В данной статье говорится о формировании Хорезмской академии Маъмуна и ее роли в развитии мировой науки. Анализируются исторические корни факторов, приведших к созданию Хорезмской академии Маъмуна, научная деятельность ученых-энциклопедистов, работавших в академии, а также историческое значение некоторых научных результатов, достигнутых в академии.
Ключевые слова: Хорезм, астрономия, градостроительство, Маъмун, академия, учёные-энциклопедисты, наука, гипотеза, открытие.
Земля Узбекистана, одна из древних колыбелей мировой цивилизации, дала миру таких великих людей, как Мухаммад аль-Хорезми и Абу Райхан Беруни, Махмуд Замахшари и Наджмуддин Кубро, Пахлаван Махмуд и Огахий. Тем более, что большим событием в жизни народов Средней Азии в начале XI века было создание древнего научного центра Востока, известного как «Маджлиси Уламо».
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в интервью газете «Новый Узбекистан» затронул концепции Третьего Возрождения и Нового Узбекистана: «Сегодня «Новый Узбекистан», который глубоко укоренен в сердца всего нашего народа и становится национальным движением: «Мы не ошибемся, если скажем, что наши великие предки, в целом, чаяния и мечты наших прадедов, заложивших периоды Первого и Второго Возрождения в нашей национальной истории,, воплощены в сущности нашей матери», — сказал он [1].
Исторические корни факторов, приведших к созданию Хорезмской академии Маъмуна, уходят в далекое прошлое. Древние жители Хорезма были владельцами орошаемого земледелия с основной ориентацией на хозяйственную деятельность. Хорезмский оазис был прямым производным Амударьи. Абу Райхан Беруни подчеркнул это и назвал Хорезм порождением Амударьи, так же как Египет — порождением реки Нил. Несмотря на то, что неустойчивость бассейна Амударьи в Хорезмском оазисе издревле создавала множество трудностей в ведении хозяйства, древние хорезмийцы не только упорно преодолевали капризы реки, но и достигали чрезвычайно высокого уровня управления экономики.
В древнем Хорезме орошаемое земледелие, крупные каналы, приспособленные к течению Амударьи, создание уникальных ирригационных сооружений, строительство великолепных городов, крепостей и дворцов, возникновение прекрасных памятников архитектуры — это, безусловно, математика, геометрия, геодезия невозможны без топографических наук.
Уникальные ювелирные изделия, красочные произведения искусства, предметы быта из металла и керамики, созданные в древнем Хорезме, — все это подтверждает раннее развитие здесь наук химии и минералогии. В это время хорезмийцы установили торговые и культурные связи с далекими странами и народами. Это оказало действенное влияние на развитие наук астрономии, географии, картографии и этнографии. Поэтому материальная и духовная основа для создания и развития естественных и гуманитарных наук существовала в Хорезме с древнейших времен.
Наряду с обеспечением благосостояния общества земледельческая культура проявляется и в формировании процветающих культурных центров в регионе и, наконец, в культуре городского развития. Бурное развитие земледелия, основанного на ирригации, в результате строительства многочисленных каналов и сетей ирригационных сооружений и плотного заселения жилых массивов вдоль этих каналов, привело в дальнейшем к крупной урбанизации Хорезмского оазиса, то есть к процветанию города. Еще в IV-II веках до нашей эры в Хорезме образовался ряд городов-крепостей, таких как Джонбоскала, Базаркала, Койкирилганкала, Тупроккала [7, с. 189].
Городское планирование будет развиваться и в более поздние периоды. Строительство прочных сооружений в сложных природных условиях Хорезма требовало учета многих факторов. Близость вод Сизота, песчаный характер почвы и крайняя континентальность климата предъявляют особые требования к технологии строительства в этом регионе. По этой причине при строительстве городских комплексов и возведении в них некоторых сооружений необходимы определенные инженерные расчеты.
