Особенности формирования стратегий развития современных коммерческих организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 08.05.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Ишмамедова, С. А. Особенности формирования стратегий развития современных коммерческих организаций / С. А. Ишмамедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 297-299. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113635/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье анализируются современные стратегии, позволяющие развивать современные предприятия в контексте обеспечения экономической безопасности.

Ключевые слова: коммерческая организация, подход, экономическая безопасность.

К сожалению, далеко не все предприятия обращают должное внимание на вопросы обеспечения экономической безопасности. Специалистами экономической безопасности отмечают, что это может привести к сложностям в процессе анализа угроз и формировании механизма предотвращения кризиса. При этом в процессе анализа возможных угроз и рисков, необходима стратегия, которая позволит достигнуть поставленных целей и задач [1].

Сама концепция обеспечения экономической безопасности на макроуровне получила свое развитие в России в Стратегии экономической безопасности на период до 2030г., утвержденной президентом Российской Федерации 13.05.2017г. № 208 [2].

Рыбкина О. В., при анализе данного документа, предлагает понимать стратегию как совокупность наиболее значимых решений, направленных на «обеспечение приемлемого уровня безопасности функционирования государства или предприятия, нацеленных на предотвращение рисков и угроз, а также на компенсацию наносимого ущерба» [3].

Стратегия предприятия также определяет основные пути достижения целей и границы возможных действий предприятия и управленческих решений. Соответственно, она включает в себя определенные цели и задачи, которые можно представить как формирование конкурентных преимуществ, исключение отрицательных последствий внешней среды, развитие стратегического потенциала, определение этапов развития деятельности, анализ ресурсов.

В процессе реализации стратегии предприятие может столкнуться с нестабильной внешней средой рынка, которая требует системы в борьбе с конкурентами, в процессе финансового роста, разработки методов борьбы с внешними и внутренними угрозами. На данный момент исследователи сходятся в мысли, что такие угрозы делятся на две основные группы: внешние и внутренние.

Р. Ю. Никулин, например, отмечает, что внутренние угрозы оказывают более разрушительное воздействие, так как напрямую влияют на финансовую составляющую компании. Внутренние угрозы, в свою очередь, подразделяются на организационные, бюджетные, кадровые, юридические, информационные, технологические, силовые и экологические и могут иметь не такое большое влияние [4].

Другим исследователем, А. Т. Ахметовой, выделяется иная идея классификации внешних угроз. Согласно этой классификации, угрозы экономической безопасности предприятия могут быть: прогнозируемыми и неизбежными; субъективными и объективными; постоянными и случайными; актуальными и потенциальными; несущественными, существенными и катастрофическими [5].

Большинством специалистов в своих работах отмечается, что стратегии по развитию предприятия и обеспечению экономической безопасности могут быть разделены по следующим уровням принятия решений:

— корпоративный;

— деловой;

— операционный;

— функциональный.

Исходя из этого, к корпоративной стратегии можно отнести решения во всех сферах деятельности компании, в то время как к деловой стратегии относятся решениями, касательно отдельных видов деятельности. Главным принципом операционной стратегии является структура предприятия (заводов, торговых региональных представителей, отделов внутри функциональных направлений). Функциональный уровень используется для каждого из функциональных направлений в определенной сфере деятельности компании [6].

Стратегии могут также подразделять по фазам жизненного цикла предприятия: начальная выжидательная стратегия; стратегия роста (или наступательная); стратегия стабилизации; стратегия выживания (или оборонительная) [7].

Помимо стратегий роста и развития предприятия, в настоящее время специалисты в области экономической безопасности и управления предлагают большое количество иных стратегий, которые условно можно разделить:

  1. По видам (стратегия стабильности; стратегия роста или расширения; стратегия сокращения) [8].
  2. По типам поведения в отношении конкурентов (стратегическое и тактическое поведение) [9].
  3. По масштабам (виолентная — силовая; патиентная — нишевая; комутантная — приспособительная; эксплерентная — пионерская) [10].

