В статье представлены результаты констатирующего этапа исследования по теме «Развитие орфографической зоркости младших школьников на основе языкового анализа и синтеза».
Ключевые слова: орфографическая зоркость, младший школьник, констатирующий эксперимент.
Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования [1]. Одной из важных задач в начальной школе, стоящей перед учителями, является обучение грамотному письму.
В Федеральной рабочей программе начального общего образования предмета «Русский язык» представлены предметные результаты освоения учебного предмета:
– применение изученных правил правописания;
– правильное списывание текста;
– написание под диктовку текстов;
– нахождение и исправление орфографических ошибок на изученные правила, описок [2].
Важную роль в развитии грамотного письма не только в начальной школе, но и в среднем звене играет орфографическая зоркость.
«Орфографическая зоркость — это умение увидеть орфограмму, опознать ее, т. е. соотнести с правилом, с грамматический основой». [3, с.34].
Основной причиной допускаемых обучающимися ошибок является несформированность орфографической зоркости.
Целью констатирующего этапа исследования является диагностика уровня развития орфографической зоркости младших школьников.
Констатирующий эксперимент проводился с апреля 2023 года по май 2023 года, в котором участие принимали учащиеся 3 «А» класса БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 129». В классе 28 обучающихся.
С целью определения уровня развития орфографической зоркости были проведены письменные проверочные работы: диктанты, списывание, творческое задание, тест.
Диктант. Цель работы: проверить сформированность акустико-
фонематических, зрительно-пространственных, зрительно-моторных, графических, каллиграфических и орфографических навыков; проверить сформированность умений применять на практике изученные орфографические правила; определить уровень развития орфографической зоркости.
Словарный диктант . Цель работы: проверить знание написаний слов с непроверяемыми орфограммами из орфографического словаря третьего класса; проверить сформированность акустико-фонематических, зрительно-
пространственных, зрительно-моторных, графических, каллиграфических и орфографических навыков; определить уровень развития орфографической зоркости.
Списывание. Цель работы: проверить сформированность зрительно-пространственных, зрительно-моторных, графических, каллиграфических и
Орфографических навыков; проверить сформированность умений списывать текст без пропуска слов и букв и сравнивать с образцом; определить уровень развития орфографической зоркости.
Творческое задание (работа с деформированным текстом). Цель работы: проверить сформированность умения выделять предложения из текста; проверить сформированность зрительно-пространственных, зрительно-моторных, графических, каллиграфических и орфографических навыков; сформированность умений применять на практике изученные правила; определить уровень развития орфографической зоркости.
Тест. Цель работы: определить причины орфографических ошибок; наметить пути их устранения.
На основании проведенных диагностических работ испытуемые были распределены по уровням развития орфографической зоркости следующим образом: с высоким уровнем развития орфографической зоркости — 2 ученика (7 %), со средним уровнем — 10 учеников (36 %), с низким уровнем развития орфографической зоркости — 16 учеников (57 %).
Уровни развития орфографической зоркости учащихся третьего класса отражены в диаграмме.
Рис. 1. Диаграмма уровней развития орфографической зоркости младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
По результатам письменных работ нами был сделан вывод о необходимости обратить особое внимание на повторение правил правописания и увеличение количества упражнений по тем орфограммам, на которые было сделано наибольшее количество ошибок:
– правописание безударных гласных в корне слова;
– правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных;
– правописание непроизносимых согласных в корне слова;
– правописание непроверяемых гласных и согласных.
Также нами определены причины орфографических затруднений учащихся, связанные
1) с несформированностью:
– умения производить звуко-буквенный анализ слова;
– умения отграничивать ударные и безударные гласные;
– умения членить слова по составу;
– умения производить словообразовательный разбор;
– умения разграничивать части речи;
– умения устанавливать связи между словами.
2) с отсутствием или недостаточной сформированностью умения находить орфограммы.
3) с несовпадением знания учащимися орфографического правила
и умением применять его ко всем случаям данного вида орфограммы.
Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень развития орфографической зоркости у младших школьников. Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, будут использованы для разработки модели внеурочной деятельности по развитию орфографической зоркости на основе языкового анализа и синтеза.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения 03.05.2024). Текст: электронный.
- Федеральная рабочая программа начального общего образования «Русский язык» — URL: https://edsoo.ru/Federalnaya_rabochaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Russkij_yazik_.htm (дата обращения 03.05.2024). Текст: электронный.
- Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. проф. образования — 7-е изд., стер. М.: Из-й центр «Академия», 2012.