В статье автор исследует необходимость знакомства детей дошкольного возраста с современными профессиями и технологиями в рамках получения знаний о профессиях.
Необходимость формирования у дошкольников первых представлений о труде взрослых, роли труда в обществе и жизни каждого человека отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в социально-коммуникативном развитии ребенка.
На сегодняшний день, согласно образовательной программы у детей средней группы педагог углубляет знания о таких профессиях: как кассир, почтальон, учитель, охранник, профессиях работников детского сада.
Создает условия социальных взаимоотношений, чтобы ребенок самостоятельно выбирал понравившейся образ и профессию для сюжетно-ролевой игры.
В старшей группе особое внимание уделяется значимости труда для общества. Обобщаются знания детей о строительных и аграрных профессиях. Педагог воспитывает уважительное отношение к труду человека.
В подготовительной к школе группе педагог знакомит детей с профессиями промышленных сфер, разновидностями работы на производстве. Педагог объясняет взаимодействие людей разных профессий.
На сегодняшний день мир стоит на пороге новой эры. Некоторые профессии уходят в историю, на смену им приходят новые, более технологичные. Рынок труда меняется каждый год, во многих профессиях людей заменили роботы. Обществу необходимы специалисты, которые готовы освоить новые профессии и технологии.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Роботы уже активно используются человеком в различных профессиональных областях. Дети очень любят играть игрушками-роботами.
Они сталкиваются с роботами у себя дома, в магазине, на улице. Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о роботах в мире профессий и знакомство с роботами-помощниками человека.
Создана система ознакомления детей по развитию представлений детей о роботах в мире профессий по схеме «от простого к сложному» в логической последовательности. С применением современных цифровых технологий, используя практико-ориентированные методы и метод визуализации информации, позволяющие сделать процесс познания детей интересным, мотивирующим, имеющим игровую задачу.
Мероприятия организуются на протяжении учебного года для детей старшего дошкольного возраста. Проводятся один раз в месяц, вечером в последний четверг месяца, в качестве познавательного развлечения.
На мероприятии «Виртуальная экскурсия в музей робототехники» дети узнают о появлении первого робота, знакомятся с роботами-помощниками, какие они бывают, и какую пользу приносят людям.
Это первый шаг в мир роботов. Также закрепляются знания детей о музеях и правилах поведения в общественных местах. Во время занятия дети закрепляют знания о профессиях работников музея. Экскурсия представлена в виде презентации.
«Знакомство с роботом-экскурсоводом». Дети подробно знакомятся с этим роботом, узнают о его значимости о том, как он работает. Во время занятия дети закрепляют знания и узнают историю достопримечательностей своего города. Подытожили продуктивной деятельностью — коллективная работа «Наш город Ейск».
«Виртуальная экскурсия к кассе самообслуживания», дети встречаются с уже знакомым им из личного опыта роботом и учатся им пользоваться. Во время виртуальной экскурсии детям предлагается решить ряд проблем: выбрать продукты, которые требуются для приготовления пиццы и что делать, если на обычной кассе большая очередь, а у нас мало времени. У детей формируются знания об использовании роботов в сфере торговли.
На этом занятии знакомим детей с роботом-курьером. Дети узнают, как он устроен. Также дети помогают роботу выбрать правильный маршрут, чтобы доставить угощения.
Следующее мероприятие знакомит детей с роботом-пылесосом. Дети узнают, в каких профессиях можно использовать этого робота.
Также дети из личного опыта рассказывают об использовании робота-пылесоса.
На мероприятии дети знакомятся с роботом-Федором. Дети узнают, что роботы обладают искусственным интеллектом и могут помогать людям в экстремальных ситуациях на пожарах, в местах боевых действий, в тяжелой промышленности.
Педагог помогает детям сравнить робота-Федора и других, уже изученных роботов, и сделать вывод, что робот-Федор внешне похож на человека.
На следующем мероприятии дети узнают, что роботы используются в медицине, знакомятся с роботом-хирургом. У детей формируется представление о том, как робот-хирург выполняет операции, и кто им управляет.
Следующее мероприятие проходит в форме сюжетно-ролевой игры. Дети отправляются в кафе, где их обслуживает робот-официант.
В процессе игры закрепляются знания о профессии официант, о полезных и вредных продуктах для здоровья человека.
В этом мероприятии дети участвуют в соревнованиях между роботом-няней и воспитателем, узнают о способностях робота-няни.
На итоговом мероприятии вспоминаем с детьми ранее изученных роботов и профессии.
Ребенку предлагается пофантазировать на эту тему и придумать своего робота и профессию, либо нарисовать понравившегося знакомого робота. Дети презентуют свою работу.
Для эффективного результата по данному направлению полученные знания детей закрепляются в организации свободной деятельности.
Сюжетно-ролевые игры с использованием роботов-помощников. Разработана картотека игр, в группе пополняется развивающая среда на тему роботов-помощников.
Родители изготовили из подручных материалов робота-пылесоса и кассу самообслуживания. Планируется организовать конкурс на лучшую поделку для игр с роботами.
Проводятся виртуальные экскурсии на производство, где работает робот-помощник с помощью видеоролика или мультимедийной презентации.
К теме роботов подключились и родители, снимают репортажи и организуют видеоконференции для детей с места работы. Каждое занятие не только знакомит детей с функциями роботов, но и закрепляет знания детей о знакомых профессиях и профессиях своих родителей.
После изученного материала у ребенка формируются знания о роботах-помощниках и умения ими пользоваться. Узнают, что роботы нужны для того, чтобы помогать людям, роботы могут выполнять любую работу вместо человека.
За время своего существования роботы побывали в таких местах, куда не может попасть ни один человек, выполнили сложнейшие задания, которые не под силу выполнить человеку, и изменили жизнь многих людей. И это только начало!
В самом ближайшем будущем появятся новые, еще более удивительные роботы!
У детей сформируется осознание, что они живут во время технического прогресса и что роботы вокруг нас, даже дома.
Также у детей есть понимание что роботам, как и любой технике, необходим уход человека. Поэтому робот может заменить человека только при выполнении какой-нибудь работы или действия. Чувствовать, как человек и быть таким же разумным существом, как человек, робот не может.
Знакомство детей с новыми профессиями и роботами — это не только содействие умственному, нравственному, эмоциональному развитию личности ребенка, но и развитие его широкого кругозора, любознательности и адаптация в будущей взрослой жизни!
Литература:
- Сайт: www.edunews.ru
- Сайт: www.mdouberezka.caduk.ru
- Сайт: https://infourok.ru
- Сайт: https://nsportal.ru