В данной статье рассматривается использование результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) вне рамок традиционного раскрытия преступлений. Оперативные данные, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», могут быть применены не только в уголовной сфере, но также при принятии административных решений, деятельности налоговых органов и в арбитражном процессе. Цель статьи — показать разнообразие возможностей применения результатов оперативной деятельности и их важность за пределами уголовного процесса.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, результат ОРД, арбитражный процесс, ОРД, уголовный процесс, РФ.
This article discusses the use of the results of operational investigative activities (ORD) outside the framework of traditional crime detection. Operational data obtained in accordance with the Federal Law “On Operational Investigative Activities” can be used not only in the criminal sphere, but also when making administrative decisions, the activities of tax authorities and in arbitration proceedings. The purpose of the article is to show the variety of possibilities for using the results of operational activities and their importance outside the criminal process.
Keywords : operational-search activity, the result of an operational investigation, arbitration process, operational investigation, criminal process, Russian Federation.
Под результатами оперативно-розыскной деятельности предлагается понимать сведения, полученные в соответствии с федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (Далее — ФЗ об ОРД) [10], о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, это указано в п. 36.1 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса [11].
В то же время целый ряд нормативных положений ФЗ об ОРД позволяет нам сделать вывод о том, что спектр использования результатов ОРД значительно шире. Так, помимо указанного «традиционного» направления использования результатов ОРД, в настоящее время мы можем говорить о возможном использовании указанных результатов:
– при принятии административных (управленческих) решений;
– налоговыми органами, при реализации ими своих полномочий;
– в рамках арбитражном процессе.
Начнем с первого из предложенных направлений. Необходимо отметить, что данное направление охватывает широкий спектр административных (управленческих) решений. К примеру, результаты ОРД могут использоваться при решении задач, обеспечивающих эффективное функционирование органов, осуществляющих ОРД. В частности, п. 3 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД предоставляет таким органам право собирать данные для принятия решения о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления. Результаты ОРД, в этом случае, используются для принятия соответствующего решения руководителем органа, осуществляющего ОРД.
Следует подчеркнуть, что законодатель весьма последовательно в ч. 5 ст. 11 ФЗ об ОРД предусмотрел, что «результаты оперативно-розыскной деятельности в отношении лиц, перечисленных в пп. 1- 4 и 6 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД, учитываются при решении вопроса об их допуске к указанным видам деятельности». Это формирует хорошую базу для эффективного использования результатов ОРД в указанной сфере административной (управленческой) деятельности.
Далее, говоря о возможности использования результатов оперативно-розыскной деятельности налоговыми органами [8] следует указать [2, c.87], что это реализуется при осуществлении ими отдельных полномочий, среди которых:
– представление, в рамках дел о банкротстве, интересов государства;
– обеспечение контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
– реализация полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц.
Например, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности были установлены данные, указывающие на факт совершения преступления в области налогового права [9, c. 4]. Тогда, органы, реализующие оперативно-розыскную деятельность, должны предоставить установленные ими данные в налоговые органы, для проведения дальнейшей проверки. Налоговые органы проверяют предоставленные сведения, и в случае подтверждения факта преступления перенаправляют материалы, полученные ими от органов, осуществляющих ОРД, и выявленные ими лично, в следственные органы.
В подтверждение выше сказанного, в соответствии с ч. 3 ст. 11 ФЗ об ОРД результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий:
– по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
– обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве;
– в сфере государственной регистрации юридических лиц.
Далее, ст. 32 Налогового кодекса [5] РФ обязывает налоговые органы в случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Завещающим направлением является использования результатов деятельности ОРД в рамках арбитражного процесса. Так, ст. 8.1 ФЗ об ОРД определяет особенности проведения оперативными подразделениями Федеральной Службы Безопасности (далее-ФСБ) оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства [3, c. 162].
Из статьи, мы знаем, что результаты оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений ФСБ России могут быть использованы в доказывании по указанным в статье 15 ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» судебным искам [7].
