В данной статье рассматривается роль народной сказки в нравственном воспитании младших школьников. Обращаясь к богатству народного фольклора, авторы анализируют, какие ценности и уроки морали могут быть извлечены из сказочных сюжетов и персонажей. Рассмотрены методы использования народных сказок в образовательном процессе и их влияние на формирование этических принципов у детей.
Ключевые слова: народная сказка, нравственное воспитание, младший школьник, фольклор, образовательный процесс, этика, моральные ценности.
Народные сказки с давних времён выполняют не только развлекательную, но и воспитательную функцию, особенно в отношении младших школьников. Эти древние истории богаты образами и событиями, которые способствуют формированию нравственных качеств у детей, учат их различать добро и зло, а также понимать значимость таких качеств, как честность, мужество, доброта и справедливость.
В народной сказке мир черно-белый: зло всегда наказуемо, а добро вознаграждается. Герои сказок, такие как Иван-царевич, добрый молодец или хитрая лиса, не только развлекают ребенка, но и служат примерами для подражания или, наоборот, предостережения. Через сказочные приключения дети учатся сопереживать героям, радоваться их успехам и огорчаться их поражениям. Эмоциональный отклик, который вызывают сказки, способствует лучшему усвоению нравственных уроков.
Использование народной сказки в образовательном процессе позволяет учителям на доступном и наглядном материале объяснять сложные этические концепции. Например, обсуждение поступков героев после прочтения или просмотра сказки может способствовать развитию критического мышления, умения анализировать и делать выводы [1, с.167].
К тому же, сказки часто содержат элементы народной мудрости и обычаи, что дает возможность ребенку погрузиться в культурное наследие своего народа, учиться уважать и ценить его. Эти истории также развивают воображение, что является важным аспектом интеллектуального развития ребенка [2, с.137].
Народные сказки оказывают значительное влияние на нравственное воспитание младшего школьника, предоставляя ему примеры через повествования о добре и зле. Сказки воспитывают у детей чувство справедливости, показывая, как добрые поступки вознаграждаются, а злые — наказываются. Эти истории также развивают воображение, что является ключом к формированию эмпатии и понимания чувств других. Кроме того, народные сказки укрепляют связь детей с культурой и историей их народа, что способствует формированию уважения к традициям и преемственности поколений. Сюжеты, в которых персонажи сталкиваются с моральными выборами, учат детей размышлять о последствиях своих решений, способствуя развитию критического мышления и нравственного суждения.
База исследования — общеобразовательная школа «Университетская» Елабужского института (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Была проведена первичная диагностика по выявлению исходного уровня нравственной самооценки и нравственной мотивации у младшего школьника.
В рамках исследования в экспериментальной и контрольной группах применена методика «Диагностика нравственной самооценки», разработанная Н. Е. Богуславской, предназначенная для изучения уровня нравственной самооценки личности.
Методика включает в себя ряд утверждений и ситуаций, на которые испытуемым предлагается отреагировать, оценивая себя по определённым нравственным аспектам. Ответы анализируются по шкале, которая позволяет определить степень выраженности нравственной самооценки: от низкой до высокой.
Таблица 1
Результаты методики «Диагностика нравственной самооценки» (Н. Е. Богуславской) в экспериментальной группе в процентах
Низкий уровень |
Уровень ниже среднего |
Средний уровень |
Высокий уровень |
2 % |
13 % |
52 % |
33 % |
В процессе диагностики особое внимание уделяется таким аспектам, как честность, ответственность, справедливость, добросовестность и способность к самокритике [3, с.166]. Исследование предоставляет информацию о том, насколько личность способна осознавать и оценивать свои поступки с точки зрения общепринятых моральных норм.
Таблица 2
Результаты методики «Диагностика нравственной самооценки» (Н. Е. Богуславской) в контрольной группе в процентах
Низкий уровень |
Уровень ниже среднего |
Средний уровень |
Высокий уровень |
3 % |
4 % |
32 % |
61 % |
Эти данные показывают процентное распределение участников обеих групп по уровням нравственной самооценки в рамках использованной методики.