В начале 9 века наука развивалась в Багдаде — центре халифата. Учёные Центральной Азии внесли большой вклад в это научное и культурное развитие. Среди них выделяется Мухаммад аль-Хорезми (783–850 гг.) из Хорезма. Наш соотечественник возглавил «Байтул Хикма» («Дом мудрецов») в Багдаде (829–850 годы) и основал науку Восточного Возрождения.
В конце X — начале XI века Хорезмская область переживала крупные исторические события. Укрепление политических позиций государства положительно сказалось на его социально-политическом развитии. Расцвет Гурганча приходится на 10 век. Его окружали шестиметровые стены белого замка. Али ибн Мамун построил в Гургандже мечети, медресе и больницы. Укладка полированных камней на дорогах и прекрасная организация городской жизни привели к особому порядку улиц IX-XII веков.
В городах существовали внутренние правила, которым должны были следовать все жители. Согласно письменным источникам, их выполнение контролировалось специальным государственным чиновником-специалистом. В частности, в его задачу входило следить за чистотой улиц [2, с. 69].
Фактически в результате политических изменений, произошедших в Центральноазиатском регионе в IX–XII веках, образовались централизованные государства. Это, в свою очередь, послужило развитию земледелия, ремесел, животноводства и особенно торговли. Политическая и экономическая стабильность, сложившаяся в регионе на определенный период, создала условия для расцвета науки и культуры. Очень велика и заслуга представителей династии, управлявшей узбекской государственностью. В этот период во дворцах Саманидов, Сельджуков, Газневидов и Хорезмшахов было принято собирать людей знания, брать дела просвещения и духовности под защиту государства, покровительствовать учёным. Особенно во времена династии Мамуни в Хорезме это явление достигло своего апогея. Среди правителей Мамуна Али ибн Мамун (997–1009) и Абул Аббас Маъмун ибн Мамун (1010–1017) подняли развитие науки до уровня государственной политики. В результате Хорезм в 1004–1017 годах стал одним из самых передовых центров знаний и культуры.
В 995 году эмир Гурганджа Мамун ибн Мухаммад ибн Ирак положил конец династии Африги. Он захватил город Кат, перенес трон в Гургандж и провозгласил себя хорезмшахом. По приглашению его преемника Али ибн Мамуна в 1004–1005 годах в городе Гурганч собрались многие крупные учёные своего времени. Среди них были известные врачи и философы, поэты, математики и астрономы, историки и лингвисты. Так, с 1004 года в Гурганче полностью сформировалось научное учреждение под названием «Дар-уль-хикмавамаариф» (в некоторых источниках «Маджлисиуламо») [5, Б.4].
В Хорезмской академии Маъмуна проводились исследования во всех областях науки, было собрано множество источников, велась переводческая работа. Изучались труды индийских, греческих, арабских ученых. Исследования, проведенные историками XVIII-XX веков, доказали, что это учреждение было Академией своего времени. В нем работали Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сина, Абу Сахл Масихи, Абу Наср ибн Ирак, Абу Саид ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Мискавайх, Абу Мансур ас-Салиби, Ахмад Мухаммад ас-Сахри, Зайнуддин Джурджани, Абулкарим Зиргали. Абдулла аль-Вазир, Абул Хасан Мамун, Абу Мухаммад Хорезми, Абдуаввал ибн Абдусамади, Абу Азак ибн Бахнам, аль-Каси, Абу Абдулла Илаки, Абу Абдулла ан-Наисабури аль-Хоразми, аль-Хамдаки, Ихмад Масури, Абу Мухаммад Раккоши, Абу Абдулла Хорезми, Абубакр Мухаммад Хорезми, Ахмад ибн Мухаммад ас-Сухаиль аль-Хорезми и другие ученые математики, астрономии, астрологии, психологии, логики, медицины, философии, истории, лингвистики, образования, химии, занимающиеся различными областями науки.такие науки, как литература, музыка, география, геодезия, топография, механика, и подготовили почву для дальнейшего развития этих наук.
