Формирование стрессоустойчивости в профессиональной деятельности на занятиях по физической подготовке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 10.05.2024

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Ермолаев, А. И. Формирование стрессоустойчивости в профессиональной деятельности на занятиях по физической подготовке / А. И. Ермолаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 385-387. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113952/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается вопрос о негативном и зачастую неизбежном губительном влиянии стресса в профессиональной деятельности, а также описывается один из способов профилактики данного состояния.

Термин, вокруг которого и построена данная работа — это стресс. Впервые это понятие ввёл Уолтер Кэннон в своей работе «Бояться или бежать» [6], в которой описал реакцию организма при неблагоприятных условиях. В дальнейшем данному термину дали определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [1]. Конечно, стресс был и до того, как Уолтер Кэннон ввёл этот термин в 1936 году. Стресс был всегда, ведь у него есть важное биологическое значение — мобилизация защитных сил организма. Когда не удаётся достичь жизненно-важных потребностей, то активируется нейроэндокринная система [8], призывая организм к борьбе. Это важнейший механизм выживания в прошлом и даже в настоящем, хоть сейчас он и имеет меньшее значение. И несмотря на всю необходимость данного состояния, к нынешнему времени поменялись условия жизни человека, но не его биология, в следствии чего стрессовые состояния доставляют современному человеку много неоправданного дискомфорта.

Источником большей части стрессовых состояний и дискомфорта, который они вызывают, в настоящее время является работа или профессиональная деятельность. В таких условиях психологи сформулировали даже отдельное понятие — рабочий стресс, что говорит о насущности данной проблемы, ее актуальности для общества. Рабочий стресс — это болезненное психоэмоциональное состояние, образующееся в процессе выполнения рабочих задач. Понятие охватывает большой набор расстройств, включая психические заболевания (например, клиническую депрессию, тревогу, посттравматические стрессовые расстройства) и другие типы эмоциональных расстройств (неудовлетворённость, утомление, стресс, и так далее), неадекватное поведение (агрессия, наркомания), нарушения памяти или концентрации. Эти нарушения могут привести к неудовлетворительному исполнению работником своих обязанностей и нанести вред его здоровью [1].

Стресс влияет на эффективность деятельности, в том числе и профессиональной, настроение, а также на выполнение даже самых простых повседневных дел сугубо отрицательно. К тому же периодическое напряжение от стресса разрушает нейронные связи, что понижает интеллектуальный потенциал и способность к обучению. Из этого можно сделать вывод, что избавление от стресса или его профилактика — это очень важный шаг к нормальной и счастливой жизни.

Самым лучшим средством от стресса является устранение его источника, но поскольку избавиться от работы без ущерба для жизни себя и близких может далеко не каждый человек возникает запрос на другие средства профилактики. Одним из таких и, к тому же, самым доступным для всех является занятие физической культурой.

И действительно, ссылаясь на многочисленные исследования данной темы [2; 3] можно сделать вывод о том, что занятия спортом напрямую улучшают настроение, приводят в порядок мысли и как бы вытесняют стресс. К тому же данный метод адаптации человека в непростых условиях труда применяют и в профессиональной деятельности военнослужащих [4], где огромное количество факторов способны вызвать психоэмоциональное напряжение, напрямую влияющее на выполнение должностных обязанностей.

И тут стоит отметить, что занятия спортом именно замещают психологический стресс [10]. Так как любые физические упражнения также являются стрессом. Так что необходимо разделить это понятие на два вида:

— Полезные стрессы, или эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса — без этого нашему организму пришлось бы тяжело. Например, чтобы утром подняться с кровати и пойти на учёбу, нужно полностью проснуться. А чтобы учиться продуктивно и с удовольствием, ученику необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина). Назовем это состояние «реакцией пробуждения». И это тот самый тип стресса, который способствовал выживанию человека в прошлом.

— Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Например, если недосып уже хронический. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса» [5,9].

Также эустресс можно назвать здоровым напряжением, повышающим производительность. Но если напряжение повышается слишком сильно, то человек переходит в стадию дистресса, что уже снижает его производительность.

Проиллюстрируем это на рис. 1.

