В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников с использованиеминформационно-коммуникационных технологий, анализирует труды ученых по проблеме исследования: концепцию духовно-нравственного роста и воспитания граждан России, ФГОС НОО.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, информационно-коммуникационные технологии, ИКТ,Федеральный государственный образовательный стандарт, компьютер, общечеловеческие ценности, нравственные ориентиры.
Сегодняшний мир достаточно сильно подвержен быстрым изменениям и преобразованиям, существенные трансформации в общественной и культурной жизни человека происходят ежедневно. Данные изменения, непосредственно охватывают и сферу современного педагогического образования, что, в свою очередь, ставит новые акценты на вопросах духовности, нравственности и этики в современном обществе. Современная школа, в условиях постоянных нововведений, не только сохраняет свою актуальность, но и приобретает новые формы и методы работы, адаптируясь к новым условиям и методам работы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и в «Концепции духовно-нравственного воспитания школьников России», нравственное образование обучающихся является одной из многих главных задач системы современного педагогического образования и является важным компонентом социального запроса, который не теряют свою актуальность и по сей день. Образование играет ключевую роль в духовно-нравственном развитии и объединении российского общества, в чем наша страна особенно сильно нуждается в последние годы. Учебные дисциплины, преподаваемые в начальной школе, подчеркивают и выделяют важность нравственного, духовного, патриотического воспитания младших школьников.
Проблема духовно-нравственного воспитания особенно ярко была отражена в фундаментальных работах отечественных психологов и философов: В. С. Мухиной, Р. С. Немова, Л. П. Буевой и др., где в числе главных тезисов стоял вопрос, о выявлении сущности основных понятий теории духовно-нравственного воспитания.
Воспитание детей в духе нравственности и духовности — одна из главных проблем современного общества. Именно поэтому, одна из целей духовно-нравственного образования заключается в том, чтобы социальные требования общества стали внутренними стимулами для каждого обучающегося. Например, долг, честь, совесть и достоинство. Это один из важнейших критериев формирования полноценной личности, которая в будущем будет готова к взрослой жизни и способна саморазвиваться и самообразовываться.
Однако ситуация часто осложняется рядом факторов: в большинстве своем, у молодого поколения нет чётко поставленных положительных ориентиров на жизни, снизилась активность в сфере культуры и досуга, не достает патриотического воспитания.
Семья и школа должны воспитать ответственного гражданина, который умеет самостоятельно оценивать события и действовать с учётом интересов окружающих. И роль педагогов в воспитании младшего школьника, несомненно, велика. ФГОС НОО определяет духовно-нравственное образование как одно из основных направлений образования, целью которого является формирование у обучающихся морально-этических ориентиров, ценностей и идеалов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников играет ключевую роль в их последующем общем развитии и успешном становлении, как полноценных членов общества и страны.
В концепции духовно-нравственного роста и воспитания граждан России, изложенной в ФГОС НОО, определены некоторые ключевые национальные ценности, такие как патриотизм, социальное единство, гражданская позиция, семья, трудовая деятельность, творчество, искусство или литературное наследие, и природное богатство человечества. Эти ценности составляют основу основ современного духовно-нравственного становления и воспитания обучающихся как полноценных членов общества, и реализуются они через несколько фундаментальных направлений, таких как:
– формирование духовного нравственной основой личности;
– развитие системы духовной нравственных ориентиров молодёжи; развитие патриотических ценностей [4].
Благодаря невероятно быстрому развитию технологий в наше время, с каждым годом решение этих задач значительно упрощается. В реалиях XXI века, эры цифровых технологий и инноваций, новое современное поколение целиком и полностью растет в среде, окруженной различными электронными и цифровыми средствами массовой информации. Этот факт, непременно требует от педагогов всех возрастов адаптации к новым обстоятельствам и условиям воспитания, включая овладение современными методами обучения и применение новых образовательных технологий для общения с детьми на одном языке.
Практическое же использование информационных технологий отличается, свойственным ему, комплексным подходом. Это обозначает, что информационно-коммуникационные технологии используются не только для передачи информации между носителями, но и для ее обработки, анализа и последующего хранения. В частности, некоторыми из способов применения являются: создание учебных материалов, проведения научных исследований, организации учебного процесса и управления образовательными учреждениями.
Кроме того, информационные технологии позволяют значительно улучшить качество современного образования, делая его более доступным и разнообразным. Они помогают, как студентам, так и преподавателям получить доступ к огромному количеству информации, которая обновляется практически ежедневно, а также предоставляют возможность для совместной коммуникации и работы и обмена знаниями на расстоянии.
В то же время использование информационных технологий требует от преподавателей и учащихся определенных профессиональных навыков и умений. Например, работа с различными компьютерными программами, использование электронных учебников, библиотек и образовательных ресурсов, а также умение анализировать и критически оценивать полученную информацию, ведь иногда, одна и та же информация, полученная из разных источников, может отличаться.
Несомненно, одним из главных средств общения с миром технологий является — компьютер. Компьютер — это современное и гибко настраиваемое техническое средство обучения (ТСО), которое является универсальным инструментом для организации различных учебных и внеурочных занятий. С помощью мультимедиа компьютеров, оснащенных программными и аппаратными компонентами, позволяющими воспроизводить аудио и видеоинформацию, можно значительно расширить возможности учебного процесса. Поэтому, в современных классах можно увидеть наличие таких устройств, как телевизор, компьютер, смарт доска, принтер и проектор.
Применение ИКТ в сфере воспитания имеет множество преимуществ: поиск и сбор необходимой информации стал проще и быстрее; систематизировать и хранить информацию, и иметь доступ к ней, гораздо легче и удобнее; развитие исследовательских способностей обучающихся становится возможным путем создания цифровых проектов с использованием ИКТ; формируются и развиваются школьные СМИ, предоставляющие возможность для обмена информацией и опытом между учащимися и педагогами; диагностика различных аспектов воспитательной работы; игры, конкурсы и викторины, проводимые с использованием информационных технологий, делают процесс обучения более интересным и увлекательным.
Таким образом, в наши дни процесс воспитания, нацеленный на развитие духовно-нравственного развития детей, должен быть структурированно организован так, чтобы гарантировать оптимальное развитие каждого обучающегося индивидуально и с учетом его личных особенностей. В чем ИКТ, несомненно, оказывает услугу, большому количеству педагогов. И ежедневное развитие информационных технологий, позволяет с каждым годом улучшать качество современного образования.
Литература:
- Данилюк А. Я. Концепия духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М.Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещении, 2009. — 23 с.
- Кашина Г. А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников / Г. А. Кашина // Педагогическое образование: теория, практика и перспективы развития: материалы I Международной научно-практической конференции, Астрахань, 30 октября 2021 года. — Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2021. — С. 140–141. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-muzykalnom-i-nravstvennom-i-duhovnom-vospitanii-mladshih-shkolnikov/viewer
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. От 18.07.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) — информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/. (дата обращения -2.05.2024 г.) — Текст: электронный.