Как начать обучение диалогу детей с РАС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 11.05.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Сидоренко, А. М. Как начать обучение диалогу детей с РАС / А. М. Сидоренко, Т. Н. Карасева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113862/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья составлена на основе обучения в онлайн-школе Юлии Снежко.

Ключевые слова: дети, диалог, РАС.

Существует 2 типа коммуникации.

Инструментальная (статичная), когда мы обращаемся к собеседнику целью получения информации или действия она по форме однообразна.

Повествовательная (динамическая), когда мы просто делимся мыслями, чувствами, взглядами, информацией. эта коммуникация очень динамическая, где можно разговаривать обо всем перепрыгивая с темы на тему.

В обычном повседневном общении — 80 % составляет повествовательная коммуникация и 20 % инструментальная. Наша цель научить наших детей общаться. Наша цель повествовательная коммуникация, поэтому нужно стараться сократить свое инструментальное общение. Из-за того, что дети социально пассивны родители хотят компенсировать это большим количеством инструкций, например, «принеси», «покажи», «скажи, что это?». Детям нарушениями более доступно статичное общение и почти не доступно динамическое.

Сокращаем такой тип общения, стараемся исключить, заменить на Повествовательные высказывания. Повествовательное общение, его ещё называют декларативным или обмен опытом — это когда собеседники делятся друг с другом своими чувствами, мыслями, взглядами, отношением к чему-либо.

Общение — это когда мы вместе воспринимаем, думаем, чувствуем. Это создание, своего рода, моста между нашими внутренними мирами. С помощью такого общения мы учимся сопоставлять, сравнивать, размышлять, сотрудничать, делать выводы, понимать других и быть понятными для других людей.

Главной причиной для вашего общения с ребенком должно быть стремление соприкоснуться с ним, с его внутренним миром, узнать его чувства, мысли, отношение.

С чего начать?

Этапы развития повествовательной коммуникации в норме первоначально, совместное переживание заключается исключительно в том, чтобы обмениваться впечатлениями о происходящем здесь и сейчас.

В дальнейшем, к концу второго года, деление опытом уже распространяется и на опыт прошлого и на планируемые события (вчера мы были в зоопарке, а завтра мы пойдём к бабушке). Немного позже это способность ещё расширяется и начинает включать события, в которых присутствовал только один из присутствующих. Затем этот процесс распространяется и на потенциальный будущий опыт (а представь, если мы поедем на море). Оптимальная среда для осознанного взаимодействия на начальном этапе — общаться о том, что происходит здесь и сейчас в процессе каждодневной жизни.

Превращаемся в очень внимательных, любознательных людей, замечаем разные мелочи и обо всём имеем и высказываем свое мнение: нравится, не нравится, ну так себе.

Попробовали что-то на вкус, понюхали, рассмотрели, потрогали, попробовали как что-то работает, опустились на уровень ребёнка и поделились с ним.

Демонстрируем своё отношение (стараемся быть выразительными, понятными и задействовать разные каналы коммуникации).

Слово произносим в последний момент или не произносим вообще, особенно если оно сложное или абстрактное. Не перегружаем мозг, работаем над коммуникативной частью в первую очередь.

Делаем паузу и смотрим на ребёнка, приглашаем в общение. Взаимодействие происходит не только с человеком, но и с предметом, с которым ребёнок знакомиться и исследует. Обучающее взаимодействие — это не накапливание информации, а процесс, когда мы в каждодневной жизни приобретаем новые знания и опыт и встраиваем в тот опыт и знания, которые у нас уже есть на данный момент. Наше знание всегда должно встраиваться в уже существующие связи.

Уменьшаем количество слов. Используем простые, короткие предложения. Будьте очень аккуратными насчёт количества слов, которые вы используете. Чем больше количество слов, тем больше сил и фокуса на их обработку, тем меньше остаётся ресурсов на самую главную на данный момент работу — на понимание, взаимодействие, осознанное участие. Способность к коммуникации, поддержание Мы-процесса и способность понимать и говорить — это две разные способности. Меньше говорим, больше коммуницируем.