История Хорезмской Академии Маъмуна основана на традициях Багдадской Академии и местной научной традиции, она имеет свою историю и традиции. Эта история и традиция начинается с Ибн Ирака и Беруни, родившегося в Хорезме. Но нельзя отрицать роли умных Хорезмшахов Мамуны I, Али ибн Мамуны, Абул Аббаса Мамуны II. В результате объединения Ибн Сини, Абу-л-СахлиМашихи и многих других высших школ в Хорезме под непосредственным руководством образовались две звезды науки — Академия Маъмуна.
Хотя Академия Маъмуна действовала недолго, за свое время (1004–1017 гг. н. э.) она внесла большой вклад в развитие мировой науки. Уникальность Академии Маъмуна состоит в том, что по указу короля Маъмуна типичные для академии фундаментальные исследования проводились всесторонне и всесторонне. Для этого созданы необходимые условия. В частности, на более высокий уровень перешли естественные науки, такие как математика, астрономия, геодезия, минералогия, медицина, фармакология и др. Достижения естественных наук удивительны, поскольку они почти близки к достижениям современной науки.
Академия Маъмуна не только развила науку в регионе, но и укрепила культурные связи между разными странами, стала узами дружбы, объединяющими разные народы и вероисповедания, и вошла в историю. «Маджлиси Уламо» впервые на практике показал, что толерантность является требованием развития. В работах наших великих ученых и мыслителей подчеркивается влияние наследственности, воспитания и среды на формирование личности [3, с.103].
Сегодня в Новом Узбекистане важно изучать жизнь и научное наследие ученых, работавших в Хорезмской академии Маъмуна.
Абу Райхан Беруни — энциклопедист, внесший большой вклад в развитие мировой науки, руководитель Академии Маъмуна. В его трудах «Реликвии древних народов», «Индия», «Закон Масуда», «Геодезия», «Сайдана», «Минерология» и других трудах, помимо истории, философии, образования, рассматриваются вопросы, связанные с актуальными проблемами геологии., размышляла астрономия.
Обладая научным гением великого энциклопедиста, Абу Райхан Беруни всю свою энергию, жизнь, интеллект и мышление потратил на изучение основ науки. Он так и не смог понять суть интересующих его вопросов, и разочарование его было чрезвычайно сильным. Вот почему на Востоке говорят, что Беруни не отделял покой от невзгод, ночь от дня, он никогда не уставал держать перо, его ум никогда не уставал думать, его язык никогда не уставал, он отдавал все дни года за его образование и совершенствование. Он был символом знания и мышления.
О роли науки в жизни и деятельности человека Абу Райхан Беруни пишет: «Наук много. Они — судьба времени, и они увеличиваются, когда к ним добавляются разные мысли и воспоминания. Поощрение народа наук, наук и уважение к людям знания есть знак той судьбы. Особенно люди, находящиеся у власти, будут уважать людей знания, потому что это освободит сердца людей, занятых нужными мирскими делами. [9, с. 125].
Беруни связывает возникновение всех наук с жизненными потребностями человека, подчеркивает, что научные ценности должны служить высшей ценности — человеку. Подчеркивая, что основа научных ценностей зависит от опыта, он не отвергает теоретических знаний [8, с. 240]. Трудно дать полную оценку сделанным уникальным открытиям. Абу Райхан Беруни попытался сделать модель Земли в 995 году, когда жил в городе Хорезме, и в возрасте 21 года обнаружил, что Земля имеет форму шара. Благодаря этому исследованию европейский учёный смог рассказать о существовании Американского континента за 500 лет до Коперника. Беруни определил также длину экватора земного шара [3, Б.104].
Абу Али ибн Сина (980–1037) заложил основы подъема медицинской науки во всем мире. Его труды «Законы медицины» и «Книга спасения» на протяжении веков признавались медицинскими энциклопедиями в странах Востока и Запада и служили учебными пособиями. Тот факт, что произведения Ибн Сины переиздаются и в наше время, доказывает, что они не утратили своей ценности и в наши дни.
