Сбор и анализ медицинских данных с применением машинного обучения в мобильных приложениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 09.05.2024

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Матюшко, М. Б. Сбор и анализ медицинских данных с применением машинного обучения в мобильных приложениях / М. Б. Матюшко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113924/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается использование сбора и анализа всевозможных медицинских данных с применением машинного обучения в мобильных приложениях, проводится обзор проектов, которые уже реализованы в данной сфере и представлено решение создания мобильного приложения для устройств на операционной системе iOS с использованием фреймворка для машинного обучения CoreML.

Ключевые слова : машинное обучение, мобильные приложения, мобильное здравоохранение.

Введение

Цифровое здравоохранение — это широкое понятие, охватывающее многие компоненты цифровизации медицины. Они предлагают решения, которые улучшают работу системы здравоохранения. Важным компонентом этого является использование машинного обучения, которое помогает анализировать и обрабатывать большие объемы данных, а также оптимизировать процессы предоставления медицинской помощи, делая их более оперативными и эффективными.

Машинное обучение в области анализа медицинских данных демонстрирует потенциал выявления скрытых закономерностей, что позволяет на их основе принимать решение. Современные технологические достижения и инновации в цифровой сфере проникают в различные аспекты нашей жизни, включая область медицины, и предоставляют уникальные возможности для более глубокого анализа состояния здоровья и обеспечения благополучия человека. Одной из основных областей, где цифровые данные играют важную роль, является отслеживание состояния здоровья при помощи носимых устройств. Они предназначены для использования во время ношения и включают в себя различные продукты, начиная от умных часов до смарт-очков. Их цель обнаруживать, анализировать и передавать текстовую информацию, показатели жизнедеятельности и/или данные об окружающей среде. Носимые медицинские устройства являются частью “интернета медицинских устройств” (IoMD), который включает в себя различные компоненты, в том числе системы и программное обеспечение, медицинские устройства и услуги.

Большой вклад в развитие этих технологий вносит мобильное здравоохранение, а именно использование мобильных устройств, таких как смартфоны и планшеты, для предоставления и получения медицинских услуг и информации о здоровье. Самый распространенный их вид — это приложения, которые объединяют медицинские/носимые устройства с мобильными и предоставляющие информацию о здоровье в виде показателей и персонализированные медицинские расчеты.

Далее рассмотрим проекты, которые работают в данном направлении.

Обзор аналогов

СберЗдоровье

СберЗдоровье — это цифровая платформа, созданная Сбером, одним из IT компаний в России. Эта платформа предназначена для предоставления широкого спектра медицинских услуг и возможностей для мониторинга здоровья онлайн. Их продукт — цифровая платформа, которая позволяет пользователям получать доступ к медицинским услугам и информации о здоровье в любое время и в любом месте через мобильные устройства или интернет.

Также они производят свое IoMD устройство — умный тонометр, который передает данные по Bluetooth на мобильное устройство с установленным приложением, что привязывает его к вышеупомянутому функционалу этой платформы.

iHealth

«iHealth» — это торговая марка, принадлежащая китайской компании Andon Health Co., Ltd. Компания специализируется на производстве и разработке медицинских устройств и технологий, которые помогают людям отслеживать и улучшать свое здоровье.

iHealth предлагает широкий ассортимент продуктов, включая устройства для измерения артериального давления, глюкометры для измерения уровня глюкозы в крови, умные весы для контроля веса, трекеры для мониторинга физической активности и другие устройства и аксессуары для здоровья и фитнеса.

Компания iHealth также разрабатывает приложения для мобильных устройств, которые помогают пользователям управлять и интерпретировать данные, собранные их устройствами iHealth, а также делиться этими данными с медицинскими специалистами или близкими людьми.

Мое предложение

Моим предложением является разработка платформы в виде iOS приложения, которое будет упрощать не только сбор и агрегацию данных, используя HealthKit, но и проводить их анализ с помощью фреймворка CoreML, что облегчит врачам собирать уже систематизированные данные о пациентах и позволит делать более точные медицинские заключения.

HealthKit предоставляет центральное хранилище данных о здоровье и физической форме на iPhone и Apple Watch. С разрешения пользователя приложения взаимодействуют с хранилищем HealthKit Store для доступа и обмена этими данными.

CoreML — это библиотека машинного обучения, выпущенная в свет Apple на WWDC 2017. Она дает разработчикам возможность использовать модели машинного обучения в своих приложениях и помогает им в этом Neural Engine. Это серия сопроцессоров, которые используются для аппаратного ускорения работы алгоритмов искусственных нейронных сетей, компьютерного зрения, распознавания по голосу, машинного обучения и других методов искусственного интеллекта, разработанных для машинного обучения от компании Apple. Главная особенность фреймворка состоит в том, чтобы взять заранее предобученную модель данных и в несколько строк кода интегрировать ее в свое приложение.

Создание и обучение модели проводится в приложении CreateML для macOS и интегрируется в нужное приложение. После этого, уже на устройстве пользователя, можно использовать Core ML для переобучения или точной настройки модели с использованием данных этого пользователя.

