Использование комиксов как средства наглядности на уроках обществознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 14.05.2024

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Латыпова, П. Р. Использование комиксов как средства наглядности на уроках обществознания / П. Р. Латыпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 645-647. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114070/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье автор рассматривает применение комиксов в качестве наглядного материала на уроках обществознания.

Ключевые слова: графическая новелла, комикс, наглядность.

Вопросы о роли наглядности в образовательном процессе всегда являлись приоритетными для педагогических исследователей. Данная проблема находит свое отражение в трудах таких выдающихся ученых, как Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Ш. А. Амонашвили и др. Использование наглядных методов обучения и поиск новых форм становится особенно актуальным в современных реалиях. Принцип наглядности является одним из основополагающих в современном обучении [2, с. 11].

Использование наглядных материалов на уроках значительно увеличивает степень восприятия учебного материала. В качестве одной из форм наглядности может выступать комикс.

Существует множество определений комикса, но, в целом, все они сводятся к тому, что комикс представляет собой совокупность взаимосвязанных по времени и действиям изображений и кратких высказываний героев (текста), служащих для передачи информации. В современной педагогике также используется термин «графическая новелла».

Графическая новелла играет значительную роль в образовательном процессе, как для учащихся, так и для педагогов. Она способствует более эффективному усвоению новых знаний, делая этот процесс ярким и запоминающимся [3, с. 10]. Одной из характерных особенностей данного жанра является многократное повторение кадров и иллюстраций, разъясняющих сюжет. Благодаря этим элементам комикса, информация усваивается творческим образом.

В основе комикса лежит информация, способная сформировать универсальные учебные действия (УУД):

— Личностные действия, обращенные на смыслообразование, осознание социальных и личностных ценностей;

— Регулятивные действия, включающие способность прогнозирования, оценки и планирования;

— Познавательные действия, к которым относится сознание, произвольное построение речи, постановка и формулировка проблем;

— Коммуникативные действия, включающие умения задавать вопросы и формулировать свои мысли [4].

Использование комиксов имеет разнообразные цели: они могут быть использованы как вспомогательный материал при объяснении новых тем, для проверки понимания уже изученного материала на уроке, для стимулирования творческого потенциала детей, а также в качестве самостоятельного задания для домашней работы. Популярность комиксов среди школьников имеет много причин, и одна из них заключается в том, что они значительно упрощают и ускоряют процесс восприятия информации [1, с. 72].

Комиксы на уроках обществознания могут быть использованы для выполнения следующих заданий:

  1. Заполнение пропущенных слов или реплик в комиксе. Это задание требует применения усвоенных ранее знаний.
  2. Расстановка реплик в комиксе в правильном порядке. Данное задание позволяет проверить, насколько точно школьники представляют события во времени. Задание может выполняться как самостоятельно, так и в группах.
  3. Написание эссе на основе комикса. Школьники могут развивать навыки самостоятельной работы и выражения своих мыслей, написав эссе на заданную тему, представленную в комиксе.
  4. Ответы на вопросы о персонажах и событиях, изображенных в комиксе. Это задание подходит для проверки уровня понимания учениками материала.
  5. Создание собственного комикса на определенную тему. Данная форма работы позволяет развивать творческие способности обучающихся.

Комиксы — это не просто удобная и компактная форма передачи информации, они являются новым подходом к усвоению знаний. Цель использования комиксов на уроках, по мнению Д. З. Шибковой состоит: «В воздействии на психо-эмоциональную сферу личности обучающихся посредством новых образовательных инструментов для продуктивного восприятия нового знания» [5, c. 92].

Алгоритм создания комиксов может выглядеть следующим образом:

  1. Сначала необходимо изучить соответствующий теме параграф учебника, особенно обратив внимание на подразделы.
  2. В каждом из подразделов необходимо выделить основную мысль, которая будет связующим звеном между кадрами комикса.
  3. Далее необходимо определить персонажей комикса, их позиции, события и ключевые моменты.
  4. Затем нужно прописать диалоги и изобразить или найти соответствующие иллюстрации, если комикс оформляется на компьютере (портреты, символы и различные предметы).

4. Оформить комикс на бумаге или с помощью программы.

На сегодняшний день представлено множество программных средств, специально разработанных для создания комиксов. Можно выделить несколько из них, которые демонстрируют высокую степень функциональности и удобство использования.

Одной из таких программ является «Comic Life». Интуитивный интерфейс, широкий спектр инструментов для макетирования и настройки шрифтов делают работу с программой максимально комфортной. Однако программа не обладает таким богатым выбором персонажей и элементов декора, как в других программных средствах, а также не поддерживает создание анимированных комиксов.

Другой популярной программой для создания комиксов является «Pixton». Она включает в себя большой выбор персонажей, фонов и элементов декора; интуитивный интерфейс; возможность анимировать комиксы; доступность на нескольких языках. Несмотря перечисленные преимущества, программа имеет недостаток, такой как ограниченность бесплатного функционала.

Сервис «ToonDoo» предлагает пользователям создавать комиксы на основе собственных фотографий и иллюстраций, а также использовать уже готовые персонажи из огромной галереи (выбор из четырехсот персонажей). В сервисе доступны фоны и предметы обстановки, которые можно добавлять в комиксы, а для выражения речи персонажей предусмотрены специальные «речевые облачка». Готовые комиксы можно легко добавлять в блоги или размещать на сайтах, отправлять по электронной почте.

Недостатки данного сервиса: ограниченные возможности внесения изменений в персонажей и объекты; отсутствие функций анимации.

Еще одной программой для создания комиксов является «Clip Studio Paint». Она предлагает широкий выбор инструментов для создания выразительных персонажей, детализированной прорисовки фонов, создания динамичных сцен и многое другое. Программа также поддерживает импорт и экспорт файлов в различных форматах, что позволяет удобно работать вместе с другими художниками. Несмотря на это доступ к дополнительным функциям содержится за премиум подпиской.