Верная стратегия играет ключевую роль в том, как организация развивается и справляется с угрозами, предвидит их, адаптируется, а также способна минимизировать негативное воздействие их на свою деятельность.

Любая стратегия развития организаций предполагает принятие всех особенностей рынка, возможностей развития и решения потенциальных угроз. Вместе с этим, при формировании определенной стратегии необходимо не только принять во внимание анализ конкурентной среды рынка, а также состояние самого рынка. Процесс формирования стратегии развития организации может включать пять этапов [11]:

  1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.
  2. Формирование целей стратегического развития организации.
  3. Разработка оптимальных путей осуществления поставленных целей.
  4. Определение специфики стратегии экономической безопасности организации по отдельным периодам.
  5. Оценка и анализ избранной стратегии экономической безопасности организации.

Реализация всех перечисленных этапов является оптимальным способом для эффективного управления коммерческим предприятием. Говоря об анализе и оценке избранной стратегии, отметим также методическую разработку стратегических прогнозов, программ и планов по развитию предприятия, можно отнести: анализ внутреннего равновесия избранной стратегии, ее адаптивности, согласованности с общей стратегией экономического развития, а также ее результативности.

В заключение отметим, что для стабильного развития коммерческой организации, ее готовности справляться с угрозами и рисками, необходимо правильно выработать стратегию развития. Необходимо правильно сформировать конкурентные преимущества, исключить отрицательные последствия внешней среды, выработать стратегический и кадровый потенциал, определить этапы реализации деятельности предприятия, а также распределить имеющиеся ресурсы.

Таким образом, стратегия развития организаций актуальна и необходима для любой организации. Она позволяет не только минимизировать любые потери и ущерб, но также позволяет принимать эффективные управленческие решения и формировать экономическую безопасность предприятия.

Литература:

  1. Ансофф, И. Стратегическое управление. / И. Ансофф. М.: Алмаз–пресс, 2018. — 519с.
  2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/#i xzz4xCKzKKRy.
  3. Рыбкина О. В. Разработка стратегии экономической безопасности предприятия [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-strategii-ekonomicheskoy-bezopasnosti-predpriyatiya
  4. Никулин Р. Ю. Классификация угроз экономической безопасности предприятия [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-ugroz-ekonomicheskoy-bezopasnosti-predpriyatiya-2
  5. Ахметова А. Т. Анализ возможных угроз экономической безопасности. // Казанский государственный энергетический университет.
  6. Родионова, Е. В. Стратегическое управление организации: учебное пособие / Е. В. Родионова, А. Н. Рида, Л. С. Ширшова. — Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2015. — 196c.
  7. Анопченко Т. Ю. Формирование стратегий развития коммерческой организации на основе критериального выбора. / Фундаментальные исследования, 2017. — № 10. — С.536–543
  8. Семенов Д. А. Типы корпоративных стратегий в современных организациях. / Прикладные экономические исследования, 2022. — № 4. — С. 40–44.
  9. Василенко И. А. Формирование стратегии развития предприятия [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-strategii-razvitiya-predpriyatiya-1
  10. Валеева Е. Конкурентная стратегия предприятия \ Экономика и социум, 2014. — № 4. — С. 11–14
  11. Карякина Д. С. Основы разработки стратегии экономической безопасности предприятия / ЭКОНОМИНФО, 2017. — С.24–27
Основные термины (генерируются автоматически): экономическая безопасность, угроза, избранная стратегия, развитие предприятия, стратегия, стратегия роста, внешняя среда, коммерческая организация, экономическая безопасность организации, экономическая безопасность предприятия.


Похожие статьи

Подходы к обеспечению экономической безопасности современных коммерческих организаций

В статье анализируются современные подходы к обеспечению экономической безопасности современных коммерческих организаций.

Организация корпоративного управления в современных условиях

В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управл...