Core ML оптимизирует производительность на устройстве за счет использования центрального процессора, графического процессора и нейронного движка, минимизируя объем памяти и энергопотребление. Запуск модели строго на устройстве пользователя устраняет необходимость в подключении к сети, что помогает сохранить конфиденциальность данных пользователя и отзывчивость приложения.

Фреймворк поддерживает Vision для анализа изображений, Natural Language для обработки текста, Speech для преобразования аудио в текст и Sound Analysis для идентификации звуков в аудио.

С помощью Core ML можно реализовать:

— определение объектов на фото и видео;

— предиктивный ввод текста;

— отслеживание и распознавание лиц;

— анализ движений;

— понимание и распознавание текста;

— распознавание изображений в реальном времени;

— стилизацию изображений;

— анализ статистических рядов.

В целом, CoreML — это очень мощный и простой инструмент, который упрощает внедрение моделей машинного обучения в приложения для устройств от компании Apple.

Реализация

Create ML — это инструмент, разработанный Apple, который позволяет разработчикам создавать и обучать собственные модели машинного обучения на устройствах Mac, без необходимости использования внешних облачных сервисов или сторонних инструментов. Он используется для обучения модели в данной работе.

Также я использую, содержащий 90000 строк набор данных «diabet prediction» с сайта kaggle.com [6]. На рисунке 1 показан, пример строки и какие столбцы содержатся в таблице.

Пример строки из набора данных

Рис. 1. Пример строки из набора данных

Данные подходят для предсказания наличия диабета по таким признакам как:

— Пол;

— Возраст;

— Наличие гипертонии;

— Наличие сердечных заболеваний;

— Индекс массы тела;

— Уровень гемоглобина;

— Уровень сахара в крови;

При обучении автоматически используется алгоритм “Дерево решений”. Дерево решений — математическая модель, которая задаёт процесс принятия решений так, что будут отображены каждое возможное решение, предшествующие и последующие этим решениям события или другие решения и последствия каждого конечного решения. На рисунке 2 можно увидеть форму для описания и обучения модели.

Форма обучения и описания модели

Рис. 2. Форма обучения и описания модели

На рисунке 3 показаны высокие показатели точности работы модели, что говорит о хороших результатах обучения.

Показатели точности работы модели

Рис. 3. Показатели точности работы модели

Для тестирования модели используется тестовый пациент, на рисунке 4 ниже представлен экран мобильного приложения, написанный на языке Swift с данными о нем:

Экран мобильного приложения

Рис. 4. Экран мобильного приложения

При загрузке экрана происходит использование модели и в поле “показания” отображается результат работы алгоритма, который сходится с истинным значением.

Заключение

Цифровое здравоохранение — это очень важное направление в медицине. С развитием машинного обучения появилась возможность проще и точнее проводить сбор и анализировать медицинских данные, что приводит к более эффективному и оперативному результату.

Многие компании занимаются исследованиями и ведут проекты в данной области, что подтверждает актуальность этого направления в развитие оказания медицинских услуг. Вместе с тем существует много возможностей и технологий, совокупность которых может помочь достичь еще более крупных прорывов в данной сфере

Литература:

  1. Цифровое здравоохранение: преобразование системы медицинского обслуживания и расширение его доступности. — Текст: электронный // Всемирная организация здравоохранения: [сайт]. — URL: https://www.who.int/europe/ru/news/item/09–09–2020-digital-health-transforming-and-extending-the-delivery-of-health-services (дата обращения: 01.04.2024).
  2. m-Health. — Текст: электронный // iot.ru: [сайт]. — URL: https://iot.ru/wiki/m-health#:~:text=m %2DHealth %20(mobile %20health %3B,и %20беспроводных %20технологий %20передачи %20данных (дата обращения: 01.04.2024).
  3. CoreML. — Текст: электронный // Apple Developer: [сайт]. — URL: https://developer.apple.com/documentation/coreml (дата обращения: 03.04.2024).
  4. HealthKit. — Текст: электронный // Apple Developer: [сайт]. — URL: https://developer.apple.com/documentation/healthkit (дата обращения: 03.04.2024).
  5. Набор данных «diabet prediction». — Текст: электронный // Kaggle: [сайт]. — URL: https://www.kaggle.com/datasets/zain280/diabeties-dataset (дата обращения: 05.04.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): машинное обучение, устройство, данные, мобильное приложение, обучение модели, приложение, мобильное здравоохранение, мое предложение, цифровая платформа, цифровое здравоохранение.


Ключевые слова

Мобильные приложения, машинное обучение, мобильное здравоохранение

Похожие статьи

Проектирование мобильных приложений и облачных сервисов

В статье рассматриваются возможности и преимущества облачных сервисов и мобильных приложений. Рассматриваются принципы проектирования облачных сервисов и мобильных приложений. Проведен анализ шаблонов взаимодействия. Рассмотрены особенности портирова...

