Родительские установки как фактор формирования аддиктивного поведения взрослых | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 05.05.2024

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Андрейчикова, Е. И. Родительские установки как фактор формирования аддиктивного поведения взрослых / Е. И. Андрейчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113755/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается влияние родительских установок на формирование аддиктивных механизмов поведения взрослого человека. В статье кратко выделены основные характеристики аддиктивного поведения, признаки его проявления во взрослом возрасте. Кроме того, в статье обозначены ключевые родительские установки, имеющие прямое отношение к появлению аддиктивного поведения людей во взрослом возрасте. Одним из ключевых факторов, влияющих на становление человека как личность, является его семья. Именно взаимодействие ребенка с родителями или другими значимыми взрослыми оказывает влияние на его дальнейшую жизнь после достижения совершеннолетнего возраста.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, взрослый возраст, родительские установки.

При общении со значимыми взрослыми и ближайшим окружением ребенок усваивает определенные модели поведения и сценарии, которые во взрослом возрасте могут обернуться для него как позитивными, так и негативными последствиями.

Аддиктивное поведение — одна из форм деструктивного поведения, сопровождающаяся желанием субъекта погрузиться в иную от текущей реальность с помощью употребления психоактивных веществ или механизмов застревания на конкретных видах деятельности или предметах, которые являются источником определенных ярких эмоций. Существует множество различных методик для выявления наличия или отсутствия аддиктивного поведения у взрослых. Одна из методик — «Диагностика аддиктивного поведения» Н. Н. Телеповой. Данная методика позволяет выявить степень выраженности следующих признаков аддиктивного поведения взрослых: изменение толерантности; синдром отмены; потеря контроля; неудачные попытки воздержаться; употребление «несмотря на…»; отрицание своей зависимости; резкие изменения в образе жизни. Изменение толерантности характеризуется увеличением количественной и качественной степени погружения в ту или иную зависимость с каждым новым употреблением. Синдром отмены (абстинентный синдром) проявляется в виде коррекции поведения, чувственной сферы, социальной направленности, духовных и ценностно-смысловых установках личности как следствие недостатка искусственного воздействия или нехватки «дозы». Потеря контроля является проявлением компульсивного поведения, которое провоцирует искусственное вмешательство в процесс получения позитивного эмоционального подкрепления. Безуспешные попытки воздержаться являются попытками перестать вести себя зависимым образом и практически всегда заканчиваются срывами или сменой одной аддикции на другую. Употребление «несмотря на…» —сознательное разрушение собственной личности, характеризующееся разрушением социальных связей и ценностно-смысловых ориентиров.

Для выявления признаков аддиктивного поведения у взрослых удалось опросить 53 респондента, среди которых 39 (73,58 %) опрошенных имеют показатели выше среднего по перечисленным мною признакам.

Показатели по методике «Диагностика аддиктивного поведения» Н. Н. Телеповой

Рис. 1. Показатели по методике «Диагностика аддиктивного поведения» Н. Н. Телеповой

Родительские установки — неосознанные указания родителей, внушаемые детям на протяжении определенного возраста и проявляющиеся у каждого взрослого человека на протяжении жизни. Родительские послания транслируются детям в виде последовательных и повторяющихся наставлений, которые могут оседать в сознании ребенка и, таким образом, влиять на его поведение во взрослой жизни. Подобные послания, если они носят негативный характер, могут не позволять человеку во взрослом возрасте жить самостоятельной жизнью, поскольку он действует в соответствии с ожиданиями, установленными его родителями. Одну из распространенных классификаций основных негативных родительских установок предложил психолог Перл Дрего:

  1. Не будь . Подобным предписанием родитель внушает ребенку идею о том, что его рождение не было желанным и позитивным событием. Такие дети во взрослом возрасте могут быть склонными к аутоагрессивному поведению, каковым и может являться зависимое поведение.
  2. Не будь собой . Данное предписание обычно приводит к тому, что человек может подавлять в себе свои истинные желания и поступать так, как хотят его видеть другие, а не так, как он сам хочет. При неудовлетворенных повседневных потребностях в различных сферах человек может испытывать постоянное напряжение и общее недовольство собой и своей жизнью, что может сподвигнуть его уйти от реальности с помощью различных форм аддиктивного поведения.
  3. Не взрослей . Такого рода предписание может привести к тому, что взрослый человек будет долго оставаться ребенком, показывать инфантильное и безответственное поведение.
  4. Не будь ребенком . Запрет ребенку проявления своей детской части может привести к хроническому напряжению, неудовлетворенности во всех сферах жизни, что является предпосылками для формирования зависимого поведения.
  5. Не будь значимым . Данное послание формирует у ребенка запрет на восприятие себя нужным и важным. Подобное самоопределение может привести взрослого к проблемам во всех сферах жизни, что является фактором риска для формирования аддиктивных наклонностей.
  6. Не сближайся . Страх сближения во взрослом возрасте может провоцировать изоляцию и одиночество. Отсутствие близких социальных контактов приводит к незакрытым социальным потребностям и может стать причиной частого ухода человека от реальности.
  7. Не делай . Данная установка формирует у ребенка и в последующем у взрослого человека синдром выученной беспомощности.
  8. Не чувствуй . Систематическое подавление своих чувств может привести к хронической неудовлетворенности и спровоцировать выход данных чувств посредством ухода в другую реальность.
  9. Не будь здоровым . Данная установка может приводить к ипохондрии или к постоянным соматическим заболеваниям во взрослом возрасте.
  10. Не принадлежи . Такое предписание формирует у человека отсутствие «родного гнезда», что может делать его несчастным и провоцировать формирование зависимого поведения.
  11. Не будь нормальным . Человек с данной установкой может проявлять признаки отклоняющегося и аддиктивного поведения, и считать их нормой.
  12. Не думай . Запрет на мыслительную деятельность ребенка приводит к ослаблению способности человека и во взрослом возрасте обдумывать и анализировать собственную жизнь.