Стратегии управления финансовыми инновациями в банках

В данной статье рассмотрены стратегии управления финансовыми инновациями в банках, функции инновационных стратегий, Модель формирования стратегического инновационного управления кредитной организацией, типы инновационных стратегий их влияние на деяте...

Совершенствование методов оценки инвестиционных проектов коммерческих предприятий

В статье авторы исследуют существующие методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов и предлагает способы их совершенствования в целях повышения финансовой устойчивости.

Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации

В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения мар...

Стратегическая модель инновационного развития бизнеса

В статье рассматриваются различные стратегические модели инновационного развития бизнеса. Обозначены требования и особенности выбора конкретной модели реализации инновационного вектора развития предприятия.

Стратегия развития организации в условиях угрозы ее экономической безопасности

В статье рассматривается важность и необходимость учета уровня экономической безопасности при разработке стратегии развития организации. Предложен подход к формированию стратегии развития предприятия на основе управления экономической безопасностью.

Анализ финансовой стратегии компании

Научная статья посвящена исследованию значения и практической роли финансовой стратегии при управлении устойчивостью развития бизнеса. Описан процесс разработки эффективной финансовой стратегии предприятия. Выделены негативные факторы, которые привод...

Управление конкурентоспособностью предприятия сферы туризма на основе современных маркетинговых технологий

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению особенностей использования маркетинговых технологий в туризме, проводится оценка конкурентоспособности организации, а также предлагаются рекомендации по использованию современных маркетинговых...

Конкурентные преимущества как залог успешного бизнеса нефтяных компаний в современных условиях

В статье раскрыта роль конкурентных преимуществ в современных условиях ведения хозяйственной деятельности компаний нефтяного сектора. Изучены работы различных авторов по проблемам развития конкурентных преимуществ в нефтяных компаниях.

Похожие статьи

Подходы к обеспечению экономической безопасности современных коммерческих организаций

В статье анализируются современные подходы к обеспечению экономической безопасности современных коммерческих организаций.

Организация корпоративного управления в современных условиях

В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управл...

Стратегии управления финансовыми инновациями в банках

В данной статье рассмотрены стратегии управления финансовыми инновациями в банках, функции инновационных стратегий, Модель формирования стратегического инновационного управления кредитной организацией, типы инновационных стратегий их влияние на деяте...

Совершенствование методов оценки инвестиционных проектов коммерческих предприятий

В статье авторы исследуют существующие методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов и предлагает способы их совершенствования в целях повышения финансовой устойчивости.

Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации

В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения мар...

Стратегическая модель инновационного развития бизнеса

В статье рассматриваются различные стратегические модели инновационного развития бизнеса. Обозначены требования и особенности выбора конкретной модели реализации инновационного вектора развития предприятия.

Стратегия развития организации в условиях угрозы ее экономической безопасности

В статье рассматривается важность и необходимость учета уровня экономической безопасности при разработке стратегии развития организации. Предложен подход к формированию стратегии развития предприятия на основе управления экономической безопасностью.

Анализ финансовой стратегии компании

Научная статья посвящена исследованию значения и практической роли финансовой стратегии при управлении устойчивостью развития бизнеса. Описан процесс разработки эффективной финансовой стратегии предприятия. Выделены негативные факторы, которые привод...

Управление конкурентоспособностью предприятия сферы туризма на основе современных маркетинговых технологий

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению особенностей использования маркетинговых технологий в туризме, проводится оценка конкурентоспособности организации, а также предлагаются рекомендации по использованию современных маркетинговых...

Конкурентные преимущества как залог успешного бизнеса нефтяных компаний в современных условиях

В статье раскрыта роль конкурентных преимуществ в современных условиях ведения хозяйственной деятельности компаний нефтяного сектора. Изучены работы различных авторов по проблемам развития конкурентных преимуществ в нефтяных компаниях.

Задать вопрос