В формировании научного мировоззрения великого учёного Ибн Сины большое значение имеет тот факт, что наука развивалась на высоком уровне в Бухаре и Хорезме и что он прилежно изучал труды учёных, прошедших до него. Ибн Сина оставил значительный след практически во всех областях науки, которыми занимался, он выдвигал идеи, передовые для науки его времени. «Просвещение» Ибн Сины состоит из четырех частей и включает вопросы логики, физики, математики и метафизики.
Вторая часть труда «Энциклопедия» называется «Метафизика», в которой философские знания делятся на два типа. Одно называется «Практическое знание», которое информирует нас о наших действиях, а другое — «теоретическое знание», которое информирует нас о существовании вещей. Каждый из двух типов знаний делится на три части. Первые — это знания, изучающие вопросы, необходимые для управления семьей, обеспечения ее потребностей, задач и деятельности.
Второй изучает справедливость отношений между гражданами, супругами и детьми, хозяевами и слугами. Наконец, третье — это знание человеческого поведения.
В своих размышлениях об этике Ибн Сина прославлял моральные добродетели и резко осуждал моральные пороки и пороки. В частности, он уделял особое внимание самым необходимым нравственным отношениям в повседневной практической деятельности человека, таким качествам, как смирение, уважение, мужество, корректность, честность. В его произведениях освещались поведение человека в обществе, взаимоотношения членов семьи, взаимоотношения разных классов в обществе, роль национальных ценностей в зрелости человека, его место в обществе. [10, Б.284]. Его моральные мысли.
Абу Мансур ибн Хидр аль-Ходжанди — великий учёный, изучавший астрономию и математику. Он первым создал секстант — инструмент для измерения расстояний между землей и небом. Этот прибор, известный как «Ходжанди секстант», был основным оборудованием Самаркандской обсерватории, созданной великим астрологом Мирзо Улугбеком, и позволял с большой точностью измерять координаты светил. Позднее по образцу этой обсерватории в странах Востока было создано множество астрономических обсерваторий. Научное наследие Аль-Ходжанди описано в трудах «Книга об универсальном приборе», «Задачи из геометрии», «Арифметический трактат», «Книга о южном азимуте».
Абу Наср Мансур Али ибн Ирак — великий математик и астроном, наставник Беруни. Знаменитый математик, поэт и астроном Омар Хайям сказал о нем: «Он величайший среди тех, кто занимался математикой». Известны работы Ибн Ирака «Аль-Маджисти аль-Шахи» («Король аль-Вечество»), «Рисала фи удзабмасаил аль-хандаса» («Ответы на вопросы по геометрии») и другие работы.
Абу СахлИса ибн Яхья аль-Джурджани аль-Масихи — великий ученый, который занимался философией, психологией, медициной и моральными вопросами в Академии Мамуна. За время его жизни и научной деятельности труды Масихи, подготовленные многими учениками, известны как «Книга общей медицины», «Книга о духе», «Сто вопросов по медицине» [4, с. 54–56].
Абу Али Ахмад ибн Мухаммад ибн Якуб ибн Мискавайх — известный историк и просветитель. Ценные исторические сведения воплощены в труде «Книга об опыте народов» этого ученого, исследовавшего мусульманские страны. Его просветительские и нравственные взгляды отражены в брошюре «Джовидонихурд».
Абул Хаким Аль-Коси — ученый Академии, изучавший в основном химию. Известен труд Аль-Коси «Сущность искусства и его опора» («Айн ас-сана ваайн ас-сана»). Тот факт, что химические процессы, описанные в этой книге, соответствовали уровню научных исследований в Европе XIII-XIV веков и что она была переведена на английский язык в 1905 году, показывает, насколько высоки его знания.
