На сегодняшний день проблема взаимодействия церкви и государства остра как никогда. В истории российской государственности проблема соотношения церкви и государства в плане государственного строительства и осуществления государственной власти всегда была одной из важнейших. Различные варианты ее решения определяли «лицо» власти, образ государя, а значит, и общий политический климат в стране, легитимность государственных институтов, устойчивость развития практически всех сфер общества.
Ключевые слова: церковь, религия, государство, теократия, теократическое государство.
Церковь — это одна из первых и наиболее значимых институций в истории человечества. Она возникла еще в античности и прошла через множество этапов формирования и развития. Каждый этап в истории церкви имел свои особенности, которые влияли на ее состояние в настоящее время.
Церковь имеет историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе и с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с церковью. В переводе с греч. «церковь» — «дом Бога», «дом Господний». И в одном из значений этого слова под «церковью» понимают здание, культовое сооружение для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты (правильнее называть церковное здание храмом, однако следует считаться и с этим, распространенным употреблением слова «церковь») [3].
В другом, более строгом значении этого слова «церковь — это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа» [5].
При таком подходе можно выделить признаки церкви:
— наличие разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;
— наличие иерархической, централизованной организации;
— разделение принадлежащих к церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).
Теократическое государство является разновидностью несветского государства и представляет собой один из исторически первых типов организации политической власти.
Термин «теократия» в переводе с греческого обозначает «боговластие», «власть Бога». В литературе под «теократией» понимается форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточены в руках одного человека — главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященника» и т. д. Таковым образом, в государствах с теократической формой правления отсутствует разграничение светской и церковной властей. Классическая теократия учитывает, что глава церкви в то же время возглавляет и государство, то есть религия и политика объединены между собою весьма плотно, и зачастую одно вытекает из другого. Правитель представляется своего рода наместником Бога на Земле.
Впервые выражение «теократия» попадается в сочинении «Против Алиона», которое написал ещё в 94 г. нашей эры Иосиф Флавия. В нём он описывает общественно-политическое устройство представителей иудейской конфессии древних времен. Со временем значение термина, а также его коннотационное наполнение изменялось, и не раз. У различных историков и философов можно отыскать разные его трактовки. Так, идеальную христианскую теократию представляет Августин Блаженный в собственном трактате «О граде божьем». Теократия у него представляется в роли специфической цели развития общества. Эта форма управления обязана была принести мир и благодать во все без исключения известные людям тех пор уголки земного шара.
Писатель и философ XIX столетия Владимир Соловьев. Он пропагандировал мысль объединения российской монархии с католической церковью, для того чтобы на этом фундаменте сформировать мировую независимую теократию [2]. Более «рационально», если такое определение допустимо в отношении веры, на неё смотрел мыслитель и писатель Николай Бердяев. Теократия, согласно мыслителю, есть органическая общественность, когда люди благоговейно поклоняются общим святыням и перестают уже бороться друг с другом за власть, так как признают только правду власти Божьей и отрицают неправду власти человеческой. Он полагал, что под политической теократией следует расценивать анархизм [6]. С экономической точки зрения, такой строй считается социализмом.
Присутствовали определённые взгляды и из-за рубежа. Там достаточно основательно классифицировать концепцию слияния политической и религиозной власти сумел в своих работах Жозеф де Местра. Он являлся ярым противником произошедшей Французской революции, по этой причине разрабатывал идею создания страны, используя как образец духовную иерархию, во главе которой стоял Римский Папа. Религия и политика, с точки зрения француза, обязаны быть весьма непосредственно связаны, так как одно никак не способно действовать без другого (что довольно благополучно опровергалось в своё время Советским Союзом, а в настоящее время Китайской Народной Республикой) [1].
Неосуществимость образования теократического государства — по причине невозможности уравнения светского и божественного — весьма хорошо рассматривается в «Теократии», которую составил современный российский юрист Салыгин. Он проанализировал существенное количество суждений о данной форме власти и дал собственное виденье ее как системы религиозно-политических отношений. Он не единственный в своей мысли — неосуществимость создания полного теократического государства в современном обществе поддерживает существенное число людей. В немалой степени это совершается из-за неприятия социумом минусов этой формы управления государством [4].
Единственным примером теократического государства в чистом виде является сегодня Ватикан. Основной закон Ватикана 2001 года гласит: «Верховный Понтифик, Владыка Государства Города Ватикана, обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти» (статья 1).
В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика теократической государственности сохраняет свою актуальность в связи с активизацией теократической тенденции, теократизацией политических процессов в ряде стран. В России примером тому может служить Чеченская Республика, где предпринимаются попытки создания исламского государства.
Литература:
- Бакулина, Л. Т. Проблемы теории права и правореализации: учебник / Л. Т. Бакулина [и др.]; отв. ред. Л. Т. Бакулина. — М.: Статут, 2020. — 384 c.
- Бессчетнова, Е. В. Идея церкви как наилучшего общественного устройства: Ф. М. Достоевский и Вл. С. Соловьев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. — 2021. — № 1. — С.34–43.
- Горохова, С. С. Теория государства и права / С. С. Горохова, А. С. Гуков, О. В. Попова. — М.: Юрайт, 2018. — 338 c.
- Зарецкий, А. М. Теория государства и права / А. М. Зарецкий, Ф. И. Долгих; под редакцией канд. ист. наук доцента Ф. И. Долгих. — 2-е изд. М.: Синергия, 2018. — 276 c.
- Рассказов, Л. П. Теория государства и права: углубленный курс: учебник / Л. П. Рассказов. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2023. — 578 c.
- Сахно, А. А. Теория теократии в трудах Н. А. Бердяева // Сервис в России и за рубежом. — 2018. — № 4. — С. 240.