История изучения конфликтов и стратегий конфликтного поведения насчитывает ни один десяток лет. Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен, который присутствует в любой сфере жизнедеятельности общества и человека. В рядах Вооруженных Сил нередко происходят межличностные конфликты, и стратегии выхода из них индивидуальны для каждого военнослужащего. Наиболее частыми стратегиями выхода из конфликта у военнослужащих являются соперничество и приспособление. Стратегия соперничества связана с возможным проявлением манипуляции для достижения своих целей в конфликте, стратегия приспособления связана с сохранением отношений в воинском коллективе. Существенное значение на современном этапе развития социально-психологической науки и практики имеет определение тех особенностей конфликтного поведения, способов разрешения конфликта, которые свойственны личности с соответствующим уровнем враждебности.
Ключевые слова: курсанты, враждебность, агрессивность, конфликт, стратегии поведения в конфликте, конфликтность.
Важной индивидуальной характеристикой человека является враждебность, которая понимается как негативное, оппозиционное отношение к окружающему миру (в первую очередь к людям) преимущественно когнитивного характера, подразумевающее наличие негативных эмоций и поведенческих проявлений в виде агрессии, негативизма, аутизации и т. д. [4]. Враждебность зачастую определяет выбор стратегии поведения в конфликте, особенно у людей, попадающих в незнакомую среду со своими особенностями, свойствами поведения и инструментами разрешения проблем, при резких изменениях, которые зачастую ведут к фрустрации по причине того, что старые установки не подходят под новый уклад жизни, а новые еще не найдены [3].
Так происходит, например, в рамках обучения военным специальностям, где учебно-профессиональная деятельность имеет ряд особенностей, и они непосредственно оказывают влияние на личность курсанта, в результате чего увеличивается количество межличностных конфликтов в коллективе.
Уровень выраженности враждебности курсантов связан с их положением в системе межличностных отношений (статусом). В этом смысле уровень враждебности — явление динамичное [1].
Враждебность у курсантов может проявляться следующим образом:
- Физические или вербальные нападки на других курсантов или офицеров.
- Отказ от сотрудничества, неучастие в групповых заданиях или игнорирование инструкций.
- Попытки сознательно нарушить выполнение обязанностей или портить общую атмосферу в группе.
- Использование лжи, интриг или других манипулятивных техник для достижения своих целей за счёт других [2].
Враждебность может обладать различной степенью устойчивости. Чем конкретнее враждебное отношение, тем оно менее устойчиво. Напротив, генерализованная враждебность резистентна к изменениям. Она часто проявляется не только в выборе стратегий разрешения конфликтных ситуаций и в интенсивной реакции на конфликтные ситуации, а скорее в провоцировании и создании таковых. В этом процессе существенную роль играют такие характеристики, как цинизм, недоверие, подозрительность, негативизм. Люди с высоким уровнем враждебности в большей степени склонны приписывать нейтральным объектам и ситуациям негативные качества. Многие ситуации социального взаимодействия представляются им конфликтными, фактически не являясь таковыми. Они ниже оценивают вероятность благоприятных событий и выше — вероятность неблагоприятных. Все это создает для них множество дополнительных источников стресса по сравнению с невраждебными субъектами.
Конфликты являются неотъемлемой и важной частью человеческой жизни на всех уровнях взаимодействия. Они происходят постоянно и непрерывно, потому что неизбежно, что у людей не будет разногласий по поводу целей, интересов, ценностей и/или убеждений [4].
В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника. На основе анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (соперничество, компромисс, сотрудничество, уклонение, приспособление). Та или иная стратегия поведения в конфликтных ситуациях является конкретизацией отношения личности к окружающим, выступает проявлением коммуникативных установок в широком классе социальных ситуаций.
Для выявления предпочитаемых стратегий поведения в конфликте у курсантов с разным уровнем враждебности мы провели исследование на базе военного учебного центра Воронежского государственного университета. В нем приняли участие 102 курсанта в возрасте 19–21 лет, обучающиеся 3 курса.
В качествеметодов сбора эмпирических данныхвыступил стандартизированный самоотчет, конкретизированный следующими методиками: опросник враждебности Басса-Дарки (авторы А. Басс, А.Дарки в адаптации С. Н. Ениколопова), целью которого является выявление уровней враждебности и определение преобладания определенных типов агрессивности, методика Томаса — Килмана на выявление ведущей стратегии поведения в конфликтной ситуации (авторы К. Томас, Р. Килман в адаптации Н. В. Гришиной).