Замените количество слов продуманностью. Дополнительный бонус — Продумывание, как построить высказывание по-новому, будет занимать у вас некоторое время, и даст ребёнку больше время на обработку информации.

Очень важно научиться различать повествовательное общение и общение с помощью инструкций.

Пара советов.

Заменяем «Ты» на «Я, Мне, Мы». Я уже оделась. Я не успеваю.

С помощью демонстрации и жестикуляции можно делиться только о том, что происходит здесь и сейчас. Используйте больше невербальную коммуникацию.

Заменяем прямые вопросы «Тебе нравится? Ты будешь играть?» на вопрос — выражение любопытства «Интересно, а это вкусно? Интересно, у нас получится это построить?

Делитесь своими эмоциями.

Сравнивайте разные вещи.

Размышляйте вместе.

Размышляем вслух, даем им модель как работают мыслительные процессы и приглашаем участвовать. Для тех, кто готов

Вспоминайте.

Как только возможности ребёнку позволяют, всегда старайтесь соединять прошлое и настоящее. Планируйте будущее.

Пусть такого рода «мини-общение» будет встроено в вашу жизнь. Скорее всего на начальном этапе вы часто будете замечать «ой, здесь инструкция, и здесь», но это даже хорошо, когда мы начинаем что-то замечать, то мы можем это постепенно изменить.

Если ребёнку пока вообще всё равно, что именно вы говорите, не отчаивайтесь, выразительно всё демонстрируйте лицом к лицу и делайте паузы, приглашайте ребёнка в общение и постепенно он откликнется.

Учимся вести диалог. Продолжение.

Строим рисунок диалога. Главный признак диалога — оба участвуют, поочередность.

Учитесь осознавать разницу между двустороннем (реципрокном) общении и односторонним контролем в общении. Учитесь поддерживать двустороннее общение. Наблюдайте за собой и другими членами семьи, чтобы не брать на себя слишком много ответственности и инициативы в общении, тем самым компенсируя пассивность самого слабого участника. Также не позволяйте ребёнку полностью контролировать речевую среду. «Я устала говорить о динозаврах, давай завтра продолжим. Я тоже хочу сказать». Вы можете создать рисунок диалога с помощью темпа и пауз.

Тишина — это хорошо. Позволяйте быть тишине и ожиданию. Считайте про себя между высказываниями, если нужно. Паузы очень важны.

Паузы дают возможность осознать и участвовать. С помощью пауз мы выделяем что-то важное. С помощью пауз устанавливаем поочередность участия.

Пробуйте новые способы, чтобы приглашать ребёнка к общению.

Вместо того, чтобы повторять снова и снова, подойдите, сядьте рядом, возьмите за руку и сделайте паузу. Установите сначала контакт. С помощью паузы мы устанавливаем контакт. Подождите пока ребенок уделит вам внимание. Даже если он не смотрит на вас, он может быть с вами.

Это важно различать — ребенок может смотреть, и не быть в контакте, а может прямо не смотреть, но быть в контакте, участвовать в процессе. Ребёнок должен выделять, что главное в этот момент.

Главное контакт, то, что между вами происходит. И он прилагает усилия, внимание, чтобы поддерживать это, не так важно смотрит или нет. Мы инициируем, ждём, смотрим что случится, потом ещё раз делаем шаг.

Дайте возможность самому слабому коммуникатору участвовать убедитесь, что все общаются так, чтобы даже самый слабый коммуникатор имел возможность принять участие и чувствовал себя компетентным. Когда у нас есть готовность и желание поучаствовать в общении? Когда понятно о чём речь, нам это близко.

Когда наши речевые возможности совпадают с возможностями собеседников. Давайте предоставим нашим детям такую возможность. Если задаёте вопрос, то спрашивайте то, что вам интересно. Приглашаем ребёнка в совместный процесс, а не ждём определенных ответов и демонстрации знаний. Будьте сами настоящими. Увеличиваем подстройку в совместных действиях

Первые диалоги происходят на уровне тела. Учитесь их вести и используйте сотни возможностей для этого в течении дня.

