Сегодня много вопросов и мнений о том, как обучать дошкольника грамоте в соответствии с задачами и методами школьного обучения. Чтобы предотвратить многие проблемы обучения в школе, мы начинаем готовить детей к обучению грамоте в детском саду. Мы должны помнить, что обучение начинается, когда ребенку говорят: «Послушай, как поют птички!», когда мы уже играем с малышами в игру «Молчанка», а не тогда, когда пытаемся заставить ребенка запомнить букву.
Помимо этого, сейчас остро стоит вопрос о таких речевых нарушениях у детей, которые стали встречаться значительно чаще и стали сложнее по своей структуре, чем несколько лет назад. И для грамотной подготовки к школе это тоже следует учитывать. С детьми, имеющими нарушения, работа должна осуществляться комплексно, следует учитывать не только нарушения всех компонентов речи, но особенности высших психических функций этих детей.
Я хочу предложить игры для основных компонентов обучения грамоте, которыми могут воспользоваться воспитатели, если в саду нет логопеда. Все игры помогут сформировать нужные навыки с максимальной пользой для ребенка и заинтересовать его на протяжении всего этапа обучения. При разработке игр учитывались формирование базовых для обучения функций: готовность к переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; зрелость серийной организации движений и действий; уровень формирования программирования и контроля произвольных действий; возможности поддержания рабочего состояния.
Первый этап. Сформированность звуковой стороны речи
Ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров). В норме к 6 годам должны полностью сформированы все звуки. На этом этапе воспитатели могут отрабатывать с воспитанниками артикуляционную гимнастику и вести работу над речевым дыханием.
«Волшебная сцена»
Задача каждого из игроков — на выдохе протянуть гласный звук дольше других участников. Ребенок делает глубокий вдох и «поет» гласный звук, до тех пор, пока хватит дыхания.
Инструкция: Сейчас мы будем с вами выступать на сцене. Выиграет тот, кто сможет пропеть дольше другого и не ошибиться с гласной. За каждым ортоковриком закреплен свой гласный, после того, как ты увидел цвет коврика, должен встать на него и «спеть» нужную гласную. Теперь делаем глубокий вдох через нос и начинаем «петь».
«Веселые дорожки»
Задача каждого ребенка пройти полосу препятствия и выполнить артикуляционное упражнение.
Инструкция: Посмотрите, перед нами полоса препятствия, вам нужно найти глазками упражнение, которое нужно выполнить и одновременно пройти препятствие.
Второй этап. Сформированность фонематических процессов
На этом этапе нашей основной задачей будет развить умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка (фонематический слух).
«Веселые танцы»
Задача каждого ребенка после звучания инструмента выполнить закрепленный за ним жест, движение.
Инструкция: Послушай музыкальные инструменты и запомни нужные движения. Например, если услышишь колокольчик, то прыгай на двух ногах, если услышишь трещотку, беги по кругу.
Усложнение: Начинаем всегда с 2 звуков, не пряча инструмент, после убираем инструменты за ширму или используем проигрыватель. Далее добавляем инструмент и движения. На первых этапах движения должны быть разные, далее можно усложнить на похожие.
«Звук. Стоп»
Задача ребенка двигаться только тогда, когда звучит музыка. Движения нужно выполнять не только в вертикальной плоскости, но и в горизонтальной.
Инструкция: Ты должен пройти полосу препятствия, но внимание! Двигаться ты можешь только тогда, когда слышишь звук.
« Кочки »
Задача ребенка пропрыгать по кочкам, опираясь на силу голоса воспитателя.
Инструкция: Мы с вами должны пройти эту огромную лужу, по этим кочкам. Если я говорю звук громко, то прыгаем на большую кочку, если тихо — на маленькую, если обычным голосом, то на среднюю.
«Помощники»
Задача ребенка перебрать мокрые и сухие меховые шарики, опираясь на звуки.
Инструкция: нам нужно помочь герою перебрать эти шарики, потрогайте их. Какие они, разные на ощупь? А теперь, когда услышите звук [Б], берете только мокрые шарики, а когда [П] — только сухие.
