Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями / Е. С. Кладова, А. А. Фиронова, Е. А. Евдокимова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 438-440. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113821/ (дата обращения: 16.11.2024).



Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. Долг перед Отечеством — святыня человека.

В. Сухомлинский, российский педагог.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Включает в себя воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о стране, развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам. Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания является ознакомление ребенка с культурой своего народа, поскольку раскрытие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. У русского народа есть замечательная пословица: «К Родине любовь у семейного очага рождается».

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. Немалое значение для воспитания у детей интереса к любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постоянно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Наша задача — отобрать из массы впечатлений, наиболее доступные ему: природа и мир животных, живущих дома: труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы обязаны сами хорошо знать его историю и достопримечательности.

Мы поняли, что в своей работе нужно прежде всего рассказать и показать детям всё самое замечательное, ценное и красивое, что есть в нашем городе. Как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее — необходимо всегда! Мы хотим, чтобы дети любили свою Родину, свой город, своё село, для этого нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства возникнут в их душе, настолько будет обогащена детская фантазия, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

Приступив к работе, мы как педагоги, прежде всего задали себе вопрос: А любим ли мы сами свою Родину, свой город, своё село? В полной ли мере мы понимаем значение Родины, знаем ли мы все достопримечательности своего родного города или села.

Столкнувшись с этими вопросами, можно прийти к выводу, что для того чтобы сформировать у ребёнка чувство любви к своему городу, нужно показать на примере взрослых, трепетное и бережное отношение к родному городу, где мы появились на свет. Необходимо показать детям наикрасивейшие места, достопримечательности, познакомить с историей родного города.

Проанализировав свои впечатления о городе, мы выявили необходимость приобщения у дошкольников гражданско-патриотического воспитания, но столкнулись с такой проблемой, как недостаточный уровень знаний детей о родном городе. Именно поэтому мы решили сделать акцент на гражданско-патриотическое воспитание детей и воспитать в своей группе — маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом.

Для достижения поставленной перед нами цели, мы провели следующую работу:

— дополнили предметно пространственную среду в нашей группе для более целостного понимания дошкольниками малой Родины. С этой целью создали фотоальбомы с фотографиями детского сада и его территорией, ближайшим его окружением, дополнили альбом памятными местами, достопримечательностями, создали атрибуты для подвижных и сюжетно-ролевых игр, разработали дидактические игры и пособия к ним;

— способствовали формированию любови к родному городу, интерес к прошлому и настоящему Старого Оскола;

— познакомили дошкольников с достопримечательностями и памятными местами Старого Оскола;

— развивали эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу;

— способствовали становлению и сплочению не только детского коллектива, но и родителей;

— воспитывали чувство гордости за своих земляков и уважение к людям труда.

— Воспитывали бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам.

— побуждали детей сохранять красоту города для будущих поколений.

Для реализации систематической работы нами был разработан перспективный план, где вся работа рассчитана на два этапа. Как писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Всё начинается с совсем «малой Родины», то есть с ближайшего окружения ребенка, с его семьи. Прежде чем, ребенок начнём ассоциировать себя как гражданина, ему необходимо помочь в понимании собственного «Я», своей семьи, своих корней — того, что близко, знакомо и понятно. А для этого нужно вовремя начать работу по патриотическому воспитанию детей, начиная с самого дошкольного детства.

Работа по воспитанию гражданства и патриотизма стала более эффективна после привлечения родителей и взаимодействия с ними. Родители стали не только наблюдателями в становлении собственного «Я» дошкольника, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.

Любовь к Родине становится настоящим, только тогда, когда оно выражено в желании помочь и беречь свой город. Поэтому, мы считаем, необходимо поощрять деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города. Мы провели большую с дошкольниками большую творческую и продуктивную работу: участвовали в конкурсе рисунков ко дню России, с помощью родителей было создано слайд-шоу о России, ее прошлом и настоящем, о достопримечательностях ее славной красавицы столице — Москве; ко дню пожилого человека была организована выставка рисунков (дети рисовали портреты своих бабушек и дедушек), также принимали участие в различных конкурсах: конкурс в защиту экологии «Красота родной природы», музыкальный конкурс, конкурс чтецов «Подвиг народов — в памяти потомков», «Белгородчина — мой край родной».

Говоря о воспитании патриотизма, мы заботимся о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы. Чтобы ребёнок мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на самоопределение и развитие в себе таких качеств и ценностей, вследствие которых мы уверенно скажем, что он — патриот и гражданин своей Родины.

Два главных института социализации детей — это семья и дошкольное учреждение. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка нужно их тесное взаимодействие.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Литература:

  1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А. М. Виноградовой., М., 1991
  2. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет: Методическое пособие. — М.: Сфера, 2007.
  3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ. — 2005. — № 1. — С. 36 -46.
  4. Корчажинская С. Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. — 2006. № 6. — С. — 27.
  5. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
  6. Полякова Т. В. Знакомим детей с малой Родиной. — М.: АСТ, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): родной город, бережное отношение, город, детский сад, нравственно-патриотическое воспитание детей, работа, семья, дошкольное образовательное учреждение, малая Родина, Старый Оскол.


Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с природой Республики Татарстан

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника посредством его приобщения к культурным традициям и обычаям своего народа

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Моя малая Родина»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного поселка как средство патриотического воспитания

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с природой Республики Татарстан

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника посредством его приобщения к культурным традициям и обычаям своего народа

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Моя малая Родина»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного поселка как средство патриотического воспитания

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Задать вопрос