Абу Мансур Абдулмалик ибн Мухаммад ибн Исмаил ас-Саалиби — один из самых плодовитых создателей академии, обладающий энциклопедическими знаниями в области истории, литературы, логики и лингвистики. Аллома, являющийся автором многих работ по проблемам человеческой этики и речевого этикета, оставил нам богатое наследие. Саалиби является автором «Шедевра века о добродетелях людей века», «Афзаля Хулклара», «Языковых законов и тайн арабского языка», «Удивительных сведений» и других произведений.
Вышеупомянутые ученые своими трудами внесли большой вклад в развитие науки Хорезмской академии Маъмуна и тем самым оказали положительное влияние на дальнейшее развитие науки в исламских странах.
Сделан вывод, что в конце X — начале XI века Хорезмская земля переживала крупные исторические события. Укрепление политических позиций государства положительно сказалось на его социально-политическом развитии. Столица государства Гургандж стала местом творчества великих ученых, собравшихся из разных мусульманских стран, правитель Хорезма Али ибн Маъмун создал благоприятные условия для творчества этих подвижников науки. Особенно во время правления его брата Мамуна ибн Мамуна (1009–1017) Гурганч стал крупным центром культуры и просвещения. В городе ученые-энциклопедисты творили вместе со своими учениками.
С участием ученых дворца Мамуна ибн Мамуна проводились научные конференции и дискуссии. Они выражали передовые мнения по различным темам в различных областях и дискутировали между собой. Победителям таких конференций вручались ценные подарки и оказывались благосклонности. Учеными руководил Абу Райхан Беруни, а министр хорезмшаха ас-Сахри не пожалел своих услуг в создании настоящей творческой среды для ученых. Ученые обучались в богатой библиотеке Гурганча, регулярно проводили тренинги со своими студентами. Они добавили красоты Гурганчу и послужили увеличению его влияния в Моваруннахре и Хорасане.
В заключение следует отметить, что интеллектуальное мышление в Хорезме в средние века усилило стремление наших предков к знаниям. И это создало Первое Возрождение — мощное социальное явление IX — XII веков. Традиция создания научного центра, служащего развитию науки и стремящегося использовать ее результаты, была продолжена и поднята на более высокий уровень при династии Мамуни (995–1017), правившей Хорезмом в конце X века. и начале 11 века.
В этот период научно-философские, воспитательно-этические идеи ученых, плодотворно работавших в Хорезмской академии Маъмуна, призывают людей к правдивости, нравственному совершенству, уважению дружбы и науки. Эти взгляды актуальны и сегодня благодаря своей вечности и глубине содержания. Только регулярно обращаясь к этому бесценному духовному наследию, мы сможем обогатить духовность молодых людей и сделать их всесторонне развитыми людьми.
Литература:
- Мирзиёев Ш. Новый Узбекистан становится страной демократических перемен, широких возможностей и практической работы // Газета «Новый Узбекистан», 17 августа 2021 г.
- Алимджанов Х. (1994). Изучение деятельности Беруни. Государственное образование. — Ташкент, — № 1–2.
- Давлетов С., Алланазаров С. (2022) Наследие великих предков — источник вдохновения // Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвящённой смерти Сулеймана Багырганида, отца медицины. — Другой: «Наука». — Б.103–105.
- Каримова С. У. (2001). Роль ученых Моваруннахра и Хорасана в развитии химии и медицины в средние века на Востоке (по письменным источникам IX-XI вв.): пер. наука. док. диссертация, Ташкент.
- Садуллаев А. (2000). Хорезмская академия Мамуна. — Хива.
- Таджиева, Ф. Д. (2023). Zamaxshariy faoliyati va u yashagan davrning ijtimoiy-siyosiy va madaniy muhiti. научно-теоретический журнал «Ma'mun Science», 1(1).
- Толстов С. Древний Хорезм. Издания. МГУ. Москва.1948.
- Сулайманова Ф. Васток и Запад. Ташкент. Узбекистон. 1997.
- Бируни. Избранные прозиведения. Том. 1.Ташкент. Фан.1968.
- Xayrullaev M. Uyg‘onish davri va Sharq mutafakkiri. 1971. Toshkent, 284