Методика «Диагностика нравственной мотивации», разработанная Л. Н. Колмогорцевой, предназначена для изучения нравственных мотивов личности. Этот инструмент психологической диагностики помогает оценить, насколько нравственные соображения являются ведущими при выборе линии поведения человеком в различных жизненных ситуациях.
Методика включает в себя анкету или опросник, который состоит из ряда утверждений и ситуаций, к которым респондент должен отнестись, выбирая степень своего согласия или несогласия с предложенными действиями или мотивами. Ответы анализируются на предмет того, какие нравственные принципы являются доминирующими у человека, и как эти принципы влияют на его поведенческие решения [3, с.166].
Ключевой аспект методики заключается в выявлении того, как нравственные соображения соотносятся с другими видами мотивации, такими как личные интересы, социальное давление или стремление к самореализации. Результаты могут использоваться как в исследовательских целях, так и в практической психологии для работы с клиентами, в образовательных программах и в других сферах, где важно понимание нравственных аспектов поведения человека.
Таблица 3
Результаты методики «Диагностика нравственной мотивации» (Колмогорцевой Л. Н.) в экспериментальной группе в процентах
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
40 % |
33,3 % |
26,7 % |
Таблица 4
Результаты методики «Диагностика нравственной мотивации» (Колмогорцевой Л. Н.) в контрольной группе в процентах
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
35,7 % |
42,9 % |
21,4 % |
Из данных таблиц можно сделать вывод о распределении нравственной мотивации среди участников экспериментальной и контрольной групп. В каждой группе нравственная мотивация респондентов была оценена на трех уровнях: низкий, средний и высокий.
Экспериментальная группа:
– У 40 % участников отмечен низкий уровень нравственной мотивации. Это демонстрирует, что для значительной части группы нравственные соображения минимально влияют на принятие решений.
– Примерно у трети участников, или 33,3 %, зафиксирован средний уровень нравственной мотивации. Это означает, что нравственные принципы имеют умеренное значение при выборе поведенческих стратегий.
– Высокий уровень нравственной мотивации присущ 26,7 % респондентов. Для этой группы лиц нравственные принципы играют ключевую роль в определении их поведения.
Контрольная группа:
– Низкий уровень — 35,7 % участников демонстрируют низкий уровень нравственной мотивации. Хотя это меньше, чем в экспериментальной группе, этот показатель всё ещё относительно высок и означает, что для значительной доли участников нравственные соображения слабо влияют на принятие решений.
– Средний уровень нравственной мотивации выявлен у 42,9 % участников, что является наибольшим процентом среди всех оцениваемых категорий. Это подчёркивает, что нравственные соображения занимают важное место в их поведении, хотя и не являются определяющим фактором.
– Высокий уровень нравственной мотивации присутствует у 21,4 % респондентов, что меньше, чем в экспериментальной группе и подчеркивает меньшую долю людей с высокоэффективной нравственной мотивацией.
В экспериментальной группе больше людей с высоким и низким уровнями нравственной мотивации, в то время как в контрольной группе больше тех, кто находится на среднем уровне.
Меньший процент участников с высоким уровнем мотивации в контрольной группе может указывать на различия в условиях или характеристиках участников этих групп.
Эти данные могут быть использованы для анализа влияния различных интервенций или условий на нравственную мотивацию в различных группах, а также для планирования образовательных и развивающих программ, направленных на улучшение нравственных качеств личности.
Таким образом, народная сказка остается неотъемлемой частью нравственного воспитания младших школьников. Она не только учит и воспитывает, но и помогает младшему поколению лучше понять себя и окружающий мир, учиться на ошибках и достижениях других, а также формировать свой внутренний компас, который поможет им в будущем выбирать правильный путь.
Литература:
1. Белоус, А. В., Добрые сказки — добрые дети: методическое пособие / А. В. Белоус. — Москва: Русайнс, 2024. — 167 с.
2. Киплинг, Р. Д. Сказки и легенды: Литературно-художественное издание / Р. Д. Киплинг: Художественная классика, 2019. — 137 с.
3. В. И. Фадеев: Монография / — Москва: Проспект, 2016. — 166 с.