В статье автор исследует некоторые аспекты предварительного расследования уголовных дел о нарушении правил безопасности движении эксплуатации водного транспорта. Особое внимание уделено организации и производству осмотра места происшествия по указанной категории дел.
Ключевые слова: водно-транспортное преступление, нарушением правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, осмотр места происшествия, уголовный процесс, судебная экспертиза.
Ответственность за преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта предусмотрена ст. 263 УК РФ.
Важнейшим следственным действием на первоначальном этапе расследования большинства преступлений является осмотр места происшествия.
Осмотр места происшествия — «неотложное следственное действие, направленное на установление, фиксацию и исследование обстановки места происшествия, следов преступления и преступника и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме происшествия и других обстоятельствах расследуемого события» [2, с. 28–29].
В общем случае следственный осмотр преследует две группы задачи [2, c. 12]. Во-первых, общие задачи, которые сводятся к установлению обстоятельств, имевших место на месте происшествия.
Во-вторых, частные задачи такие, как изучение обстановки места происшествия, обнаружение, фиксация и изъятие следов преступления и преступника, выявление преступника и мотив преступления, получение необходимых данных для осуществления последующих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
В своем диссертационном исследовании Ильин Н. Н. привел основные проблемы, с которыми сталкиваются следователи при производстве осмотра места происшествия по данной категории уголовных дел:
— изменение обстановки места происшествия к моменту прибытия;
— удаленность места происшествия, труднодоступность, долгое время в пути до места происшествия;
— неблагоприятные погодные условия;
— проблемы привлечения специалиста, обладающего специальными знаниями в области транспорта;
— проведение в момент осмотра аварийно-ремонтных (спасательных) работ [3, с. 256].
Для минимизации организационных проблем, при производстве осмотра целесообразным является придерживаться следующих рекомендаций по проведению и фиксации результатов осмотра места происшествия.
Осмотр места происшествия предпочтительно производить в составе следственной группы, в которую необходимо включить несколько следователей и следователя-криминалиста [4, c.15–18].
При обнаружении трупов и пострадавших лиц, обязательным является привлечение судебного медика с последующим назначением судебно-медицинской экспертизы [1].
По своему усмотрению следователь приглашает иных лиц, обладающих требуемыми специальными знаниями в области криминалистики и транспорта [1]. Более того, для осмотра подводных частей судна представляется возможным привлечение водолазов, которые могли бы зафиксировать положение отдельных устройств, приборов и зафиксировать повреждения [4, c.15–18].
Специалист-криминалист помогает следователю произвести фотосъемку и видеозапись места транспортного происшествия, применить технико-криминалистические средства для обнаружения, фиксации, упаковки и изъятия следов (следы рук, следы биологического происхождения) и иных объектов [1].
Специалист в области транспорта содействует следователю:
— в применении специальных технических средств (например, дефектоскопа);
— изъятии и дальнейшем изучении транспортного средства или его фрагментов, а также элементов путей сообщения;
— изъятии информации с технических средств управления транспортным средством и средств объективного контроля, а также судовых документов;
— обнаружении и изъятии видеоизображений, полученных с камер видеонаблюдения;
— составлении планов и схем;
— постановке вопросов экспертам при назначении судебной транспортной экспертизы;
— разъяснении следователю вопросов, входящих в профессиональную компетенцию специалиста [3, с.268–274].
Работа следственной группы должна быть построена таким образом, чтобы выстроить взаимодействие с членами ведомственной комиссии, производящей собственное расследование и спасателями, осуществляющими аварийно-спасательные работы [4, c. 8–10].
Осмотр должен затрагивать как окружающую обстановку, местность, акваторию на которой произошло происшествие, так и всесторонне исследовать судно и его помещения [4, c.15–18]. В случае технических неисправностей тщательному осмотру и фиксации подлежат следы на основных механизмах и устройствах транспортного средства [4, c.15–18].
Особо важным в ходе осмотра судна является изъятие сохранившейся судовой документации:
— курсограммы и реверсограммы;
— судовой журнал;
— машинный журнал [4, c.15–18].
При отсутствии данных о месте происшествия необходимо произвести осмотр участка акватории, где происшествие могло произойти наиболее вероятно, с целью обнаружения нефтепродуктов, спасательных средств и иных предметов [4, c.15–18]. При этом необходимо особое внимание уделить прилегающим береговым полосам, где также возможно отыскать различные предметы с погибшего судна, вещи, принадлежавшие членам экипажа [4, c.15–18].
Отдельные методические рекомендации разработаны для производства осмотра месте происшествия по делам о столкновении судов, при навалах и ударах судов, при посадке судна на мель, при пожарах и взрывах.
Немаловажным аспектом производства осмотра места происшествия является оформление протокола. Как отмечает Ильин Н. Н. в некоторых следственных отделах на транспорте Следственного комитета Российской Федерации разработана самостоятельная структура протокола осмотра места происшествия [3, с. 274]. Помимо вышеуказанного, к протоколу следственного действия прилагаются фототаблицы, планы и схемы, электронные носители информации с видеозаписями, карта осмотра судна и иные материалы [4, c.15–18].
При составлении протокола целесообразно пользоваться помощью специалиста в сфере транспорта для грамотного описания места происшествия, а также следов, обнаруженных на нём [4, c.15–18].
Таким образом, рассматривая всю совокупность доказательств по категории водно-транспортных преступлений, стоит отметить особую устойчивую взаимосвязь между производством следственного осмотра и назначением и производством судебной экспертизы.
Необходимо согласиться с Ильиным Н. Н. в том, что надлежаще проведённые процессуальные действия, в том числе следственный осмотр, обеспечивают наиболее полный сбор исходных данных, необходимых для производства водно-транспортной экспертизы [3, с.253–256].
Протокол осмотра места преступления, заключение служебного расследования о причинах транспортного происшествия на водном, протоколы допросов и протокол следственного эксперимента выступают в качестве исходных данных для экспертного исследования обстоятельств преступления на морских и внутренних водных путях [3, с.254].
Литература:
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.04.2024)
- Карлов В. Я. Криминалистика: тезаурус-словарь и схемы: Учебное пособие. М.: — «Альфа-Пресс», 2011.
- Ильин Н. Н. Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: теория и практика: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук: специальность 5.1.4. Уголовно-правовые науки / Ильин Николай Николаевич; [Моск. акад. След. комитета РФ]. — Москва, 2023. — 511 с.
- Расследование происшествий на водном транспорте: метод. рекомендации. М.: Моск. межрегион. следств. упр. на транспорте, 2016. 51 с.