В статье рассматриваются особенности следственно-оперативной группы, которая создаётся для всестороннего раскрытия и расследования преступлений и сокращения процессуальных сроков. В работе выделяются отличительные признаки следственно-оперативной группы. Автор приходит к выводу о необходимости дополнить Уголовно-процессуальный кодекс РФ нормой, регламентирующей работу по уголовным делам в составе следственно-оперативной группы.
Ключевые слова: взаимодействие правоохранительных органов, предварительное расследование, раскрытие преступления, следователь, следственно-оперативная группа.
Обеспечение успешного раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений напрямую зависит от взаимодействия следователя с другими сотрудниками правоохранительных органов. Подобная совместная работа предполагает осуществление согласованных действий следователей, сотрудников оперативных, экспертно-криминалистических и других подразделений правоохранительных органов.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ не закрепляет понятие и особенности формирования и деятельности следственно-оперативной группы, что, на наш взгляд, является пробелом в законодательстве. Кроме того, в уголовно-процессуальной науке существует несколько точек зрения, раскрывающих данное понятие.
Так, Г. А. Кокурин в своих работах приводит следующее определение: «следственно-оперативная группа — это организационное формирование постоянного или временного характера, состоящее из следователя (следователей), оперативных работников и иных специалистов, использующих свойственные им средства и методы работы, и созданное для лучшей организации работы по раскрытию и расследованию преступлений» [1. С. 23.]. Мы считаем, что данное определение не является исчерпывающим.
Понятие охватывает только цель и участников, не описываются другие особенности, не упоминается о процессуальном документе, основой которого является создание следственно-оперативной группы.
А. Я. Дубинский определяет СОГ следующим образом: «Группа, состоящая из следователей, оперативных работников, иных сотрудников правоохранительных органов и специалистов, образуемая для раскрытия и (или) расследования преступлений по совместному решению руководителя следственного органа и начальника подразделения дознания, о чем, как правило, издается приказ» [2. С. 135.].
На наш взгляд, данное определение не полностью раскрывает сущность следственно-оперативной группы. А. Я. Дубинский указывает только субъектов, цели создания и процессуальный документ. Автор не раскрывает признак, характеризирующий продолжительность создания СОГ, также не упоминает о руководителе группы.
И. А. Цоколов в своих работах определяет следственно-оперативную группу как «основанное на законе и ведомственных нормативных правовых актах временное организационное формирование, состоящее из следователя (следователей), сотрудников оперативных аппаратов субъектов оперативно- розыскной деятельности и иных специалистов, возглавляемое следователем и создаваемое для оптимальной организации деятельности по раскрытию и расследованию преступлений» [3. С. 23–24.].
Анализируя и сравнивая приведенные понятия, можно сказать, что в определениях описываются признаки деятельности следственно-оперативной группы, указывается процессуальный документ, на основе которого она формируется, упоминается о целях ее создания, указывает на «временный» характер создания следственно-оперативной группы.
Необходимо отметить, что приведенные определения не являются процессуальным, они сложились в результате многолетнего опыта взаимодействия различных служб, чья деятельность направлена на раскрытие и расследование преступлений.
Проанализировав вышеизложенное, мы пришли к следующему выводу: следственно-оперативная группа представляет собой организационное объединение, созданное на основе закона и ведомственных нормативных актов, включающее следователя (следователей), сотрудников оперативных подразделений и других специалистов, возглавляемое следователем и предназначенное для эффективной организации работы по раскрытию и расследованию конкретных преступлений согласно общему плану.
В данном определении мы объединили мнения авторов, указали документ, на основе которого создается группа, также субъектов и руководителя группы, кроме того, назвали цель создания следственно- оперативной группы, а именно, добавили формулировку «расследование конкретных преступлений», а также упомянули о еще одном признаке — действие по совместно составленному плану.
Следственно-оперативная группа значительно отличается от следственной группы по ряду причин. К следственно-оперативной группе привлекаются специалисты, криминалисты, оперативные сотрудники и др., что значительно повышает эффективность раскрытия преступления, позволяя всесторонне изучить детали уголовного дела.
План по расследованию преступления разрабатывается и согласуется всеми членами группы, а именно следователем, оперативными работниками, иными сотрудниками правоохранительных органов и специалистами. Однако при этом каждая сторона следственно-оперативной группы обладает самостоятельностью при выполнении своих функций, т. е. мероприятия по раскрытию и расследованию преступлений каждый субъект выполняет исходя из своих полномочий, которые закреплены в законодательстве.
Еще одним преимуществом следственно-оперативной группы является возможность быстрого получения важной информации для уголовного дела ввиду того, что в группе взаимодействует большое количество субъектов, которые решают различные задачи. Это позволяет незамедлительно реагировать в процессе проведения предварительного следствия.
Исходя из вышеизложенных положений, следует сделать вывод, что следственно-оперативная группа является эффективной формой взаимодействия в процессе расследования. Она обладает рядом признаков, которые способны повысить эффективность расследования. На практике создание следственно-оперативной группы является результативной формой взаимодействия субъектов раскрытия и расследования преступлений.
Однако мы считаем, что отсутствие законодательного закрепления определения следственно-оперативной группы и ее деятельности является пробелом. Ввиду этого, мы считаем, что законодательно необходимо регламентировать данную форму сотрудничества субъектов раскрытия и расследования преступлений. Отсутствие законодательного толкования термина «следственно-оперативной группы», а также порядка и основания ее создания, функционирования, прекращения, кроме этого, отсутствие регламента полномочий каждого субъекта следственно-оперативной группы не способствует четкому и планомерному взаимодействию всех ее субъектов. На наш взгляд, данное упущение является пробелом в действующем законодательстве. Поэтому необходимо дополнить Уголовно-процессуальный кодекс РФ статьей, закрепляющей деятельность следственно-оперативной группы.
Литература:
- Кокурин Г. А. Криминалистические и организационные основы деятельности следственно-оперативных групп по раскрытию и расследованию преступлений: дис. … канд. юрид. наук. ˗ Свердловск, 1991.
- Дубинский А. Я. Исполнение процессуальных решений следователя. Правовые и организационные проблемы. ˗ Киев, 1984.
- Цоколов И. А. Процессуальные и криминалистические особенности расследования преступлений следственной и следственно- оперативной группой: автореф. дис. … канд. юрид. наук. ˗ М.: ВНИИ МВД России, 2001.