 организации освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении космических объектов. Следовательно, все спутниковые и зондовые космические объекты не облагаются налогом, что несёт огромные убытки для государственного бюджета [1].
Также, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) в области космической деятельности облагается НДС по ставке 0 % [2].
В отношении налога на имущество организаций следует отметить, что в соответствии с Федеральной космической программой России на 2016–2025 годы из состава объектов налогообложения по налогу на имущество организаций исключаются космические объекты.
Добыча полезных ископаемых в космическом пространстве также является неотъемлемой частью космической деятельностью. Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 1967 г., небесные тела не могут быть частной или национальной собственностью. Следовательно, налог в данной области также не установлен. Размышляя о возможности налогового обложения, мы пришли к выводу, что оптимальным налогом в данной отрасли будет налог на добычу полезных ископаемых [3].
Ещё одним направлением является космический туризм. В данный момент Российская Федерация пока не намеревалась отправлять туристов на покорение космических галактик, однако это лишь дело времени. С активным развитием космического туризма в других странах, в России также может повыситься спрос на подобные путешествия. Налог можно будет представить в виде космического сбора, по аналогии с курортным сбором, куда дополнительно можно будет вложить компенсации при несчастных случаях.
В различных странах существуют разные подходы к налогообложению космической деятельности. Некоторые страны предоставляют налоговые льготы для космических компаний, чтобы привлечь инвестиции и стимулировать инновации в этой области. Другие страны взимают налоги с космических запусков и других видов космической деятельности в соответствии с общими налоговыми ставками.
Сложность налогообложения космической деятельности заключается также в том, что она может быть международной по своей природе. Космические компании часто сотрудничают с другими странами и участвуют в международных космических проектах, что создает дополнительные сложности при определении того, какие налоговые правила должны применяться в конкретном случае.
Таким образом, в процессе осуществления космической деятельности возникает множество вопросов, требующих правового регулирования. Процесс обложения космической деятельности осложняет статус космического пространства. Поскольку космос является нейтральной территорией, то вопрос о налогообложении нужно поднимать на международном уровне, создавая единую систему налогообложения.
В случае если каждая страна будет устанавливать разный налог на космическую деятельность есть вероятность того, что будущие космические предприниматели и организации могут перейти в то государство, где налог будет ниже, там самым экономя собственные средства и пополняя бюджет иных стран.
Международный налог поможет избежать двойного налогообложения и привлечёт в бюджет новые средства.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 22.04.2024) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 381
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 164
- Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва-Вашингтон-Лондон, 27 января 1967г.)
- Маск запланировал отправить на Марс миллион человек к 2050 году. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/19/01/2020/5e23e77c9a7947f70aa3a847 (дата обращения: 22.04.2024).
- Тяжелую ракету «Ангара-А5» запустили с Восточного с третьей попытки. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/11/04/2024/66179a259a79470b252df187 (дата обращения: 22.04.2024).