В статье рассмотрены вопросы правового регулирования медицинских услуг.
Ключевые слова: медицинская помощь, медицинская услуга, оказание медицинских услуг, медицинская деятельность.
Правовое регулирование оказания платных медицинских услуг базируется на ГК РФ:
1) общие положения о купле-продаже (ст. ст. 454–505). В том числе речь идет непосредственно о правилах договора купли-продажи, о правах покупателя по договору розничной купли-продажи на случай передачи товара ненадлежащего качества;
2) общие положения о подряде (ст. ст. 702–729);
3) бытовой подряд (ст. ст. 730–739) [1].
Также необходимо выделить Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей», в котором устанавливаются правила, регламентирующие правоотношения между заказчиком и исполнителем. Отметим, что подлежат регулированию только вопросы, не предусмотренные ГК РФ (например, ненадлежащее оказание услуг или неоказание их).
Обратим внимание, что граждане России при обращении в медицинские учреждения и заключении договора приобретают статус потребителя. В вышеназванном законе под потребителем признается гражданин, целью которого является приобретение или заказ товаров, работ, услуг для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Определение позволяет утверждать, что каждый гражданин признается потребителем, если он заинтересован в условиях договора независимо от результата взаимодействия с медицинским учреждением. Поскольку медицинские услуги являются нестандартными и обладают особой специфичностью, можно констатировать факт о невозможности наиболее полного регулирования Законом РФ «О защите прав потребителей» вопросов взаимодействия врача и пациента. Данный закон рассчитан в первую очередь на экономические отношения с участием потребителя.
В ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить их. Определение, предложенное в данной статье, ориентировано на раскрытие понятия услуги, нежели самого договора, что связано с его новизной. Под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство, направленное на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и самостоятельное законченное значение. Под самостоятельным законченным значением следует понимать отсутствие потребности в продолжении медицинского вмешательства либо достижение поставленной перед врачом цели, которая не влечет за собой продолжение лечения в любом другом его проявлении.
Обратим внимание также на ст. 428 ГК РФ, на основании которой можно констатировать, что создание единообразных форм заключения договора может явиться основанием для ограничения свободы пациента в части определения основных критериев договора. Гражданин (пациент) в рамках данного договора является экономически слабой стороной, что порождает необходимость в тщательной защите его прав. Также, с учетом индивидуально определенных особенностей пациентов, должны прописываться отдельные условия в заключаемом договоре.
Научными деятелями отмечается необходимость в применении принципа соразмерности, в соответствии с которым пациент, являясь получателем услуг, оказывается в неудобном положении, поскольку вынужден обращаться за особым статусом защиты своих прав [2, с. 55]. Статус договора оказывается ограниченным своими рамками в связи с чем не обладает возможностью распространяться на иные отношения. Однако такой договор не может быть обременительным для исполнителя или получателя медицинской услуги или быть выгоден только оплачиваемому лицу.
Представленные недостатки в законодательной деятельности повлекли за собой изменения в федеральном законодательстве. Так, были внесены изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, введены новые термины: медицинская помощь, медицинская услуга, медицинское вмешательство, диагностика, медицинская деятельность, заболевание и др. Нововведения повлекли за собой установившуюся единую правоприменительную практику, что было нереализуемо без общего терминологического аппарата. Благодаря законодательно закрепленным терминам появилось четкое разграничение между медицинским вмешательством и медицинской услугой, что было необходимо в связи с быстро развивающейся экономикой в сфере оказания медицинских услуг.
Законодателем также была предпринята попытка разграничить оказание медицинской помощи на бесплатные и платные услуги. Отметим, что в ст. ст. 83–85 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ представлен список процедур и мероприятий, которые можно отнести к платным услугам. Так, согласно ст. 84 вышеупомянутого закона платные услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в неполном объеме или же, напротив, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи [3]. Кроме того, в статье конкретизируется, что нормы данного закона применяются к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг.
Акцентируем внимание также на определении Конституционного Суда РФ, согласно которому «специфика отношений по оказанию медицинских услуг требует установления детальных правил, регламентирующих предоставление гражданам медицинской помощи» [4].
Таким образом, исследование позволяет установить, что законодательство, регулирующее отношения в области здравоохранения характеризуется незавершенностью и несовершенством, что связано с отсутствием базового законодательства, определяющего основные направления развития здравоохранения на этапе его становления. Вместе с тем правовое регулирование договора находится в состоянии разработанности, достаточной для защиты прав сторон.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Российская газета. — 1996. — № 24.
2. Гапшевичюте, Р. С. К вопросу о правовом регулировании возмездных медицинских услуг / Р. С. Гапшевичюте // Наука, образование: предпринимательская деятельность в поведенческой экономике, формы реализации и механизмы обеспечения: Материалы Национальной научно-практической конференции, Казань, 04 декабря 2020 года / Под редакцией Н. М. Прусс, А. Н. Грязнова. — Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2020. — С. 54–59.
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ // Российская газета. — 2011. — № 263.
4. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 № 115-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. — 2003. — № 1.