В статье автор исследует профессиональное самоопределение старшеклассников с учетом разной организации образовательного процесса. Ключевые слова: образовательный процесс, старший школьный возраст, профессиональное самоопределение старшеклассников.
Процесс профессиональной самореализации характеризуется не только процессом выбора профессии, но и развитием личности в разных профессиональных, социальных и культурных условиях жизни, являясь динамичным и важным процессом, оказывающим влияние на разных этапах жизни человека.
Наиболее значимый в процессе самоопределения является возрастной период 15–17 лет, старший школьный возраст. В данный период перед юношами и девушками возникают проблемы самостоятельного независимого существования, для чего важно обладать социальными компетенциями и необходимыми знаниями, умениями и навыками социальной жизни. В старшем школьном возрасте процессы профессионального и личностного самоопределения сильно взаимосвязаны.
Профессиональное самоопределение является одним из центральных новообразований юношества (старшего школьного возраста) и начинается с создания профессиональной направленности, которая основывается не только на положительном отношении к трудовой деятельности, но и на желании выполнять деятельность в рамках данной профессии, личностная ориентация, на свои потребности и желания. Основной упор в образовательной деятельности делается на индивидуализацию процесса обучения. Способы реализации данного подхода будут различаться в соответствии с направлением и спецификой образовательной организации.
Нами были проведены исследования профессионального самоопределения старшеклассников с учетом разной организации образовательного процесса в 2х школах: с традиционной классно-урочной системой и с системой страт. В исследовании приняли участие 96 обучающиеся 10-х классов (57 юношей и 39 девушек). Уровень сформированности профессионального самоопределения старшеклассников с учетом разной организации образовательного процесса выявлялся с помощью методик: «Дифференциально-диагностический опросник» (Е. А. Климов; модификация А. А. Азбель); «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова); «Готовность к выбору профессии» А. П. Чернявская.
- По результатам эмпирического исследования были изучены мотивы профессионального выбора старшеклассников с учетом разной организации образовательного процесса.
Превалирующее большинство старшеклассников в процессе профессионального выбора ориентируются на внутренние индивидуально-значимые мотивы. Таким образом, для старшеклассников значимыми мотивами являются те, что связаны с личными интересами, страстями и способностями, удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру.
Рис. 1. Результаты по методике «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой в совокупной выборке старшеклассников
- Были выявлены предпочитаемые сферы профессиональной деятельности. Так в совокупной выборке заметно преобладание в направлении создание художественных образов (64,5 % старшеклассников).
Рис. 2. Результаты по методике «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климов (модификация А. А. Азбель) в совокупной выборке старшеклассников
Девушки обеих школ в процессе профессионального выбора ориентированы на направление «Художественный образ».
Рис. 3. Различия показателей по шкалам «Техника» и «Художественный образ» у совокупной выборки юношей и девушек по методике «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова (модификация А. А. Азбель)
Такие результаты относятся скорее к традиционным: так ряд исследователей отмечают, что юноши больше направлены на такие сферы деятельности как «Техника» и «Знаковая система», а девушки на «Человек» и «Художественный образ».
- Определена структура готовности к профессиональному самоопределению. Высокие значения получены по шкале «Автономность», они говорят о представлении старшеклассников воспринимать выбор профессии как свой собственный, что, в свою очередь, по мнению Егоровой Т. А. может быть связано и с условиями образовательной среды: «…в школьной среде поддержка автономии может быть получена, если педагоги будут принимать точку зрения своих учеников и учитывать их потребности, интересы и предпочтения» [1].
Достаточно высокие показатели видимы и по шкале, связанной с планированием — выводы на основе последних данных некоторых исследователей совпадают с этими данными: современные 15–16-летние юноши и девушки не выглядят романтиками и мечтателями, стремление прославиться, преобразовать мир и принести ощутимую пользу человечеству не входят в их перспективные планы. В своих желаниях они предстают как сосредоточенные на собственных интересах реалисты и прагматики [2].
Низкий уровень показан по шкале ««Информированность», что характеризует актуальность недостаточных знаний о мире современных профессий. Только 26 % старшеклассников обладают информацией о будущей профессиональной сфере деятельности и соотносят ее со своими особенностями. При сравнении школ выявлен более высокий уровень «Информированности» у юношей, обучающихся по классно-урочной системе, у девушек различий нет.
Рис. 4. Результаты по методике «Готовность к выбору профессии» А. П. Чернявской в совокупной выборке старшеклассников
- По результатам эмпирического исследования выявлены следующие особенности профессионального самоопределения при сравнении двух школ:
– старшеклассники, обучающиеся в школе с классно-урочной системой, имеют значимо более высокие показатели по шкале «Информированность», чем обучающиеся в частной школе с системой страт. Юноши, обучающиеся в школе с классно-урочной системой, имеют также имеют значимо более высокий уровень выраженности этого показателя. Подобный результат может быть получен ввиду того, что Лицей с классно-урочной системой сотрудничает со многими вузами, факультетами и организациями. В школе с системой страт не простроено взаимодействие с вузами, хотя проводятся внеурочные встречи с людьми разных профессий.
– юноши, обучающиеся в школе с системой страт, показали более высокий уровень внешних положительных мотивов. Результаты для юношей совпадают с выводами, сделанными в работах Андреевой А. Д. [3]: «…Для юношей наиболее значимым компонентом образа будущего является престижная, прибыльная и ответственная работа как основное условие жизненного благополучия. Для девушек большую ценность представляет семья, в то время как желаемая работа видится престижной, комфортной и легкой».
Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что существуют особенности профессионального самоопределения старшеклассников с учетом разной организации образовательного процесса.
Полученные результаты могут быть использованы при профориентационной работе со старшеклассниками, в разработке учебных курсов по профориентации, социально-психологическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников.
Литература:
1. Егоренко Т. А. Мотивация обучения как аспект самоопределения личности на этапе ее допрофессионального развития [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 49–55.
- Данилова Е. Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды //Вестник Мининского университета. — 2022. — Т. 10, № 1. — С. 6.
- Андреева А. Д. Образ собственного будущего у старшеклассников и студентов колледжа // Психолого-педагогические исследования 2022. Том 14. № 2. С. 3–18.