Инновационные технологии и инструменты компьютерного моделирования в обучении информатике в школе

В данной статье будет рассмотрено применение инновационных технологий и инструментов компьютерного моделирования на уроках информатики в школе. Будут представлены примеры использования данных технологий, а также проведена оценка их преимуществ и недо...

Научное обоснование эффективности мобильных игр и компьютерных программ для тренировки памяти

В данной статье проводится обзор актуальных научных исследований на тему эффективности мобильных игр и компьютерных программ для тренировки когнитивных функций мозга, в частности — памяти.

Влияние мобильных приложений на образование

В настоящее время рынок мобильных приложений развивается в быстром темпе. В статье рассматриваются достоинства и недостатки мобильного приложения «1001 задача для счета в уме» с Play Market. Данное мобильное приложение оценивается, опираясь на исслед...

Использование интерактивных карт в веб-приложении на стеке MERN для улучшения функционала журнала путешествий

Современные информационные технологии находят свое применение практически во всех как бытовых, так и профессиональных сферах жизнедеятельности человека. Одним из актуальных направлений использования программных решений является сфера туризма и путеше...

Выбор платформы интеллектуального анализа данных для применения в академических целях

В статье произведен обзор возможностей программной среды RapidMiner для интеллектуального анализа данных. А также сравнительный анализ инструментов для аналитической обработки данных. Сделаны выводы относительно применения в академических целях.

Методологии внедрения мобильного приложения для автоматизации работы технической поддержки в ИТ-компании

В статье описывается выбор методологии внедрения мобильного приложения для интеграции с Helpdesk системой ИТ-предприятия. В данной работе устанавливаются требования к приложению и в соответствии с характеристиками проекта определяется наиболее рацион...

Использование искусственного интеллекта в сфере спорта для оптимизации работы фитнес-приложений

В статье рассмотрены возможности применения ИИ-технологий в сфере спорта. Особое внимание уделено вопросу использования нейросети простыми пользователями для составления персонализированного плана тренировок. А также представлены конкретные примеры ф...

Использование мобильных технологий на уроках информатики

В статье рассматривается система методов обучения информатике в школе на основе применения мобильных устройств. Использование мобильных технологий позволяет сделать процесс обучения более интерактивным, увлекательным и доступным для учеников, а также...

Использование платформы Umaigra в работе с учащимися на уроках литературы

Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения Umaigra на уроках литературы для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разработки за...

Похожие статьи

Проектирование мобильных приложений и облачных сервисов

В статье рассматриваются возможности и преимущества облачных сервисов и мобильных приложений. Рассматриваются принципы проектирования облачных сервисов и мобильных приложений. Проведен анализ шаблонов взаимодействия. Рассмотрены особенности портирова...

Инновационные технологии и инструменты компьютерного моделирования в обучении информатике в школе

В данной статье будет рассмотрено применение инновационных технологий и инструментов компьютерного моделирования на уроках информатики в школе. Будут представлены примеры использования данных технологий, а также проведена оценка их преимуществ и недо...

Научное обоснование эффективности мобильных игр и компьютерных программ для тренировки памяти

В данной статье проводится обзор актуальных научных исследований на тему эффективности мобильных игр и компьютерных программ для тренировки когнитивных функций мозга, в частности — памяти.

Влияние мобильных приложений на образование

В настоящее время рынок мобильных приложений развивается в быстром темпе. В статье рассматриваются достоинства и недостатки мобильного приложения «1001 задача для счета в уме» с Play Market. Данное мобильное приложение оценивается, опираясь на исслед...

Использование интерактивных карт в веб-приложении на стеке MERN для улучшения функционала журнала путешествий

Современные информационные технологии находят свое применение практически во всех как бытовых, так и профессиональных сферах жизнедеятельности человека. Одним из актуальных направлений использования программных решений является сфера туризма и путеше...

Выбор платформы интеллектуального анализа данных для применения в академических целях

В статье произведен обзор возможностей программной среды RapidMiner для интеллектуального анализа данных. А также сравнительный анализ инструментов для аналитической обработки данных. Сделаны выводы относительно применения в академических целях.

Методологии внедрения мобильного приложения для автоматизации работы технической поддержки в ИТ-компании

В статье описывается выбор методологии внедрения мобильного приложения для интеграции с Helpdesk системой ИТ-предприятия. В данной работе устанавливаются требования к приложению и в соответствии с характеристиками проекта определяется наиболее рацион...

Использование искусственного интеллекта в сфере спорта для оптимизации работы фитнес-приложений

В статье рассмотрены возможности применения ИИ-технологий в сфере спорта. Особое внимание уделено вопросу использования нейросети простыми пользователями для составления персонализированного плана тренировок. А также представлены конкретные примеры ф...

Использование мобильных технологий на уроках информатики

В статье рассматривается система методов обучения информатике в школе на основе применения мобильных устройств. Использование мобильных технологий позволяет сделать процесс обучения более интерактивным, увлекательным и доступным для учеников, а также...

Использование платформы Umaigra в работе с учащимися на уроках литературы

Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения Umaigra на уроках литературы для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разработки за...

Задать вопрос