«Озорные ушки»
Задача ребенка на каждого заданное слово совершить какое-то действие.
Инструкция: Перед вами лежат «мышка», «мишка», «миска», «сыр», «малина» и «крупа». Когда вы услышите слово «мышка», то кладете сыр мышке, если «мишка», то ему даете малину, а если «миска», то сыпете в миску крупу.
«Кто, где?»
Взрослый называет слово с одним гласным звуком («бак», «конь», «мышь», «лёд»), ребёнок называет только гласный звук, который есть в этом слове и бросает мяч в нужный домик.
Инструкция: Послушай, какие звуки живут в этих словах, я буду называть слова, ты должен назвать только гласный и кинуть мяч в нужное окошко.
Третий этап: Сформированность звукового анализа и синтеза слов
По опыту работы могу уверенно сказать, что дети при обучении навыкам звукового анализа нуждаются в слуховой и зрительной опоре: в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми.
Для звуков я использую систему символов, разработанную Т. А. Ткаченко. У меня в начале моей работы были распечатанные и заламинированные карточки с этими символами. На данный момент я их использую на групповой работе совместно с магнитными символами, которые тоже сделала сама, распечатав на магнитной бумаге. Помимо этого, я использую в работе символы согласных на камнях и дереве. Каждый раз, используя такие символы из натурального материала, дети и я получаем огромное удовольствие и сенсорное насыщение.
Кроме визуальной опоры в работе всегда использую кинезиологическую опору, мы показываем нужный нам звук жестом. Каждый педагог может придумать свои жесты. Я использую фонетическую ритмику от «Территории речи».
Вот несколько игр, в которые с удовольствием играют мои воспитанники.
«Бусы для мамы»
Перед детьми лежат картинки, и под каждой из них пластилин. Педагог берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук : «куб», отщипывает кусочек пластилина и по часовой стрелки катает шарик. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука [б] и кладет рядом с первой картинкой, называя ее : «бык», выделяя голосом последний звук и катает свой шарик и так до тех пор, пока не закончатся картинки.
Инструкция: Давайте сделаем бусы для мамы. Перед вами лежат картинки и кусочки пластилина, вам нужно найти картинку на последний звук слова, которое было до этого, отщипнуть пластилин, назвать слово и скатать шарик. Внимательно следите за тем, какое слово назвал ваш друг.
«Мячик»
Ребенок называет заданный звук , который встречается в названии каждой картинки, и одновременно кидает на нее кинезиомяч.
Инструкция: Посмотри на картинки, тебе нужно найти, с какого звука начинается название каждой картинки и при правильном ответе попасть в нее мячом.
Рекомендации. Если ребенку трудно назвать звук , предложите закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук [А] (аааапельсин) .
«Ловец»
Ребёнок должен выполнить любое заданное действие столько раз, сколько слов со звуком он услышишь в предложении.
Инструкция: Послушай, сколько раз звук [С] встречается в предложение и столько же раз дотронься до носа, стоя на балансире.
«Угадай»
Ребенок загадывает слово и, используя кинезиологические жесты, показывает его ребятам, они должны отгадать.
Инструкция: загадай любое слово и покажи его с помощью жестов друзьям.
«Веселый ксилофон»
С помощью ксилофона нужно сыграть схему слова.
Инструкция: перед тобой карточка с картинкой и ксилофон. Сыграй с помощью него песню этого слова.
Ребенок с неразвитыми фонематическими процессами испытывает большие трудности при обучении чтению и письму . Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной речи. Нейроигры с дошкольниками объединяют в себе двигательные и когнитивные игровые упражнения, направленные на развитие основных психических функций.
Литература:
- Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход». СПб.: Питер, 2008
- Власова, Т. М. Фонетическая ритмика / Т. В. Власова — М : Лист, 1996.
- А. В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего генеза» Москва, Генезис 2011
- А. Л. Сиротюк «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения» ТЦ Сфера 2003
- А. Е. Соболева «Как подготовить ребенка к обучению грамоте» СПб.: Детство — пресс 2014
- А.В Сунцова, С. В. Курдюкова «Изучаем пространство» Москва, ЭКСМО 2009