В статье рассматривается вопрос внедрения виртуальной реальности в учебный процесс при изучении грамматики английского языка. Автор приводит методику использования VR-технологий для решения задач английской грамматики. Актуальность выбранной темы обусловлена мгновенным внедрением и распространением современных технологий, а также их использованием в изучении грамматики английского языка в средней образовательной организации.
Ключевые слова: современные технологии, VR-технологии, виртуальная реальность, грамматика, английский язык.
На современном этапе реформ школьного образования серьезные изменения связаны с внедрением информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. Реализация реформы осуществляется школой через решение тактических, методических и организационных задач. Именно использование информационно-коммуникационных технологий позволяет решить основное противоречие современной системы образования — противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.
В настоящее время проблема применения технологии виртуальной реальности недостаточно широко рассмотрена с педагогической точки зрения. Но нарастающий интерес к этой технологии и необходимость ее внедрения в системы среднего и высшего образования заставляют отечественных и зарубежных ученых, педагогов и методистов обратить пристальное внимание на нее. В России технологии VR крайне редко применяются в иноязычном образовании. Лишь отдельные школы и университеты используют в образовательном процессе виртуальную реальность, и в основном ее внедрение в процесс обучения идет очень медленно. Для улучшения данной ситуации хотелось бы обратиться к примерам использования VR в иноязычном образовании, применяемым специалистами в других странах.
Нет сомнений, что в условиях современной школы изучение грамматики необходимо для достижения необходимого уровня владения языком. Но мысль о выполнении грамматических упражнений совсем не радует учеников. И чаще всего учителю довольно сложно мотивировать учащихся на сознательное их выполнение.
Применение VR-технологий позволяет использовать такие возможности, которые в реальности могут быть либо нереализуемы, либо затратны, как по времени, так и по финансовым ресурсам. У данного метода есть множество положительных сторон. Рассмотрим некоторые из них:
— заинтересованность. Погружение в виртуальный мир является чем-то необычным для людей, поэтому получение знаний английского языка с помощью VR-технологий увеличивает мотивацию изучать данный язык;
— наглядность. При помощи виртуальной реальности ученики смогут оказаться, к примеру, в какой-нибудь англоязычной стране, поговорить с носителями английского языка, что сложно осуществить в реальности;
— интерактивность. Виртуальная реальность позволяет не только наблюдать за происходящим от первого лица в режиме 3D, но и активно участвовать в образовательном процессе.
Обучение в виртуальной реальности также имеет и отрицательные стороны:
— высокий уровень цен для потребителя. Список необходимых приспособлений для погружения в виртуальную реальность достаточно велик. Разумеется, есть и бюджетные версии, к примеру, очков виртуальной реальности, но следует понимать, что они существенно уступают по комфортности проведения обучения и качеству изображения;
— ограниченность. В виртуальной реальности не рекомендуется проводить слишком много времени. Из-за этого может испортиться зрение. Также при длительном использовании может быть ухудшение самочувствия пользователей, например, недомогание, тошнота или головная боль, поэтому рекомендуется делать перерыв, как минимум, каждые 30 минут после погружения в виртуальный мир.
В настоящий момент рынок образовательных продуктов виртуальной реальности не так велик. Например: MondlyVR от ATi Studois, Virtual Speech, VR learn English, HRVR Academy и российский тренажер VARVARA. Последняя система способна собирать данные в порфолио по каждому ученику, с указанием частоты грамматических и лексических ошибок, качества произношения и скорости его речи, что позволяет следить за успеваемостью каждого ученика и видеть слабые места для дальнейших проработок в классе. Единственный минус — это платные программное обеспечение, которое требует от учителя владение ИКТ-компетенциями. Публикаций по данной тематике и научных исследований пока немного, однако во всех из них говорится о плюсах использования виртуальных технологий в образовательной среде. Также области образования появилось УМК «Сферы» от авторов А. А. Алексеева, Е. Ю. Смирновой, которое предлагает изучение английского языка используя дополненную реальность учебника при помощи смартфона или планшета.
Современный учитель должен развиваться в темпе c модернизацией и внедрением современных технологий в образование. Заинтересованность педагога рождает интерес к предмету в его учениках. Чтобы сделать свои уроки разнообразнее, я применяю использование VR-технологии, а именно изучила бесплатную российскую платформу VARWIN Education, в которой можно создавать свои тренажеры в изучении иностранного языка. Примером могут служить разнообразные проекты в виртуальном мире:
— сортировка предметов на группы (исчисляемые и неисчисляемые существительные, степени сравнения прилагательных, число существительных и т. д.);
— перевод фраз и предложений;
— поиск грамматических ошибок в словах и в предложениях;
— путешествие в королевство каждого времени английского языка;
— и многое другое…
Интерактивные предметы и сцена окружающей среды VR подбирается для каждой ступени общего образования, также подбор грамматических упражнений.
Техники и инструменты обучения иностранному языку, предлагаемые в виртуальной реальности, являются ещё одним инструментом, который дополняет существующий набор методических средств. Эффективность данного инструмента по сравнению с другими способами дистанционного освоения языков (Skype, мобильные приложения, онлайн курсы) нуждается в дополнительных исследованиях.
Технология виртуальной реальности в обучении иностранным языкам может эффективно применяться для решения частных методических задач, таких как отработка элементарных диалогов, запоминание лексики, языковая разговорная практика и т. д. и должна встраиваться в более широкую методологическую систему.
В контексте коммуникативных ситуаций и практики речи, виртуальная реальность пересекается с технологиями искусственного интеллекта и распознавания речи.
Несмотря на то, что доступ к технологиям виртуальной реальности пока не является массовым» в будущем можно с осторожностью прогнозировать новый виток в развитии индустрии онлайн-курсов. VR, эффективно интегрированный в структуру онлайн курса, предоставляет больше возможности для практической отработки изученных материалов. Возможно, такой вектор развития выведет языковые онлайн курсы на качественно новый уровень.
Несмотря на все достоинства и потенциал, следует помнить, что использование технологии виртуальной реальности должно быть разумным и соответствовать принципу дидактической целесообразности, который предполагает интеграцию новых технологий только в тех ситуациях, когда решение учебной задачи будет эффективнее с этой технологией, нежели при помощи традиционных методов. Думается, что следует избегать внедрения «VR ради VR»» как бы много надежд на эту технологию ни возлагалось.