В статье рассматривается система обучения персонала в Саратовской дирекции связи ОАО «РЖД», направленная на обеспечение предприятия квалифицированными сотрудниками и повышение эффективности его работы. Особое внимание уделяется очно-заочной и вечерней формам обучения, которые позволяют совмещать работу и учёбу. Также описываются основные виды обучения персонала: подготовка и повышение квалификации, а также адаптация и ввод персонала.
Ключевые слова: ОАО РЖД, обучение персонала, повышение квалификации, подготовка персонала, эффективность работы, профессиональная подготовка.
Цели и задачи на Саратовской дирекция связи — это обеспечение, а главное своевременное, эффективно работающим персоналом в необходимом количестве для достижения стратегической цели предприятии.
Формирование штата из грамотных специалистов позволяет Саратовская дирекция связи занимать лидирующее положение в ОАО «РЖД».
Саратовская дирекция связи уделяет особое внимание обучению персонала. Любой сотрудник Компании имеет возможность повысить уровень квалификации как во внешних образовательных учреждениях, в том числе в Российском университете транспорта (МИИТ) [1].
Основными формами обучения является:
– очно-заочная форма обучения, которая используется для курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки с присвоением разрядов по профессиям;
– вечерняя форма обучения подходит для тех, кому неудобно учиться днем, кто не привык изучать материалы по Интернету, а предпочитает, чтобы преподаватели все объясняли в личной беседе и сразу демонстрировали на учебных стендах.
Главное преимущество данной формы обучения состоит в том, что, во-первых, работаете без отрыва от основной работы и, во-вторых, сотрудник получает возможность совмещения работы и обучения, т. е. сразу применяет полученные знания и навыки на практике [2].
В системе обучения персонала Саратовской дирекции связи выделяется два основных, базовых вида обучения персонала:
- Подготовка персонала, которая нацелена на то, чтобы сотрудник получил знания, умения и навыки, которые нужны для выполнения конкретных задач в рамках определенной должности;
- Повышение квалификации персонала — это инвестиции компании в получения сотрудником дополнительных знаний и компетенций из-за изменения требований к профессии или карьерного продвижения.
Иногда в отдельный вид обучения выделяют мероприятия по адаптации и вводу персонала. Типичной ее формой является производственный инструктаж.
Основными методами обучения персонала в компании являются:
– с отрывом от производства — тренинги, ориентированное обучение, сконцентрированное в направлении решения корневой проблемы и получение практического результата немедленно;
– без отрыва от производства — наставничество, технология передачи опыта и знаний от наставника к наставляемому через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.
Саратовская дирекция связи реализует политику, направленную на повышение уровня профессиональной подготовки персонала и развитие кадрового потенциала [3].
Система обучения в Саратовской дирекции связи направлена на:
– повышение надежности работы ОАО «РЖД»;
– удовлетворение потребности ОАО «РЖД» в квалифицированном персонале;
– повышение эффективности профессиональной деятельности работников;
– наращивание интеллектуального, образовательного, профессионального и управленческого потенциала персонала для обеспечения достижения стратегических и тактических целей ОАО «РЖД»;
– обеспечение готовности персонала ОАО «РЖД» к выполнению профессиональных функций, поддержание уровня его квалификации на требуемом уровне;
– повышение мотивации работников ОАО «РЖД».
Приоритетной задачей Саратовской дирекции связи является обучение производственного персонала. Особое внимание в программах обучения производственного персонала, реализуемых в учебных центрах, уделяется отработке практических навыков.
Основные преимущества и недостатки данных методов обучения, применяемых в Саратовской дирекции связи и ОАО «РЖД» в целом, представлены на рисунках 1 и 2 [3].
Рис. 1. Преимущества и недостатки тренингов
Рис. 2. Преимущества и недостатки наставничества
Из современных методов обучения можно выделить дистанционное обучение специалистов, таких как бухгалтера, менеджеров коммерческого отдела, а также руководителей отдела. Данный вид обучения организуется в виде вебинаров, как обязательных, так и по инициативе сотрудников [4].
Таким образом, проведенное исследование системы управления показало, что на Саратовской дирекции связи разработана, утверждена и реализуется кадровая политика. Цель кадровой политики — привлечение, закрепление, профессиональное становление и развитие работников ОАО «РЖД», и формирование условий для их устойчивого и эффективного совершенствования на этой основе. На Саратовской дирекции связи применяется система обучения для всех категорий персонала. В основном обучение проходит как в очной, так и в заочной форме, используются такие виды обучения как тренинги, наставничество, онлайн — обучение, также обучение проводится как без отрыва от производства, так и с отрывом.
Литература:
- Анализ состояния транспортной системы Московской агломерации / С. В. Егоров, А. С. Хомутов, А. В. Иванов [и др.] // Транспортное дело России. — 2023. — № 1. — С. 124–126.
- Соколов, Ю. И. Современная методика оценки и контроля качества на транспортном предприятии / Ю. И. Соколов, А. В. Иванов, С. В. Егоров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2022. — № 4. — С. 244–246.
- Шапиро, С. А. Методы и технологии научных исследований в сфере экономики труда: Учебно-методическое пособие / С. А. Шапиро, А. Б. Вешкурова, В. Г. Воробьева. — Вологда: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Инфра-Инженерия», 2024. — 156 с.
- Человеческий капитал и эффективный менеджмент / А. Б. Конобеева, С. А. Карташов, С. А. Шапиро [и др.]. — Москва: ООО «Директ-Медиа», 2023. — 184 с.