Каждая из этих программ имеет свои преимущества и недостатки, поэтому выбор лучшей опции зависит от конкретных потребностей и предпочтений.

При изучении темы по обществознанию, обучающиеся имеют возможность ознакомиться с комиксом, где основные персонажи могут иметь положительный или отрицательный опыт, оценить их действия, высказать свою точку зрения. Учитель может предложить ученикам ознакомиться с комиксом, который наглядно иллюстрирует изученную тему и демонстрирует важность ее усвоения на примере конкретных персонажей. Кроме использования комикса непосредственно на уроке, он также может быть представлен в виде домашнего задания, закрепляющего пройденную тему, или же в качестве коллективного проекта.

Кроме того, комиксы на уроках обществознания могут быть служить как иллюстрации для лучшего понимания сложных явлений. В качестве примера представим комикс на тему «Семейное право», автор А. В. Коробов.

Комикс на тему «Семейное право»

Рис. 1. Комикс на тему «Семейное право»

Главный принцип комикса — использование иллюстраций и диалоговых областей для передачи информации. В случае с данным комиксом, эти иллюстрации и диалоги могут рассказывать о различных ситуациях, с которыми сталкиваются люди в семейных отношениях, а также о возможных юридических последствиях.

Таким образом, современные исследования определенно подтверждают, что комиксы представляют собой эффективное наглядное средство обучения, которое способствует достижению результативности в обучении обществознания. Использование комиксов в процессе обучения позволяет учащимся погрузиться в уникальный мир этого жанра, анализировать информацию в новом формате и развивать навыки логического и образного мышления. Кроме того, комиксы стимулируют учащихся к активному участию в процессе обучения, что повышает их мотивацию и интерес к изучаемым предметам.

Литература:

  1. Ефремова, А. В. Культура комикса как способ формирования мировоззрения молодёжи // Национальный исследовательский политехнический институт. — 2015. — № 1. — С. 77–81.
  2. Микерова, Г. Г. Принципы наглядности, систематичности и последовательности в технологии укрупненных дидактических единиц: монография. — Краснодар: Кубанский государственный университет, 2004. — 125 с.
  3. Сонин, А. Г. Комикс: психолингвистический анализ: монография. — Барнаул: Издательство Алтайского университета, 1999. — 111 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10–11 класс) [сайт] URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 23.03.2024). — Режим доступа: ФГОС https://fgos.ru/
  5. Шибкова, Д. З. Образовательный комикс как средство медиаобразования для восприятия обучающимися нового знания // Педагогическое образование в России. — 2021. — № 3. — С. 90–97.
Основные термины (генерируются автоматически): комикс, использование комиксов, создание комиксов, урок обществознания, графическая новелла, интуитивный интерфейс, образовательный процесс, основа комикса, передача информации, процесс обучения.


Похожие статьи

Использование «облака слов» при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в начальной школе

Статья посвящена проблеме формирования обществоведческой терминологии на уроках истории в начальной школе. В статье представлены возможности использования «облака слов» в качестве средства формирования обществоведческой терминологии в курсе историчес...

Игра как средство развития интереса к предмету

В данной статье раскрывается содержание понятия «игра». Основное внимание автора обращено на сущность игры, как средства развития интереса к предмету. В работе приведен пример использования игры на уроке, как средство развития интереса. Автор статьи ...

Использование нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста

В статье автор пытается выяснить особенности использования нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.

Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.

Использование дистанционных технологий в преподавании истории

В этой статье авторами рассматриваются способы применения дистанционных технологий в процессе преподавания истории в средней школе.

Использование метафоры как средства повышения мнемической продуктивности школьников среднего звена на уроках русского языка

В данной статье рассматривается использование метафоры как средства повышения мнемической продуктивности школьников среднего звена на уроках русского языка.

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся

В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.

Применение методики креативного письма на уроках немецкого языка

В статье рассматриваются вопросы использования креативного письма на занятиях по обучению немецкому языку. Описываются основные методы креативного письма.

Визуализация в обучении иностранному языку посредством использования интернет-технологий

В статье авторы пытаются определить основные техники и приёмы визуализации для организации учебного материала на уроках иностранного языка посредством использования Интернет-приложений.

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Похожие статьи

Использование «облака слов» при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в начальной школе

Статья посвящена проблеме формирования обществоведческой терминологии на уроках истории в начальной школе. В статье представлены возможности использования «облака слов» в качестве средства формирования обществоведческой терминологии в курсе историчес...

Игра как средство развития интереса к предмету

В данной статье раскрывается содержание понятия «игра». Основное внимание автора обращено на сущность игры, как средства развития интереса к предмету. В работе приведен пример использования игры на уроке, как средство развития интереса. Автор статьи ...

Использование нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста

В статье автор пытается выяснить особенности использования нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.

Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.

Использование дистанционных технологий в преподавании истории

В этой статье авторами рассматриваются способы применения дистанционных технологий в процессе преподавания истории в средней школе.

Использование метафоры как средства повышения мнемической продуктивности школьников среднего звена на уроках русского языка

В данной статье рассматривается использование метафоры как средства повышения мнемической продуктивности школьников среднего звена на уроках русского языка.

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся

В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.

Применение методики креативного письма на уроках немецкого языка

В статье рассматриваются вопросы использования креативного письма на занятиях по обучению немецкому языку. Описываются основные методы креативного письма.

Визуализация в обучении иностранному языку посредством использования интернет-технологий

В статье авторы пытаются определить основные техники и приёмы визуализации для организации учебного материала на уроках иностранного языка посредством использования Интернет-приложений.

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Задать вопрос