Стресс и уровень производительности [11]

Рис. 1. Стресс и уровень производительности [11]

Таким образом, получается, что мы замещаем «вредный» стресс стрессом «полезным», что приводит к выработке эндорфинов (ярким примером чего является «Эйфория бегуна» — состояние особого подъёма, сходное с лёгким опьянением, наблюдаемое у спортсменов в циклических видах спорта во время длительной физической активности, в результате которого возрастает устойчивость к боли и усталости. Теории, объясняющие действие эйфории бегуна, появились в 1970-х годах в США на волне интереса к бегу трусцой, тогда же были открыты опиатные μ-рецепторы в мозгу [12]), формированию здорового образа жизни и стрессоустойчивости в целом, что в дальнейшем помогает человеку спокойнее относиться к проблемам и трудностям в профессиональной деятельности и жить спокойную жизнь.

Заключение

В итоге можно сказать, что стресс — неотъемлимая часть жизни человека, но не смотря на в основном негативную трактовку этого термина, он бывает и положительным, помогающим лучше переносить тяготы профессиональной деятельности. Таким стрессом является — физическая культура. Внедрение ее в свою жизнь поможет достичь успеха и равновесия, а значит этим стоит заняться как можно раньше.

Литература:

  1. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: «Прогресс», 2009. С. 123–139.
  2. Апалькова А. М. — Занятия спортом (физической культурой) как средство профилактики стресса. — Опубликовано в Юный учёный № 2 (16) апрель 2018 г.
  3. Головнина А. П. Батыркаева Л. Д. — спорт как лекарство от стресса. — Елабужский институт Казанского федерального университета. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — Выпуск журнала № 10 (часть 2) за 2013 год.
  4. Бизяев С. М. — формирование стрессоустойчивости курсантов военного вуза на занятиях по физической подготовке на основе афторской интегративной программы. Журнал образование и право, 2022 год.
  5. Щекина Е. Г., Дроговоз С. М. Как бороться со стрессом? М. 2005 г.
  6. Исследование стресса и стрессоустойчивости в зарубежной психологии. — Текст: электронный // Scienceforum.ru: [сайт]. — URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015014790 (дата обращения: 09.05.2024).
  7. Activation of the neuroendocrine system during changes in homeostasis during stress conditions. — Текст: электронный // Pubmed.ncbi.nlm.nih.gov: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/8689309/ (дата обращения: 09.05.2024).
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рабочий_стресс
  9. Спорт против стресса. — Текст: электронный // Comp-doctor.ru: [сайт]. — URL: http://comp-doctor.ru/stress/stress-sport.php (дата обращения: 09.05.2024).
  10. Занятия спортом (физической культурой) как средство профилактики стресса. — Текст: электронный // Moluch.ru: [сайт]. — URL: https://moluch.ru/young/archive/16/1129/#:~:text=Занятие %20спортом %20тоже %20является %20стрессом,чувствует %20себя %20сильным %2C %20успешным %20уверенным (дата обращения: 09.05.2024).
  11. Как победить стресс? — Текст: электронный // mostpp.ru: [сайт]. — URL: https://mostpp.ru/news/podderzhka-predprinimatelstva/kak-pobedit-stress/ (дата обращения: 09.05.2024).
  12. Эйфория бегуна. — Текст: электронный // Wikipedia: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эйфория_бегуна (дата обращения: 09.05.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): стресс, профессиональная деятельность, занятие спортом, рабочий стресс, том, физическая культура.


Похожие статьи

Использование кластерной системы как одного из видов педагогических технологий

В данной статье даётся общая характеристика кластерной системе, как одному из видов педагогической технологии, применяемый в обучении студентов в медицинском институте. Рассказывается о роли кластерной системы и о ее эффективности преподавания опреде...

Системный подход в подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием

В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса путем построения структурной модели деятельности специалиста по физической культуре, а также влияния различных видов спорта на формирование педагогических умений.

Целенаправленность подготовки студентов на безопасность профессиональной деятельности

В статье рассматриваются тенденции развития личности безопасного типа. Данная проблема актуальна в процессе организации безопасной профессиональной деятельности в условиях современного производства.

