В данной статье рассматривается реформирование образования национальной интеллигенции в Средней Азии, развитие прогрессивного движения за изучение «светских» наук, не связанных с богословием, возникновение нового движения под названием «джадидизм», то есть «новый метод». В Хивинском ханстве это движение не получило такого широкого развития, как в других областях Бухарского эмирата, Туркестанского генерал-губернаторства. В ханстве к движению были привлечены купцы, крупные инвесторы, интеллигенция, считавшаяся высшим классом, и говорилось, что они стремились вывести ханство из болота средневековой отсталости путем отправки молодых людей за границу, и что роль премьер-министра Исламходжи в ханстве была особенно велика.
Ключие слова: усули джадид, новый метод, Сейид Исламходжа, манифест, развитие, реформа, модернизацие,национальной интелегенции, джадидизм.
This article examines the reformation of the education of the national intelligentsia in Central Asia, the development of a progressive movement for the study of «secular» sciences unrelated to theology, the emergence of a new movement called «Jadidism», that is, the «new method». Also, in the Khanate of Khiva, this movement has not received such wide development as in other areas of the Bukhara Emirate, Turkestan Governor-General. In the Khanate, merchants, large investors, intellectuals, who were considered the upper class, were attracted to the movement, and it was said that they sought to bring the khanate out of the swamp of medieval backwardness by sending young people abroad, and that the role of the Prime Minister of Islamkhoja in the khanate was especially great.
Keywords: usuli jadid, new method, Sayyid Islam Khodja, manifest, development, reform, modernization, national intelligensia, jadidism.
В Средней Азии развилось прогрессивное движение национальной интелегенции за реформу образования, за изучение «светских» дисциплин, не связанных с богословием. Оно получило название «джадидизм», происходящее от арабского «усулиджадид», т. е. «новый метод». В Хивинском ханстве движение это не получило такого широкого развития, как в Бухарском эмирате и в других районах Туркестанского генерал-губернаторства. Однако и здесь среди косного реакционного руководства ханством появились люди, понимавшие важность общения с русским народом, важность внедрения новых видов образования, здравоохранения и прочих необходимых учреждений.
Таким человеком в Хиве стал Сейид Исламходжа–визирь Асфендиярхана, с именем которого связано строительство первой новометодной школы, возведенной на его собственные средства. Он добился отпуска средств на постройку почтово-телеграфной станции (1912 г.) и больницы (1912 г.). До установления советской власти жители лечились у знахарей — табибов. Эта больница стала единственной в Хивинском ханстве. Она могла принять 100 больных, которых обслуживали два русских доктора.
До начала ХХ в. Хивинское ханство не имело организованной почтовой связи ни внутри государства, ни вне его. Почту привозили курьеры — чапар, верхом на конях или ослах. Открытие почтово-телеграфной станции было шагом вперед в развитии культуры Хорезма. Здание построили в Дишан-кале, напротив больницы.
Оба здания построены в формах казенного «кирпичного» стиля, оба украшены декоративными элементами, присущими среднеазиатской архитектуре: башенки-гульдаста на углах и при входе, порталы, парапеты. В декоре применена хивинская майолика синих и белых плиток. В большом панно на главном фасаде больницы была сделана надпись на русском языке, белыми буквами на синем фоне: «Хивинская больница имени наследника цесаревича Алексея основана Сейид Асфендияр Бахадур-ханом в 1912 г.». На здании почты в узком прямоугольнике панно среди надписи арабским шрифтом на узбекском языке имеется дата 1330 г.х. (1912 г.).
По приказу Сейид Исламходжи строились мосты и благоустраивались дороги. Он задумал соединить железной дорогой Хиву с Чарджоу и тем самым покончить с изолированностью ханства. Исламходжа вынашивал проект конституции, по которой хан отстранялся от государственной власти и получал лишь процент с дохода на свое содержание. Известен ряд публичных выступлений Сейид Исламходжи против разорительных религиозных обычаев. Он требовал также пресечения произвола чиновников и введения административных реформ, которые предупредили бы растущее недовольство крестьянских масс. Это согласовывалось с мнением Туркестанского генерал-губернаторства. Ханское правительство вынуждено было в 1910 г. опубликовать манифест, ограничивающий права земельной аристократии и духовенства, вызвавший волну реакции. Озлобленное духовенство угрожало ненавистному визиру.
Во дворце созрел заговор. Был объявлен «катаган»-запретный день, когда женщинам разрешается выйти из гарема. Жители в этот день не появлялись на улицах. Хан пригласил Сейид Исламходжу во дворец и отпустил его только после позднего намаза. По дороге в загородный дворец возле кладбища Оглан-Адиз-бобо Сейид Исламходжу убили. Асфендияр хан плакал и лицемерил, а затем приказал убить всех исполнителей этого темного дела. Приехавшую из великодержавной России комиссию подкупили, а затем возле озера Корв открыто застрелили сына Сейид Исламходжи Абдусалямходжу. Любимца и помощника Сейид Исламходжи — строителя Раим-Бергена закопали живым в землю.
Однако, несмотря на это, Сейид Исламходжа пытался изменить ситуацию в Хивинском ханстве, которое на несколько столетий отставало от развития народов мира, в некоторых областях царила средневековая деспотия, и добился первых результатов, которые блестяще были взяты со страниц истории.
Литература:
- Палваннияз Хаджи Юсупов. История «Младохивинцев» («Воспоминания»). — Ургенч, 2000 год.
- Бегали Косимов и др., Период национального возрождения литературы. Ташкент, «Духовность», 2004.
- Tadjiyeva, F., & Sevinchoy, E. (2022). Xiva xonligi hududiga buхоrо yahudiylarining va rus millati vakillarining ko ‘chib kеlish jarayoni. «Uchinchi renessansda ilmiy-amaliy tadqiqotlarning dolzarb muammolari» mavzusidagi onlayn konferensiyasi , 1 (8), 71–73.
- www.ziyouz.com. Библиотека. Период национального возрождения литературы.