Статья посвящена проблеме формирования навыков безопасного поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития. Раскрывается актуальность проблемы, показана ведущая роль педагога-дефектолога в реализации комплексных задач по выработке качества социальных представлений и становления на их основе культуры безопасности жизнедеятельности детей. Определена значимость и даны общие рекомендации по вопросам организации взаимодействия школы и семьи.
Ключевые слова: безопасная социализация, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями развития, безопасность жизнедеятельности, навыки безопасного поведения.
В круговороте жизни, мы не задумываемся о том, сколько различных опасностей окружает нас. В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья. Детьми с ограниченными возможностями здоровья являются дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [1]. К данной категории относятся дети с интеллектуальными нарушениями ( умственная отсталость) различной этиологии и степени. Такие дети обучаются в коррекционных образовательных организациях, по Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — АООП. Согласно последним данным главного управления реабилитационной службы и специального образования МО РФ, из 600 тысяч общего количества обучающихся с отклонениями в развитии 60 % составляют дети с умственной отсталостью. Умственно отсталый ребенок имеет, как правило, более низкие показатели психического и физического состояния, сформированности эмоционально — волевой сферы в сравнении с нормотипичными детьми такого же возраста. Поэтому с начала обучения в школе обучающиеся данной категории испытывают множество затруднений, которые связаны не только с умственным развитием, но и стойким, необратимым нарушением всех психических функций, с особенным недоразвитием абстрактно — логического мышления, что возникает вследствие органического поражения головного мозга. Умственно отсталые обучающиеся адаптивных школ ввиду умственных, возрастных и психологических особенностей не всегда замечают и не могут правильно оценить опасную обстановку, а часто и завышают свои возможности. В сложных жизненных ситуациях такие обучающегося часто теряются, не могут быстро оценить степень опасности, принять правильное решение, у них возникает состояние «охранительного торможения», то есть дети с особыми возможностями здоровья не могут сами определить всю степень опасностей окружающих их. Поэтому окружающим таких детей взрослым (родителям, родственникам, законным представителям такого ребенка и педагогам) необходимо защищать их, формировать у них знания, умения и навыки безопасного поведения. Таким образом, актуальность проблемы безопасности детей с ОВЗ обусловлена необходимостью поиска путей эффективного социально — педагогического сопровождения для формирования у них знаний, умений и навыков безопасного поведения в обществе. Анализ исследований данной проблемы позволяет выделить несколько аспектов в педагогической работе по формированию навыков безопасного поведения у детей с ОВЗ:
- Формирование навыков безопасного поведения. С каждым годом в нашей стране растёт число детей, ставших жертвами дорожно-транспортных происшествий, пожаров, природных катаклизмов и других, опасных для жизни ситуаций.
- Социализация. Знакомство с окружающим социальным миром, с предметами и явлениями природы у детей с интеллектуальными нарушениями происходит неравномерно. Знания об окружающем мире достаточно поверхностное, расплывчатые, искаженные.
При формировании у детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями развития) навыков безопасного поведения дома и в обществе нужно помнить о характерном недоразвитии всех познавательных процессов, выражающихся в низкой потребности в новых знаниях, к требованиям, как своего поведения, так и поведения окружающих. Так как у обучающихся отсутствует интерес к познанию, поверхностна, искажена информация о фактах и правилах поведения в социальной и природной действительности, то прежде всего, необходимо дать каждому обучающемуся знания об опасных для жизни ситуаций и особенностей действий в них, неоднократно закрепляя и расширяя эти знания на практических занятиях, переводя их в умения и навыки безопасного поведения. Только многократное повторение правил поведения дома и в обществе, разбор и анализ жизненных ситуаций, тренировочные упражнения и ежедневный положительный пример взрослых позволят детям с ОВЗ чувствовать себя уверенно в современном мире.
Школа непосредственно работает над формированием навыков безопасного поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» охватывают теорию и практику защиты человека от опасных ситуаций и вредных факторов среды обитания во всех сферах жизни. На разборе и анализе различных жизненных ситуаций, связанных с опасностью для здоровья и жизни, обучающиеся усваивают правила поведения, вырабатывают умения и навыки, позволяющие им узнавать жизненное пространство.
Коррекционно-развивающая среда школы является основой для организации занятий в процессе формирования у обучающихся представлений в сфере безопасности. К методам и формам обучения и воспитания относят: комплексные занятия, тренинги, целевые прогулки, экскурсии, ролевые игры, беседы, анализ заданных ситуаций, выполнение практических действий. Эффективны такие средства обучения как, сюжетные картинки, плакаты, настольные игры, обучающие презентации, макеты, дорожные знаки, муляжи и др.
Формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения обучающихся нужно мотивировать на основе их желания познавать окружающий мир, используя их любопытство (в начале обучения), любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Для усвоения правил безопасного поведения наиболее эффективны занятия в форме совместной деятельности учителя и обучающихся. При проведении таких занятий необходимо создавать условия, которые должны давать возможность каждому обучающемуся работать в доступном темпе, проявлять возможную самостоятельность и, в то же время, получать необходимую помощь педагога. Используемые формы работы не просто должны вызывать интерес, уточнять и расширять понятийный аппарат по предлагаемой тематике, но и совершенствовать интеллектуальные способности обучающихся, развивая все высшие психические функции.
Мы полагаем, что опыт безопасного поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития формируется успешно, если:
– содержание учебного материала по основам безопасности жизнедеятельности представлено по видам опасностей и осваивается в определенной последовательности, в вариации «от простого к сложному»,
– выполняется поэтапное освоение знаний и предметных действий безопасного поведения,
– в формате ситуативно имитационного моделирования излагается воспитательно-образовательная деятельность [3].
Невозможно решить в рамках школьной организации круг проблем, связанных с безопасностью обучающихся. Педагогами должна быть разработана стратегия взаимодействия команды специалистов коррекционной (адаптивной) школы и родителей детей с ОВЗ. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и школьной организацией. В ходе такого взаимодействия корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.
Подводя итоги всему сказанному, необходимо подчеркнуть, что от тщательного планирования, а затем и анализа всей работы по формированию навыков безопасного поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития зависит их успешная социализация в жизни. Знания по основам безопасности жизнедеятельности должны быть составной частью каждого режимного момента жизни ребенка с ОВЗ.
Литература:
- Старцев Г. А., Черкашина Л. А., Склянова Н. А. и др. Работа управления образования по обеспечению безопасных условий для обучающихся и воспитанников // Безопасность образовательного пространства. Новосибирск, 2002.-с. 53–62.
- Баряева Л. Б. Учебно-методические игровые комплексы в системе образования детей с проблемами в развитии // Современная полифункциональная и интерактивная коррекционно-развивающая среда. — Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2007. — с. 131–134.
- Самыгин С. И., Самыгина О. П., Столяренко Л. Д. и др. Школа выживания: Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для учащихся школ и колледжей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 544 с.2006. 192 с.