В статье проанализированы состояние и тенденции собираемости налога на прибыль организаций. Детально рассмотрен налог на прибыль организаций, обоснована важность данного налога как для государства, так и для предприятий нефтегазового сектора. Изучены ключевые показатели эффективности такие, как собираемость налога и эффективность налогового контроля.
Ключевые слова: налоговое администрирование, налог на прибыль, собираемость налога, налоговые поступления.
Рассмотрим один из ключевых показателей эффективности при налоговом администрировании — уровень собираемости налогов на примере собираемости налога на прибыль организаций в регионах Российской Федерации с 2020 по 2022 годы.
Напомним, что общая ставка налога на прибыль составляет 20 %, из которых 3 % зачисляется в федеральный бюджет (их платит головная организация), а 17 % идут в бюджет региона. В свою очередь, 17 %, зачисляемые в бюджет региона, распределяются между головной компанией и филиалами пропорционально их долям прибыли; каждая часть выплачивается в бюджет соответствующего региона по месту нахождения головной компании или обособленного подразделения.
Таблица 1
Собираемость налога на прибыль организаций по регионам Российской Федерации в 2020–2022 гг.
Налог на прибыль организаций, 2020 |
Налог на прибыль организаций, 2021 |
Налог на прибыль организаций, 2022 |
|
Российская Федерация, в млрд руб. |
2927,0 |
4529,3 |
4686,3 |
Центральный федеральный округ |
1193546 |
1729603 |
1625235 |
Северо-западный федеральный округ |
347036,6 |
553306,5 |
757132,9 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
26813,8 |
43687 |
50927,8 |
Южный федеральный округ |
148569,5 |
212313 |
234463,9 |
Приволжский федеральный округ |
314636,9 |
574477,4 |
587708,3 |
Уральский федеральный округ |
376287,7 |
622366,7 |
541304,8 |
Сибирский федеральный округ |
290904,3 |
544033,9 |
566822,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
228937,8 |
249360,2 |
322782,4 |
Макс. |
1193546 |
1729603 |
1625235 |
Мин. |
26813,8 |
43687 |
50927,8 |
Исходя из таблицы 1, мы видим, что максимальную собираемость налога на прибыль показывает Центральный Федеральный округ, в который входит г. Москва (1041194,1 млн руб.) и Московская область (260838,2 млн руб.), что в совокупности составляет 80,1 % собираемости данного налога в ЦФО в 2022г. Также следует отметить, что данная тенденция прослеживается на протяжении всего исследуемого периода.
Выделим основные причины, по которым Центральный федеральный округ, в частности Москва является лидером по собираемости налога на прибыль [2]:
– Москва является крупнейшим экономическим центром;
– в Москве создан благоприятный инвестиционный климат;
– высокий уровень развития инфраструктуры, в том числе доступность разнообразных ресурсов.
Также высокие показатели по собираемости налога на прибыль организаций показали Уральский и Приволжский Федеральные округа. Это связано с тем, что в данных регионах расположено большое количество нефтеперерабатывающих заводов, которые обеспечивают максимальные поступления в бюджеты, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Минимальные показатели налога на прибыль демонстрирует Северо-Кавказский федеральный округ. Это связано с тем, что в регионе относительно низкий уровень экономического развития, что непосредственно влияет на доходы предприятий и способность уплачивать налоги.
Таким образом, собираемость налогов является одним из ключевых показателей эффективности при налоговом администрировании. От величины налоговых поступлений в бюджет страны зависит возможность эффективно выполнять возложенные на него функции и решение поставленных задач.
Рассмотрим еще один коэффициент показателя эффективности — эффективность налогового контроля. Для начала установим, что налоговый контроль способствует осуществлению своевременного исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств, что является важнейшим условием рационального функционирования налоговой системы. Актуальность повышения качества налогового контроля в настоящее время возрастает в связи с необходимостью увеличения доходной части бюджета государства [1].
На сегодняшний день налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок: выездных и камеральных.
Камеральная налоговая проверка — «это форма периодического и планового контроля правильности и достоверности отражения данных в налоговых декларациях и других документах, представляемых налогоплательщиком, который осуществляется должностными лицами по месту нахождения налогового органа. Данная проверка направлена на выявление ошибок налогоплательщиков при подаче налоговых деклараций и, как следствие, на предотвращение совершения налоговых правонарушений» [3].
Выездная налоговая проверка представляет собой акт проверки налогоплательщиком первичных учетных и иных документов бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций по месту нахождения налогоплательщика и в иных местах вне места нахождения налогового органа.
Рис. 1. Количество проведенных камеральных налоговых проверок
По рисунку 1 мы видим увеличение выявленных нарушений по отношению к количеству проверок в 2021 году, связанных с послековидным периодом. В целом, можно отметить, что количество КНП, начиная с 2021 года идет на спад. Это связано с автоматизацией процессов и переводом большинства операций в электронный вид.
Далее рассмотрим количество выездных налоговых проверок в период с 2015 по 2022 гг.
Рис. 2. количество выездных налоговых проверок
Начиная с 2015 года прослеживается тенденция снижения количества ВНП организаций: с 26,1 тыс. в 2015 году до 7,2 тыс. в 2021 году. Во многом данное снижение связано с активным вовлечением налоговых органов в аналитическую работу и побуждением налогоплательщиков к самостоятельному уточнению своих обязательств на «предпроверочном» этапе. Однако, в 2022 году произошел рост: было проведено 9 388 ВНП организаций, что на 29 % выше показателя предыдущего года [4].
Таким образом, рассматривая ключевые показатели эффективности, мы провели анализ по собираемости налога на прибыль организаций в субъектах РФ, где оценили регионы исходя из показателя собираемости налога на прибыль. Также проанализировав количество проверок (выездных и камеральных), долю выявленных нарушений по итогам данных проверок, можно сделать вывод, что проведение проверок эффективно. Однако, несмотря на эффективность проверок, наблюдается уменьшение их количества. Это связано с последовательной автоматизацией процессов и внедрением электронного документооборота. Пандемия коронавирусной инфекции, побудившая перенос процессов в цифровой мир, дала особый толчок увеличению темпов автоматизации процессов.
Литература:
- Гавердовский, А. Концепция цифрового налогового администрирования / А. Гавердовский. — Текст: непосредственный // Digital Tax Technologies. — 2020.
- А. И. Пономарев — Модернизация налогового администрирования в современной России // Налоги и налогообложение. — 2019. — № 12. — С. 41–49
- Абрамчик Л. Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля / Л. Я. Абрамчик // Финансовое право. 2019г.
- Иванов, А. Г. Понятие администрирования налогов / А. Г. Иванов // Финансовое право. 2019г. № 9