Многие авторы обращаются к проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка студентами неязыковых специальностей, однако вопрос влияния различных факторов на уровень мотивации остается актуальным. Современные тенденции глобализации общества таковы, что социальный запрос достаточно высок на специалистов, владеющих иностранными языками помимо основной профессии.
Автором рассматривается наличие связи уровня мотивации и личностных характеристик студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе.
Ключевые слова: мотивация, личностные характеристики, иностранный язык, обучение, студенты, неязыковые специальности, глобализация.
Many authors address the problem of developing motivation for learning a foreign language by students of non-linguistic specialties, but the issue of the influence of various factors on the level of motivation remains relevant. Modern trends in the globalization of society are such that the social demand is quite high for specialists who speak foreign languages, in addition to their main profession.
The author examines the existence of a connection between the level of motivation and personal characteristics of students when studying a foreign language at a non-linguistic university.
Keywords: motivation, personal characteristics, foreign language, training, students, non-linguistic specialties, globalization.
Проблема подготовки компетентных, конкурентоспособных специалистов на фоне активного развития инновационных технологий в социальной, технической, профессиональной сферах жизни общества, экономической глобализации в мире актуальна и по сей день.
Мотивация — двигатель обучения. Она пробуждает интерес, повышает продуктивность и ведёт к успеху в освоении знаний.
Владение иностранным языком качественно повышает уровень профессиональной деятельности современного специалиста любого профиля, а следовательно, его конкурентоспособность в профессиональной среде, обеспечивает спрос на рынке труда и стабильность.
Несмотря на явную важность, проблема связи личностных характеристик, особенностей студентов и их мотивации к обучению в вузе на разных этапах обучения остаётся малоизученной в отечественной психологии. Это упущение существенно, поскольку эффективное взаимодействие педагога и студента невозможно без понимания индивидуальных мотивов последнего. Внешне схожие действия студентов могут быть обусловлены совершенно разными причинами и внутренними стимулами.
В последние годы преподаватели вузов активно ищут способы вдохновить студентов на учёбу, помочь им преодолеть страх неудач, скорректировать негативное поведение, развить личностные качества и научиться справляться с трудностями. Конечной целью является помощь студентам в становлении высококвалифицированными специалистами, способными достигать успеха, полностью реализовывать свой интеллектуальный потенциал и, что важнее всего, испытывать радость от жизни.
Рассмотренные исследования ученых психологов и педагогов, проведенные в зарубежной и отечественной психологии, приводят к выводу о том, что мотивационная и личностная сферы человека представляют собой сложные и многогранные системы.
Учебная мотивация — особый вид мотивации, свойственный учебной деятельности, постоянный спутник развития, сопровождает человека на протяжении всей его жизни [5]. Это особый сложносоставной вид мотивации, так как содержит структуру внутренней и внешней мотивации. Управление ею в учебном процессе требует регулирования с учётом её структуры, динамики и возраста обучающихся.
Академическая мотивация ориентирована скорее на внутренние стимулы, такие как интерес к знаниям, стремление к саморазвитию и достижению. Мотивы познания, достижения и саморазвития являются основополагающими для внутренней академической мотивации. Это внутренние стимулы, которые берут энергию от удовлетворения базовых психологических потребностей учащимися в учебном процессе. Они объясняют тягу студентов к знаниям и поддерживают их активность на протяжении всего учебного процесса.
В студенческом возрасте развитие академической мотивации связано с познавательными потребностями, характером учебно-профессиональной деятельности, стремлениями получить качественное высшее образование и профессию, сформировать общекультурные и профессиональные компетенции, конкурентоспособные на мировом уровне.
Совокупность внутренних и внешних мотивов академической мотивации оказывает влияние на успеваемость студента при наличии определенных личностных характеристик, способствующих успешному обучению иностранному языку.
В свою очередь личностные характеристики человека формируются под воздействием его индивидуальных черт и свойств, которые, сплетаясь воедино, создают неповторимый облик личности со своим индивидуальным восприятием мира, отношением к окружающим и самоощущением человека. Они меняются и развиваются с течением жизни под влиянием различных событий, взаимодействий и опыта. Темперамент влияет на эмоциональную и физическую реакцию на мир, характер определяет душевные и нравственные качества, а интеллект отражает способность к мышлению и анализу.
При проведении эмпирического исследования связи академической мотивации и личностных характеристик студентов и их интерпретация использовались: методика «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильина; «Методика диагностики направленности учебной мотивации» Т. Д. Дубовицкая; «Шкала академической мотивации» (ШАМ) Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин; «Пятифакторный личностный опросник» (5PFQ) Р. МакКрае, П. Коста (адаптирован А. Б. Хромовым).
В ходе эмпирического исследования среди студентов был произведен замер мотивации обучения в вузе, замер направленности учебной мотивации при изучении иностранного языка студентами неязыкового вуза, уровня академической мотивации по выраженности и типу мотивации к учебной деятельности по «ШАМ», изучались личностные характеристики студентов в неязыковом вузе и наличие связи между признаками личностных характеристик и мотивации.
На эмпирическом уровне определили наличие связей между уровнями академической мотивации и личностными характеристиками студентов. По результатам исследования показатели высокого уровня мотивации достижения коррелируют с высокими значениями фактора экстраверсии, связь прямая. Высокий уровень саморазвития, познания, достижения, самоуважения коррелирует на уровне статистической значимости с высокими значениями фактора самоконтроля с прямой направленностью. По результатам проведенных замеров ко всем соотношениям факторов личностных характеристик (5PFQ) и академической мотивации (ШАМ), зафиксировали коррелирующие на уровне статистической значимости, где выявили обширный спектр связей, что позволяет судить о большом потенциале развития необходимых факторов и связей для успешного обучения иностранному языку. Личностные черты, особенности и характеристики могут иметь прямое и косвенное влияние на обучение, и их роль в качестве фактора предрасположенности к успеху в обучении иностранному языку учащихся не следует сбрасывать со счетов. Их влияние нельзя рассматривать изолированно, в отрыве от мотивации и когнитивных факторов.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась: нам удалось выявить наличие связи между характерологическими признаками — сознательности, доброжелательности, самоконтроля, самонацеленности, открытости опыту и факторами академической мотивации достижения, познания, саморазвития, самоуважения, что подтвердило нашу гипотезу о наличии связи мотивации и личностных характеристик студентов неязыковых вузов при изучении ими иностранного языка.
Исследуя эту тему пришли к выводу, что при обучении важен и стиль обучения, и множественный интеллект учащихся; и, возможно, следует приложить большее количество усилий для того, чтобы вузы уделяли внимание не только образовательному процессу, но и типу личности студента, применению эффективных стратегий в обучении для наилучшей адаптации к психологическим потребностям студента, что неразрывно связано с результатами в обучении и качеством молодого специалиста.
Литература:
- Гордеева Т. О. Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 96–107.
- Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности — М., 1974. (20)
- Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации// Психологическая наука и образование 2002, № 2- С.42–45, © Московский городской психолого-педагогический университет © PsyJournals.ru, 2007
- Захарова Л. Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессиональной самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. — № 2.
- Ильин Е. П. «Мотивация и мотивы». СПб.: Питер, 2011.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1989. — С.225.
- Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие, Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000.