В статье раскрыта проблема связи родительского стиля воспитания с тревожностью школьников младшего возраста. Рассмотрены и проанализированы стили родительского воспитания, а также раскрыто понятие тревожности. Выявлено, что родительский стиль воспитания связан с уровнем тревожности ребёнка.
Ключевые слова : тревожность, уровень тревожности, родительские стили воспитания, младший школьный возраст.
Актуальность исследования обусловлена тем, что детский возраст, особенно младший школьный, является определяющим в становлении личности ребенка. На этом жизненном этапе формируются основные свойства личности. Вместе с тем большинство специалистов придерживаются мнения о том, что детство, кроме того, является периодом наибольшей чувствительности к различным неблагоприятным факторам вследствие прочности первичных впечатлений и низкой сопротивляемости нервной системы ребенка. Тревожность сегодня является распространенным феноменом и проявляется в неуверенности, эмоциональной неустойчивости, постоянном ожидании негативных событий и пр. Таким образом, изучение взаимосвязи семейного воспитания с уровнем тревожности младших школьников важно с точки зрения их социализации и сохранения психического здоровья.
Вместе с тем родительский стиль воспитания может оказывать значительное влияние на развитие ребенка, особенно если он не соответствует потребностям и интересам ребенка [3]. Тревожность у детей младшего школьного возраста также может быть связана с родительским стилем воспитания. На сегодняшний день уровень людей с повышенной тревожностью достаточно высок. Чаще всего появление неоправданной тревожности связывают с детско-родительскими отношениями.
Стиль воспитания относится к последовательным и стабильным моделям требований, структуры и реагирования, которые родители культивируют во всех своих межличностных взаимодействиях со своими детьми. Действия родителей зависят от этих моделей. Джон Готтман выделяет следующие родительские стили воспитания: отвергающий, неодобряющий, невмешивающийся, эмоциональный воспитатель.
Тревожность — это состояние беспокойства и тревоги, которое может возникать у человека в различных ситуациях. Она является одним из наиболее распространенных психологических феноменов [1].
Существует множество различных причин, почему дети могут испытывать тревожность. Некоторые люди испытывают ее из-за генетических факторов или наследственности, другие — из-за неблагоприятных жизненных обстоятельств, таких как потеря близкого человека, развод родителей или травматические события. Также причиной тревожности может стать стресс, связанный с учебной деятельностью или общением со сверстниками.
Цель исследования — выявить характер связи родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста.
В исследовании принимали участие родители школьников младшего возраста (1–4 классы). Тестирование проводилось с использованием Google Forms.
Для выявления уровня тревожности использовался опросник на выявление уровня тревожности у детей (Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко). Данная диагностика предполагает исследование психоэмоционального состояния детей посредством опроса их родителей. Для определения стиля родительского воспитания использовался тест-опросник «Ваш родительский стиль воспитания: отвергающий, неодобряющий, невмешивающийся или эмоциональный воспитатель» (Дж. Готтман).
Проанализируем полученные данные. По результатам диагностики уровня тревожности можно заметить, что в выборке преобладает низкий уровень тревожности (рис. 1).
Рис. 1. Распределение школьников по уровням тревожности (%)
В результате диагностики стилей родительского воспитания выявлено преобладание стиля эмоциональный воспитатель (80 %), это значит, что большая часть родителей используют данный конструктивный стиль воспитания как доминирующий. (рис. 2).
Рис. 2. Распределение родителей младших школьников по выбору доминирующего стиля воспитания (%)
Таким образом, становится заметно, что выбор деструктивных стилей воспитания («отвергающий», «неодобряющий», «невмешивающийся») действительно происходит реже. В большем процентном соотношении родители школьников младшего возраста предпочитают выбирать конструктивную модель воспитания «эмоциональный родитель» (рис.2), значит, большая часть родителей ориентирована на уважение эмоций ребенка, чувствительна к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются, а также осознает и ценит собственные эмоции.
В процессе исследования для выявления характера связи стиля родительского воспитания и уровня тревожности ребенка был применен критерий ранговой корреляции r-Спирмена. Выявлена значимая связь тревожности и таких стилей воспитания, как «эмоциональный воспитатель» (r=-0,854, р≤0,01), «невмешивающийся» (r=0,717, р≤0,01), меньшая связь у стиля «отвергающий» (r=0,392, р≤0,05) и «неодобряющий» (r=0,241, р≤0,05).
Исходя из этого можно сделать вывод о том, что эмпирические значения коэффициента корреляции значимы для стилей воспитания: «эмоциональный воспитатель», «невмешивающийся» и «отвергающий».
Таким образом, стиль семейного воспитания связан с уровнем тревожности школьника. В исследовании доказано, что существует связь между родительским стилем воспитания и тревожностью у детей младшего школьного возраста, а именно: чем выше выраженность стиля воспитания «эмоциональный воспитатель», тем ниже уровень тревожности ребенка, а чем выше выраженность стилей воспитания «отвергающий», «неодобряющий» или «невмешивающийся», тем выше уровень тревожности ребёнка.
Перспективы развития данного исследования заключаются в разработке программы по гармонизации стиля семейного воспитания.
Литература:
- Аведисова, А. С. Тревожное расстройство сепарации у взрослых — новая диагностическая категория [Текст] / А. С. Аведисова, И. А. Аркуша, К. В. Захарова // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. — 2018. — Т. 118. — № 10. — С. 66–75
- Веретенникова, Ю. Д. Влияние стилей семейного воспитания на самооценку ребенка [Текст] / Ю. Д. Веретенникова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 12–1(63). — С. 35–39
- Гут Ю. Н. Влияние типа семьи на развитие тревожности у детей младшего школьного возраста / Ю. Н. Гут, М. В. Ланских, Н. Н. Доронина // Вестник Вятского государственного университета, 2020, № 3 (137). — С. 136–145
- Долготов, Т. В. Тревожность — фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи [Текст] / Т. В. Долготов — Москва: Изд-во Лаборатория книги, 2020. — 126 с.
- Дубинская, В. В. О чувствах в психотерапии. Сепарация [Текст] / В. В. Дубинская — Ростов-н/Д.: Изд-во Мини Тайп, 2022. — 234 с.
- Мордвинцева, А. С. Стили семейного воспитания как предиктор формирования социальной инфантильности и зрелости современной молодежи [Текст] / А. С. Мордвинцева // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2022. — № (5)69. — С. 554–558