Проанализируем результаты опросника враждебности Басса-Дарки. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Процентное соотношение уровней враждебности личности
Уровень враждебности |
Количество курсантов |
Процентное соотношение |
Низкий |
16 |
15,69 % |
Средний |
54 |
52,94 % |
Высокий |
32 |
31,37 % |
Полученные данные позволяют заключить, что большинство курсантов (52,94 %) обладают средним уровнем враждебности. Это говорит о том, что такие курсанты могут периодически испытывать негативные чувства по отношению к другим, но при этом сохранять контроль над своими эмоциями и поведением, а также могут ощущать дискомфорт или раздражение в определенных ситуациях, однако обычно умеют владеть собой и избегать конфликтов. Средний уровень враждебности в коллективе указывает на то, что межличностные отношения могут быть разнообразными и неоднозначными. Возможно, в группе иногда возникают конфликты или недовольство, но они не являются постоянными или серьезными. В таком коллективе люди могут как поддерживать друг друга и работать вместе, так и время от времени сталкиваться с разногласиями. Обычно средний уровень враждебности не оказывает значительного влияния на производительность и общее благополучие группы, но может требовать внимания и управления, чтобы избежать ухудшения отношений.
Для курсантов с высоким уровнем враждебности (31,37 %) характерна склонность приписывать другим объектам и явлениям негативные качества. Они интенсивно реагируют на конфликтные ситуации, а скорее даже провоцируют и создают их. У таких людей враждебное отношение может быть неадекватно обобщенным, вплоть до того, что человек воспринимает любые объекты или воздействия извне как негативные, неприятные, нежелательные и т. п. Высокий уровень враждебности в коллективе означает, что межличностные отношения характеризуются значительным количеством конфликтов, агрессивного поведения и недоверия между его членами. Это может проявляться в постоянных конфликтах, напряженности в общении, а также в сниженной производительности и эффективности работы группы. Высокий уровень враждебности может также свидетельствовать о недостаточной способности коллектива решать конфликты и строить здоровые отношения, что может негативно сказываться на общем успехе и благополучии группы.
Для курсантов с низким уровнем враждебности (15,69 %) характерна осторожность. Они скорее будут подчиняться, чем руководить, а также вероятность вступления в конфликт минимальна. Низкий уровень враждебности в коллективе означает, что межличностные отношения характеризуются взаимопониманием, доверием и сотрудничеством между его членами. В таком коллективе люди обычно способны решать конфликты конструктивно, поддерживать друг друга и работать вместе для достижения общих целей. Низкий уровень враждебности обычно способствует позитивной атмосфере, повышает производительность и способствует общему благополучию группы.
Результаты методики на выявление ведущей стратегии поведения в конфликтной ситуации Томаса — Килмана представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Процентное соотношение стратегий поведения в конфликтной ситуации у курсантов
Данные, представленные на рисунке 1 позволяют констатировать, что наибольшее число испытуемых (46 %) используют компромисс как стратегию разрешения конфликта, предпочитая действия направленные на поиски разрешения сложной ситуации, за счет взаимопонимания и уступок.
Второй распространенной стратегией выступило уклонение (28 %), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Приспособление обнаружено у 2 % испытуемых, при котором действия конфликтующих направлены на сохранение любых взаимоотношений с оппонентом, применяется тактика сглаживания в ущерб своим интересам.
Соперничество обнаружена у 4 % испытуемых, которая выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов другого человека.
Менее всего выражен тип поведения в конфликте — сотрудничество (2 %), которое свидетельствует о том, что использование данного типа поведения возможно только при заинтересованности обеих сторон конфликта, иначе сотрудничество просто невозможно.
Обобщив результаты исследования, можно сделать вывод о том, что большинство курсантов в выборке обладают средним уровнем враждебности. Это говорит о том, что они имеют некоторую негативную направленность в отношениях с окружающими, но эта враждебность не выражается в ярко выраженной агрессии или враждебных действиях. Также мы увидели, что для большинства курсантов характерны такие стратегии поведения в конфликте, как компромисс, избегание и приспособление. Стратегия компромисс связана с поиском взаимовыгодного решения, которое удовлетворяет интересы всех сторон, вовлеченных в конфликт. Стратегия уклонения и приспособления связана с уходом из конфликта, попыткой сохранения отношений в воинском коллективе, для таких военнослужащих также свойственно идти на уступки. Стратегия сотрудничества связана с активным участием всех сторон в поиске взаимовыгодного решения, такую стратегию поведения скорее выберут курсанты со средним уровнем враждебности. Стратегия соперничество предполагает акцент на собственных интересах и целях без учёта интересов других сторон. Участники конфликта, использующие эту стратегию, стремятся достичь своей цели независимо от желаний или потребностей других сторон.
Перспективы изучения данной темы видятся в исследовании профилактики конфликтного поведения в курсантской среде и улучшения условий взаимодействия курсантов в коллективе.
Литература:
- Дохолян С. Б. Предупреждение агрессивного поведения военнослужащих по призыву в повседневной деятельности: дис. канд. психол. наук / С. Б. Дохолянов. — М.: 1998. — 222 c.
- Ильин Е. П. Психология зависти, враждебности, тщеславия / Е. П. Ильин. — СПб: Питер. — 2014. — 208 с.
- Калюжный А. С. Конфликты в воинских коллективах: Учеб. пос. / А. С. Калюжный. — Н. Новгород: НГТУ, 2004. — 33 с.
- Садовская А. В. Основные направления и методы исследования враждебности // URL: https://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/fk.htm (дата обращения 28.04.2024)