В данной статье рассмотрено, что собою представляет безопасность дорожного движения на всех стадиях жизненного цикла автомобильной дороги, причины необходимости обеспечения безопасности дорожного движения и актуальность проблемы, определение безопасности на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации и на что она направлена.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, стадии жизненного цикла автомобильной дороги, дорожно-транспортные происшествия, аварийность.
This article discusses what road safety is at all stages of the life cycle of a motor road, the reasons for the need to ensure road safety and the relevance of the problem, the definition of safety at the stages of design, construction and operation and what it is aimed at.
Keywords: road safety, stages of the life cycle of a highway, traffic accidents, accidents.
В соответствии с Федеральным законом № 196 «О безопасности дорожного движения» дорожное движение представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Безопасность дорожного движения отражает состояние данного процесса и степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения направленно на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Существует аудит безопасности дорожного движения, представляющий собой проверку результатов деятельности организаций при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на соответствие действующим требованиям нормативно-технических документов по организации и безопасности дорожного движения, анализируется безопасность автомобильной дороги, эффективность организации дорожного движения и состояние ее транспортно-эксплуатационных характеристик, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий.
Безопасность дорожного движения на стадии проектирования представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения на дороге и решение следующих задач:
— сведение к минимуму вероятности возникновения ДТП на стадии эксплуатации объекта;
— применение результативных решений для сведения к минимуму последствий вероятных ДТП на тех участках дороги, где невозможно исключить риск полностью;
— сокращение задержек движения транспортных потоков;
— снижение затрат на последующих этапах технологического развития дорожного проекта за счет выявления и исключения дефектов на предыдущих этапах.
Проект автомобильной дороги должен содержать инженерные решения, обеспечивающие безопасный и бесперебойный пропуск транспортных средств и грузов, которые по своим габаритным размерам, весовым и иным параметрам удовлетворяют требованиям соответствующих технических регламентов, если иное не предусмотрено техническим заданием на проектирование. Необходимо в соответствии с действующими нормативными документами запроектировать геометрические элементы дороги, пересечения и примыкания, искусственные сооружения, технические средства организации дорожного движения, элементы обустройства дороги, учесть расчетные скорости на смежных участках, характеристики сочетания элементов плана и продольного профиля дороги.
Правильное проектирование дорожной инфраструктуры играет ключевую роль в снижении аварийности и повышении безопасности на дорогах.
До ввода автомобильной дороги в эксплуатацию обустройство дороги техническими средствами организации дорожного движения должно соответствовать проектной документации, должно быть обеспечено качество используемых технических средств организации дорожного движения, должны соблюдаться требований нормативно-технических документов по обустройству дороги и обеспечения безопасности дорожного движения, а также необходимо обеспечить соответствие показателя ровности и коэффициента сцепления дорожного покрытия нормативным требованиям (проектной документации и технических регламентов).
На стадии эксплуатации автомобильной дороги обеспечение безопасности дорожного движения достигается посредством регулярного технического обслуживания автомобильной дороги, своевременного устранения дефектов, обеспечения хорошей видимости на дороге, установки дорожных знаков и разметки, контроля за скоростным режимом, проведения профилактических мероприятий и обучения участников дорожного движения правилам безопасности. Все эти меры совместно способствуют снижению риска ДТП и обеспечивают безопасность всех участников дорожного движения.
Безопасность дорожного движения с конституционно-правовой точки зрения является одной из гарантий конституционного права на жизнь. Обеспечение безопасности дорожного движения важнейшая цель на всех стадиях строительства автомобильной дороги.
Проблема безопасности дорожного движения является актуальной как для России, так и для всего мира в целом, так как везде происходят дорожно-транспортные происшествия с телесными повреждениями людей, а зачастую и аварии — дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом.
Автомобильные аварии приносят серьезные финансовые потери обществу, включая расходы на медицинскую помощь пострадавшим, восстановление поврежденных автотранспортных средств и инфраструктуры, затраты на эвакуацию и транспортировку пострадавших, а также другие расходы, связанные с дорожной аварией.
Обеспечение безопасности дорожного движения и сохранение здоровья и жизни граждан является ключевым элементом обеспечения демографического и социально-экономического развития, на который ориентирована государственная политика не только Российской Федерации, но и других стран мира.
В каждой стране осуществляется регистрация дорожно-транспортных происшествий и проводится анализ причин их возникновения с целью предотвращения путем принятия комплекса эффективных мер по их предупреждению.
Таким образом, безопасность дорожного движения — это состояние, при котором риск возникновения дорожно-транспортных происшествий минимален и обеспечивается защита жизни и здоровья участников дорожного движения, а также сохранение материальных ценностей. Безопасность дорожного движения должна обеспечиваться на всех стадиях жизненного цикла автомобильной дороги.
Литература:
- Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О безопасности дорожного движения»
- ОДМ 218.6.010–2013 Методические рекомендации по организации аудита безопасности дорожного движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог
- Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». Учебно-методические пособия дополнительного профессионального образования специалистов автомобильного транспорта
- «ГУОБДД МВД России». Официальный сайт Госавтоинспекции URL: http://стат.гибдд.рф/