В статье автор исследует институт права на обжалование действий органов государственной и муниципальной власти и непосредственный порядок обжалования в досудебном порядке.
Ключевые слова: право, обжалование, органы публичной власти, процедура.
В правовом государстве право на защиту является неотъемлемым и естественным правом личности, которое никем не может быть поставлено под сомнение [3, с. 146].
Досудебное обжалование действий органов публичной администрации призвано обеспечить оперативную защиту (восстановление) нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере государственного управления и освободить граждан от необходимости обращаться в суд.
Высокая нагрузка на судебные органы, а также высокий уровень затратности судебного порядка обжалования, когда предмет спора значительно дешевле затраченных на него средств, обуславливают необходимость наличия, постоянно действующего административного (досудебного) порядка обжалования решений, действий (бездействия) органов публичной власти [4, с. 74].
Поскольку в силу своей компетенции в рассматриваемом вопросе, вышестоящий государственный орган, являясь фактически профессиональным участником общественных правоотношений, к функциям которого относится регулярное рассмотрение вопросов, связанных с возникшими правоотношениям, имеет возможность в более короткий срок рассмотреть жалобу, а также признать незаконным решение, действие (бездействие) нижестоящего государственного или муниципального органа или должностного лица.
Автором исследования жалоба рассматривается не только как документ, в котором отражаются конкретные обстоятельства, доводы и требования лица, обратившего с жалобой, но и как форма осуществления субъективного права на обжалование решений, действий (бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц, которая имеет собственную структуру и элементы.
Досудебное обжалование является неотъемлемым элементом современного демократического государства, который выполняет функцию контроля за правомерностью действий органов публичной власти [5, с. 68].
Производство по жалобам представляет из себя порядок рассмотрения и разрешения административных дел в спорных правоотношениях между гражданами или организациями, с одной стороны, и государственным органом, муниципальным органом или его должностным лицом (лицами), а в совокупности составляющих органы публичной власти, с другой стороны.
В различных отраслях публичного права возникают проблемы досудебного урегулирования споров. Рассматривая административные (публичные) правоотношения, отмечаем, что в связи со своим развитием Российская Федерация стала поставщиком государственных услуг, при этом, нарушение прав граждан и организаций властной деятельностью органов публичной власти является отклонением от нормы, в связи с чем у таких лиц появляться право на защиту от нарушения его права и законного интереса.
Однако, реализация указанного может отличаться в зависимости от требований федерального законодательства, поскольку существует универсальный судебный порядок урегулирования споров, гарантированный Основным законом, при этом федеральными законами устанавливается обязательный досудебный порядок урегулирования споров, без которого реализация права на судебную защиту ставиться невозможной.
Автором настоящего исследования отмечается, что последовательная реализация права на обжалование решений, действий (бездействия) органов публичной власти, упорядоченное законодательство, являются одними из основных показателей, указывающих на развитие демократических институтов в современном государстве.
Следует отметить, что возможность обжалования является тем инструментом, которое не только позволяет обеспечить качество жизни как отдельного человека, но играет активную роль в формировании гражданского общества.
Актуальное законодательство по административным процедурам (обжалованию) нуждается в существенном реформировании.
Досудебное обжалование решений, действий (бездействия) органов государственной власти регулируется множеством нормативных-правовых актов, охватывающих те сферы общественных правоотношений, из которых впоследствии возникает спор между гражданином или организацией, с одной стороны, и государственным или муниципальным органом власти, с другой.
Отдельные ученые указывают на то, что досудебный или административный порядок обжалования является самостоятельной стадией административного процесса.
По мнению автора настоящего исследования, данный подход является некорректным, поскольку административный порядок обжалования является составной частью института обжалования решений, действий (бездействия), выступает промежуточным звеном между нарушением прав и законных интересов граждан и непосредственно судебным порядком, поскольку таковой, будучи предусмотренным соответствующим федеральным законодательством, не позволяет обратиться в суд и реализовать закрепленное в статье 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту своих прав, хотя бы они и были совершены в отношении какого-либо лица [1].
Более того, такая процедура обжалования в зависимости от спорных правоотношений существенно отличается.
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует общие положения, связанные с реализации гражданином правом на обращение, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений.
Отмечаем, что в зависимости от спорного правоотношения необходимо применять специальное законодательство, которое его регулирует, к таковым, например, может относиться ФЗ «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 № 221-ФЗ, Налоговый кодекс Российской Федерации.
Следовательно, наличие специальной нормы, регулирующей подачу жалобы в конкретных правоотношениях, предопределяет действия подателя жалобы на использование именно специального порядка, поскольку следование общему порядку в нарушение специальной нормы может повлечь за собой как оставление жалобы без рассмотрения, так и отказ в принятии жалобы в связи с несоответствием требованиям, определенным специальным порядком обжалования.
Объективно, главная положительная характеристика административного (досудебного) обжалования действий органов публичной власти заключается в её бесплатности и простоте относительно судебного порядка. К негативным характеристикам следует отнести недостаточную регламентированность специальных жалоб, а также отсутствие возможности рассмотрения жалобы при участии лица, подавшего соответствующую жалобу.
При этом дальнейшее развития административного порядка обжалования, повышение уровня открытости, закрепление в законодательстве реальной возможности участия лица в рассмотрении жалобы должны стать приоритетом законодателя в указанном институте, поскольку по состоянию на 2024 год судебный порядок имеет более благоприятные условия для объективного рассмотрения споров, вытекающих из публичных правоотношений, в связи с чем и пользуется популярностью, что существенно сказывается на загрузке судебной системы, в первую очередь — районных/городских судов общей юрисдикции, поскольку именно к их компетенции отнесено наибольшая категория споров.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Российская Федерация. Кодексы. Кодекс административного судопроизводства РФ: Федеральный закон № 21-ФЗ: принят Государственной Думой 20 февраля 2015 года. — Текст: непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. 09.03.2015. N 10. Ст. 1391.
3. Афанасьев, С. Ф. К вопросу о сущности административной юстиции как вида управленческого административного процесса / С. Ф. Афанасьев, А. П. Яковлева. — Текст: непосредственный // Правовая политика и правовая жизнь. — 2023. — № 4. — С. 146.
4. Деменкова, Н. Г. Обжалование действий (бездействия) и решений органов публичной власти в административном порядке / Н. Г. Деменкова, М. С. Игнатова, И. Ю. Стариков. — Текст: непосредственный // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. — 2014. — № 1. — С. 74.
5. Лифанов, Д. М. О систематизации процедур урегулирования правовых споров в административном порядке / Д. М. Лифанов. — Текст: непосредственный // Российское право: образование, практика, наука. — 2023. — № 2. — С. 68.