Поскольку исковое производство предусматривает гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. Более того экономические споры рассматриваются, как известно, в порядке арбитражного судопроизводства. Из этого можно сделать вывод, что оно приобретает судопроизводство арбитражного характера.
Таким образом, Гусев В. А. полагает [2, c. 89], что теоретические представления о сущности результатов ОРД и направлениях их использования нуждаются в существенной корректировке с учетом современных законодательных реалий и складывающейся оперативно-розыскной практики.
Нельзя не учитывать и тот факт, что результаты ОРД могут быть предметом обжалования, как в гражданском, так и арбитражном процессе [1, c. 53]. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что перечень статьи 11 ФЗ об ОРД направлений использования результатов ОРД, стоит расширять.
Невозможно не отметить то, что у каждого направления имеется своя проблематика. В решении проблемы использования результатов ОРД исключительно важное значение имеет правильное понимание оперативно-розыскного документирования.
Проблема документирования до сих пор относится к числу тех, которые не имеют однозначного толкования. При всем многообразии точек зрения, которые невозможно детально проанализировать, следует все-таки отметить, что прослеживается устойчивая тенденция формирования двух мнений. Первое — более узкое суждение фактически исходящее из этимологического понимания слова «документирование» как документального оформления полученных сведений в рамках какого-либо дела оперативного учета и как следствие такой позиции, на первый план выдвигается наличие дела, которое олицетворяет документирование [4].
Второе основано на системно-деятельном подходе как целенаправленном процессе действий в системе ОРД, направленных, прежде всего, на обеспечение раскрытия и расследования преступлений [6, c. 209].
Документирование осуществляется посредством собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности (ч. 2 ст. 10 Закона об ОРД). В ходе документирования происходит процесс познания криминальной действительности.
Результаты наблюдения фиксируются в оперативно-розыскных делах, а также с помощью кино-, фото-, видео-, аудиозаписи наблюдавшихся объектов. Решение проблемы использования в уголовно-процессуальном доказывании результатов наблюдения зависит в значительной мере от того, осуществлялось ли оно оперативно-розыскным работником.
Оперативно-розыскная информация, содержащаяся в документах, актах наблюдения, может представлять значительный интерес для следователя. Обычно после проведения наблюдения и документирования его результатов проходит достаточно продолжительное время.
Поэтому ознакомление следователя с документами — источниками оперативно — розыскной информации — позволяет устранить пробелы в показаниях свидетелей об обстоятельствах преступления.
Из этого можно стоит сделать вывод, что действительно важно понимать особое значение документирования ОРД.
Литература:
- Глазунов Б. Б., Яковинов П. В. Конкуренция норм процессуального законодательства при рассмотрении арбитражными судами жалоб субъектов предпринимательской деятельности на законность на законность оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). № 3 (36) июль 2018. — С. 51–55.
- Гусев В. А. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности: новые тенденции // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2019. № 1 (28). С. 86–91.
- Загорулько Т. А., Глазунов Б.Б Использование результатов оперативно-розыскной деятельности Арбитражном процессе // Современные наукоемкие технологии. — 2018. — № 7–2. — С. 162–163;
- Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / авт.-сост. А. Ю. Шумилов. — М., 2004 С.139–525;
- Налоговый кодекс Российской Федерации31 июля 1998 года № 146-ФЗ (ред. от 14 июля 2022 ) // www/consultant.ru
- Маркушин, А. Г. Оперативно-розыскная деятельность в раскрытии и расследовании преступлений: монография. — Н. Новгород, 2018. // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации — С.209
- О порядке осуществления иностранных инвестиций в иностранные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства: Федеральный закон от 29.04.2008 № 174-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // www/consultant.ru
- О налоговых органах Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 21.03.1991 № 943–1 (ред. от 1.05.2022) // www/consultant.ru
- Серпутько Д.В Использование результатов оперативно-розыскной деятельности: Новые тенденции // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» № 1(52) 2021 — С. 4–5
- Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022) // www/consultant.ru
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // www/consultant.ru