Радуемся от совместного процесса. Не фокусируемся на предмете или задаче. Если ребёнок ушёл в задачу, старайтесь сбить этот фокус.

Делимся, что мы видим, слышим, ощущаем и главное, как мы к этому относимся. Знакомим их с миром чувств. Выделяем наши общие усилия и успехи в процессе и после окончания совместной активности.

Вместо «Молодец» подчеркиваем суть происходящего и наши чувства по этому поводу. «Мы с тобой такую высокую башню построили! Мне очень понравилось». Выражаем интерес («Ой, интересно как это работает» вместо «смотри, вот как это работает», чтобы дать ребенку возможности совершить личные открытия).

Учитесь замечать и убирать из вашего общения то, что укрепляет пассивный стиль взаимодействия у вашего ребёнка. Задавайте себе вопрос: ваш стиль общения поощряет мыслительные процессы или поощряет исполнительные функции?

Проверьте, какое высказывание производит какое-то шевеление в мозгах. Это кто? (указывая на ослика) или «Интересно, что этот ослик любит кушать» «Принеси тряпку» или «Ой, здесь так мокро, что же нам делать» Мы боремся за «шевеление» в мозгах. Развивается то, что востребовано

Основные термины (генерируются автоматически): общение, повествовательная коммуникация, ваше общение, возможность, каждодневная жизнь, контакт, начальный этап, пауза, повествовательное общение, помощь пауз, процесс, ребенок, рисунок диалога, самый слабый коммуникатор, слово, совместный процесс.


Ключевые слова

дети, диалог, РАС

Похожие статьи

Лаборатории детской игры как форма сотрудничества педагогов, детей и родителей

В статье авторы приводят пример использования формы работы с родителями.

ИКТ на уроках английского языка как средство повышения мотивации

Статья посвящена инновационным методикам изучения английского языка с помощью ИКТ-технологий на уроках и внеурочной деятельности.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье автор рассматривает примеры активации функциональной грамотности среди детей школьного возраста на уроках биологии.

Использование сложных механик геймификации и гейм-дизайна в создании онлайн-курса

В статье представлена разработанная модель онлайн курса «Романское Средневековье», включение технологий и элементов Гейм Дизайна и Геймификации в формат онлайн обучения.

Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка

В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.

Преимущество арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе.

Развитие мышления на уроках английского языка посредством работы с дефинициями

В статье авторы пытаются показать, что работа с понятиями на уроках английского языка дает возможность четко формулировать свои мысли.

Деловая игра «Шаг в профессию»

В статье представлено описание авторской разработки – деловой игры, направленной на формирование у обучающих soft- и hard-компетенций.

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Похожие статьи

Лаборатории детской игры как форма сотрудничества педагогов, детей и родителей

В статье авторы приводят пример использования формы работы с родителями.

ИКТ на уроках английского языка как средство повышения мотивации

Статья посвящена инновационным методикам изучения английского языка с помощью ИКТ-технологий на уроках и внеурочной деятельности.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье автор рассматривает примеры активации функциональной грамотности среди детей школьного возраста на уроках биологии.

Использование сложных механик геймификации и гейм-дизайна в создании онлайн-курса

В статье представлена разработанная модель онлайн курса «Романское Средневековье», включение технологий и элементов Гейм Дизайна и Геймификации в формат онлайн обучения.

Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка

В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.

Преимущество арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе.

Развитие мышления на уроках английского языка посредством работы с дефинициями

В статье авторы пытаются показать, что работа с понятиями на уроках английского языка дает возможность четко формулировать свои мысли.

Деловая игра «Шаг в профессию»

В статье представлено описание авторской разработки – деловой игры, направленной на формирование у обучающих soft- и hard-компетенций.

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Задать вопрос