Психолог Перл Дрего предложил собственную методику, которая позволяет увидеть, в какой степени у того или иного человека присутствуют в поведении выше перечисленные родительские послания. Данная методика была проведена на 39 респондентах, имеющих склонность к зависимому поведению. Средние результаты среди всех опрошенных представлены ниже:

Показатели по методике «Шкала предписаний Дрего»

Рис. 2. Показатели по методике «Шкала предписаний Дрего»

Таким образом, результаты двух проведенных методик показывают, что переданные родителями в детстве установки могут оказывать прямое влияние на формирование признаков аддиктивного поведения детей во взрослом возрасте. Именно поэтому родителям очень важно изучать психологическую культуру и основные принципы воспитания детей для профилактики и предотвращения развития зависимости у их детей.

Литература:

  1. Асеева, А. Д. Изучение аддиктивной установки как основа превентивной работы с межличностными аддикциями / А. Д. Асеева // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2021. — № 2(102). — С. 201–204;
  2. Жуковская, В. А. Особенности проявления и формирования аддиктивного поведения личности / В. А. Жуковская // Психологические и биологические особенности нарушенного поведения: Материалы всероссийского научно-практического круглого стола с международным участием — С. 69–75;
  3. Мировая статистика аддиктивного поведения. — URL: https://coomer.ru/mirovaya-statistika-addiktivnogo-povedeniya/ (дата обращения: 10. 12. 2023);
  4. Pearl Drego. Happy family: Parenting through family rituals. Bombay: Alfreruby Publishers, 1994
  5. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. СПб.: Изд-во «Речь», 2007. 189 с.
Основные термины (генерируются автоматически): взрослый возраст, взрослый человек, зависимое поведение, поведение, ребенок, установка, изменение толерантности, потеря контроля, синдром отмены, сфера жизни.


Похожие статьи

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Особенности аддиктивного поведения подростков

В данной статье рассматриваются особенности подросткового возраста и проводится его взаимоотношение с механизмом возникновения аддиктивного поведения. Акцентируется внимание на пусковом механизме инициации данного феномена. Аддиктивное поведение подр...

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, как фактор психологического благополучия

В данной статье рассматриваются особенности детско-родительских отношений, которые могут оказывать влияние на психологического благополучие, в целом. Рассматриваются подходы к изучению детско-родительских отношений, а также их типология.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности

В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети ...

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционал...

Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников к школьному обучению

В данной статье рассматривается проблема адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе, как непрерывный и многоуровневый процесс. Переход ребёнка от дошкольного детства к школьной жизни несёт за собой множество переломных моментов в ...

Влияние семьи на формирование характера ребёнка

Представлен анализ влияния различных аспектов внутрисемейного взаимодействия на формирование личности ребёнка. Показано, что формирование полноценной личности, особенно в современных условиях, возможно только при активном участии взрослых членов семь...

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

Социальная индифферентность как предпосылка к формированию нравственных ориентиров у молодежи в Российской Федерации

В статье рассматриваются явления и процессы, оказывающие влияние на общество, как систему, меняющие его морально-нравственные ориентиры. В данной статье также предпринимается попытка осмысления роли СМИ в формировании нового типа общества.

Похожие статьи

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Особенности аддиктивного поведения подростков

В данной статье рассматриваются особенности подросткового возраста и проводится его взаимоотношение с механизмом возникновения аддиктивного поведения. Акцентируется внимание на пусковом механизме инициации данного феномена. Аддиктивное поведение подр...

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, как фактор психологического благополучия

В данной статье рассматриваются особенности детско-родительских отношений, которые могут оказывать влияние на психологического благополучие, в целом. Рассматриваются подходы к изучению детско-родительских отношений, а также их типология.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности

В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети ...

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционал...

Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников к школьному обучению

В данной статье рассматривается проблема адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе, как непрерывный и многоуровневый процесс. Переход ребёнка от дошкольного детства к школьной жизни несёт за собой множество переломных моментов в ...

Влияние семьи на формирование характера ребёнка

Представлен анализ влияния различных аспектов внутрисемейного взаимодействия на формирование личности ребёнка. Показано, что формирование полноценной личности, особенно в современных условиях, возможно только при активном участии взрослых членов семь...

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

Социальная индифферентность как предпосылка к формированию нравственных ориентиров у молодежи в Российской Федерации

В статье рассматриваются явления и процессы, оказывающие влияние на общество, как систему, меняющие его морально-нравственные ориентиры. В данной статье также предпринимается попытка осмысления роли СМИ в формировании нового типа общества.

Задать вопрос