Значение типа семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростка

В статье показано значение семьи в ближайшем окружении подростка, рассмотрены различные типы проблемных семей, являющихся фактором риска формирования девиантного поведения и развития наркозависимости у подростка.

Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку

В статье рассматривается лексический навык и его составляющие и даётся обзор зарубежной и отечественной литературы, описывающей современные методики развития данного навыка.

Агрессия у детей дошкольного возраста

Статья написана для более глубокого изучения проблем и подходов к проявлению детской агрессии и агрессивности как свойства личности, организации путей профилактики агрессивного поведения в современном дошкольном образовательном учреждении.

Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе

В данной статье рассмотрен феномен социально-психологической адаптации к образовательному процессу в ВУЗе, её значимость, а также педагогические, психологические и социальные факторы, влияющие на процесс адаптации. В работе выделены три стадии адапта...

Роль грамматических навыков в коммуникативно-ориентированном обучении иноязычному общению

В статье приводятся аргументы, позволяющие выдвинуть формирование грамматического навыка на передовые позиции. Рассматривается понятие «грамматический навык» и его виды. Выделяются основные цели в коммуникативно-ориентированном обучении грамматике, а...

Геймификация как средство повышения интереса к обучению у учеников

В настоящей статье рассмотрена геймификация образовательного процесса, приведены методы по геймификации учебных занятий, проанализированы ее достоинства и недостатки в долгосрочной перспективе.

Роль социального статуса педагога в управлении образованием

В статье поднимается вопрос необходимости повышения социального статуса педагога, приводятся статистические данные различных исследований, подтверждающих актуальность проблемы, приводятся данные по изучению положительного опыта КНР по данному вопросу...

Похожие статьи

Использование кластерной системы как одного из видов педагогических технологий

В данной статье даётся общая характеристика кластерной системе, как одному из видов педагогической технологии, применяемый в обучении студентов в медицинском институте. Рассказывается о роли кластерной системы и о ее эффективности преподавания опреде...

Системный подход в подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием

В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса путем построения структурной модели деятельности специалиста по физической культуре, а также влияния различных видов спорта на формирование педагогических умений.

Целенаправленность подготовки студентов на безопасность профессиональной деятельности

В статье рассматриваются тенденции развития личности безопасного типа. Данная проблема актуальна в процессе организации безопасной профессиональной деятельности в условиях современного производства.

Значение типа семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростка

В статье показано значение семьи в ближайшем окружении подростка, рассмотрены различные типы проблемных семей, являющихся фактором риска формирования девиантного поведения и развития наркозависимости у подростка.

Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку

В статье рассматривается лексический навык и его составляющие и даётся обзор зарубежной и отечественной литературы, описывающей современные методики развития данного навыка.

Агрессия у детей дошкольного возраста

Статья написана для более глубокого изучения проблем и подходов к проявлению детской агрессии и агрессивности как свойства личности, организации путей профилактики агрессивного поведения в современном дошкольном образовательном учреждении.

Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе

В данной статье рассмотрен феномен социально-психологической адаптации к образовательному процессу в ВУЗе, её значимость, а также педагогические, психологические и социальные факторы, влияющие на процесс адаптации. В работе выделены три стадии адапта...

Роль грамматических навыков в коммуникативно-ориентированном обучении иноязычному общению

В статье приводятся аргументы, позволяющие выдвинуть формирование грамматического навыка на передовые позиции. Рассматривается понятие «грамматический навык» и его виды. Выделяются основные цели в коммуникативно-ориентированном обучении грамматике, а...

Геймификация как средство повышения интереса к обучению у учеников

В настоящей статье рассмотрена геймификация образовательного процесса, приведены методы по геймификации учебных занятий, проанализированы ее достоинства и недостатки в долгосрочной перспективе.

Роль социального статуса педагога в управлении образованием

В статье поднимается вопрос необходимости повышения социального статуса педагога, приводятся статистические данные различных исследований, подтверждающих актуальность проблемы, приводятся данные по изучению положительного опыта КНР по данному вопросу...

Задать вопрос