Профессия юриста создана для людей, ведь без людей не будет правоотношений. В этой связи необходимым навыком для юриста, а в рассматриваемом случае, для субъекта расследования коррупционных преступлений, как и всех преступлений, безусловно, является знание психологии. В силу того, что не каждый следователь обладает должным объемом специальных знаний, привлечение психолога может оказать существенную помощь в расследовании указанной категории преступлений.
Ключевые слова: коррупционные преступления, специальные знания, психолог, расследование, криминалистика.
Использование субъектом расследования специальных знаний психолога является необходимой составляющей расследования коррупционных преступлений, которая может оказать важное ориентирующее значение на ход расследования.
Однако в уголовно-процессуальном законе статус психолога закреплен частично и лишь по категории уголовных дел с участием несовершеннолетних лиц (ст.ст. 191, 280, 425 УПК РФ).
Необходимо обратить внимание на раздел II УПК РФ. К участникам уголовного судопроизводства законодатель относит: суд, участников со стороны обвинения, участников со стороны защиты, иные участники уголовного судопроизводства, среди которых психолог не обозначен. Понятие «психолог» в отличие от понятия «педагог» в ст. 5 УПК РФ не закреплено [7].
В уголовно-процессуальном законодательстве СССР участие психолога закреплено не было, данное положение появилось только в 2002 г., но разъяснений относительно его процессуального статуса нет и не было [5, С. 116].
В советской теории уголовного процесса участниками уголовного процесса было принято считать лиц, вовлекаемых в уголовно-процессуальные отношения [3, С.45].
Существовала в советской науке и точка зрения, согласно которой понятие «участников уголовного процесса» отличалось от понятия «субъектов процессуальной деятельности». К последним отнесены лица и органы, наделенные правами и полномочиями для расследования и рассмотрения уголовных дел. Главным субъектом процессуальной деятельности считался суд, имеющий не равное положение со сторонами. [8, С. 31].
Шейфер С. А. одной из категорий участников следственных действий называет лиц, имеющих и пользующихся специальными знаниями в целях оказания содействия следователю в обнаружении, изучении и закреплении информации, имеющей доказательственное значение. Это: эксперт, специалист, переводчик.
Существует также мнение о том, что психолога, педагога и адвоката необходимо относить к самостоятельной группе участников следственных действий, располагая их наряду с экспертом, специалистом, переводчиком [4, С.159].
В настоящей работе будет рассматриваться лишь одна форма участия психолога в расследовании уголовных дел — участие психолога в следственных действиях.
Важным здесь является исследование психологического портрета преступника в ходе формирования методики расследования преступлений, совершенных специфическими субъектами, обладающих набором особых, нетипичных для преступников иных категорий, качеств и черт, которые находят свое непосредственное отражение в механизме совершения преступления и последующей деятельности по расследованию таких уголовных дел.
Любая профессиональная деятельность оказывает существенное влияние на формирование личности работника. Во многом это происходит потому, что для выполнения тактических задач приобретаются определенные знания и формируются необходимые умения и навыки. Работа протекает в сходных условиях: с определенным кругом общения, использованием повторяющихся действий и движений. Такие условия деятельности создают специфический внутренний мир личности, систему отношений, особенности реагирования на те или иные события, порядок осуществления тех или иных действий и т. д.
Построение психологического портрета преступника, установление субъективного содержания его действий, а также выявление предопределивших их побуждений позволяют не только выдвигать более аргументированные версии относительно события совершенного преступления, предсказывать поведение преступника в ходе проведения мероприятий по раскрытию и расследованию, но и выбрать наиболее эффективную тактику их проведения, что, безусловно, позволит оптимизировать процесс доказывания. Поскольку использование криминалистических приемов в отрыве от знаний закономерностей человеческой психики сводит деятельность по раскрытию и расследованию преступления «к работе с уголовно-процессуальной инструкцией» [1, С. 6].
При этом рассматривать участие психолога по отношению лишь к личности преступника, нам кажется неправильным, ведь важное доказательственное значение имеют и свидетели, в связи с чем участие психолога в следственных действиях, проводимых в отношении свидетелей коррупционных преступлений не менее важны, особенно, когда речь идет о взяткодателе.
Именно в таких случаях психолог, обладающий знаниями черт специфического субъекта коррупционных преступлений, отличающегося от субъектов иных категорий преступлений, может помочь субъекту расследования при проведении следственных действий своими выводами ориентирующего характера.
Однако необходимо также рассмотреть вопрос о требованиях, предъявляемых к психологу, привлекаемому к участию в расследовании преступлений.
Уголовно-процессуальное законодательство не содержит нормативно-правового регулирования указанного пробела.
Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ) [6].
Исходя из положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) (ред. от 27.03.2018) психолог должен обладать высшим профессиональным (психологическое) образование и стаж работы 3–6 лет в зависимости от категории [2].
Помимо указанного психолог должен понимать и организационную структуру расследования преступлений, а также уметь наблюдать за поведением участника процесса «здесь и сейчас», в связи с чем необходимы курсы повышения квалификации в области судебно-психологической экспертизы, профайлинга.
Таким образом, проанализировав имеющийся материал по вопросу участия психолога в расследовании преступлений как в общем, так и коррупционных преступлений, мы пришли к выводу, что указанное направление является перспективным и в настоящее время, к сожалению, малоизученным, вследствие чего законодателем не урегулирован вопрос роли психолога среди иных участников процесса, не закреплено понятие и процессуальные права и обязанности. Вместе с тем участие психолога в расследовании коррупционных преступлений имеет важное значение для всего хода расследования, что влияет как на его качество, так и сроки.
Литература:
- Ахмедшин Р. Л. Изучение личности преступника в методике расследования преступлений: монография. Томск. 2000.
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) (ред. от 27.03.2018).
- Рахунов. Р. Д. Участники уголовно-процессуальной деятельности по советскому праву. 1962.
- Семенцов В. А. Следственные действия в досудебном производстве (общие положения теории и практики). Екатеринбург. 2006.
- Смирнова Г. Н. Педагог и психолог в уголовных делах с участием несовершеннолетних: проблемы правового регулирования и практики применения. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. от 24.10.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2001 г. (ред. от 04.08.2023 г.) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/
- Чельцов М. А. Советский уголовный процесс. 1951.