В статье рассмотрены вопросы взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и иных правоохранительных органов. Проанализированы специфика и нормативно-правовая основа взаимодействия с отдельными правоохранительными органами, перечислены традиционные формы взаимодействия.
Ключевые слова: Федеральная служба судебных приставов России, взаимодействие, исполнительное производство, Федеральная налоговая службы, Росгвардия, МВД, формы взаимодействия.
Федеральная служба судебных приставов является правоохранительным органом, в обязанности которого входит исполнение решений суда и уполномоченных органов исполнительной власти в отношении физических и юридических лиц. От эффективности работы ФССП зависит престиж государства, так как не только наличие решения суда, но и их исполняемость являются основой доверия населения к государству.
На Федеральную службу судебных приставов возложены следующие задачи: обеспечение безопасности деятельности судов; исполнение решений судов; осуществление розыска должников на основании международных соглашений; осуществление дознания по делам, отнесенным к полномочиям ФССП; осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности и ведение государственного реестра таких юридических лиц и др.
Реализация поставленных задач на практике невозможна без помощи и поддержки иных правоохранительных органов. Считается, что деятельность правоохранительных органов направлена на защиту и охрану прав и свобод граждан. Каждый орган власти (МВД, ФССП, ФСБ, Росгвардия и др.) решает эти вопросы в пределах своих полномочий. Однако, межведомственное взаимодействие службы судебных приставов и иных правоохранительных органов служит основанием повышения эффективности выполнения профессиональных задач.
Понятие взаимодействия не имеет легального определения. Но широко представлено в научных исследованиях. Например, С. А. Потапова видит во взаимодействии деятельное участие и взаимопомощь правоохранительных органов, согласованное по целям и задачам [1].
А. Г. Головко, определяет взаимодействие в качестве совместных действий правоохранительных органов, направленных на обеспечение самостоятельной правомерной, качественной и полной реализации гражданами своих прав и свобод [2].
О. Е. Корыстин считает, что сущность взаимодействия состоит в совершении совместных действий для решения поставленных задач. Такое взаимодействие имеет правовую основу, служит определенным целям и имеет обозначенные в законе формы [3].
Все приведенные определения позволяют признать, что они актуальны для совместной деятельности Федеральной службы судебных приставов и иных правоохранительных органов. С учетом приведенных определений сущность взаимодействия ФССП и правоохранительных органов имеет следующие признаки:
1) благодаря взаимодействию ФССП и иных правоохранительных органов решаются совместные задачи, направленные на защиту прав и интересов граждан;
2) взаимодействие осуществляется между ФССП и одним или несколькими правоохранительными органами. С учетом необходимости в совместной деятельности могут быть привлечены как один орган (МВД, ФСБ), так и несколько;
3) вовлекаемые в совместную деятельность органы решают общие задачи охраны правопорядка;
4) действия ФССП и иного правоохранительного органа направлены на общий позитивный результат [4].
Содержание взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и иных правоохранительных органов раскрыто в ведомственных нормативных акта, принятых заинтересованными ведомствами. Так, взаимодействие ФССП и МВД РФ определено в Приказе Минюста «Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов» [5]. Согласно данному приказу, судебные приставы-исполнители и полиция осуществляют совместные действия, направленные на взыскание штрафов; розыск подозреваемых и обвиняемых; розыск и задержание лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.
Соглашение о принятии совместных решений заключено также между ФССП и налоговыми органами. Их совместные действия направлены на повышение эффективности исполнения постановлений, выдаваемых налоговыми органами, и иных исполнительных документов, а также на регулярный обмен информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.
Федеральная служба судебных приставов заключила соглашение с Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) [6]. В совместном документе принято решение об осуществлении сотрудничества в профессиональной и служебной сфере. Достигнута договоренность о выполнении требований исполнительных документов в делах, где должником выступают военнослужащие Росгвардии. Соглашение носит рамочный характер. Оно нуждается в дополнительном согласовании совместных действий, направленных на решение задач по взысканию задолженностей и исполнению судебных решений.
Взаимодействие ФССП и таможенных органов определено соглашением «О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений таможенных органов и иных исполнительных документов» [7]. Соглашение регламентирует особенности взаимодействия ФТС России и ФССП России при исполнении постановлений таможенных органов, исполнительных документов судов о конфискации имущества и иных исполнительных документов. Особенностью данного соглашения является четкая регламентация процедурных вопросов, обеспечивающих принятие совместных решений. Благодаря детальной регламентации отдельных вопросов сотрудничество по исполнению документов о взыскании задолженностей осуществляется эффективно.
Во всех соглашениях прослеживается специфические формы взаимодействия, в которые облекается совместная деятельность правоохранительных органов. Традиционно выделяют процессуальные и непроцессуальные формы взаимодействия.
В качестве процессуальных форм взаимодействия могут применяться те, которые регламентированы уголовно-процессуальным законодательством. К ним относятся оперативно-розыскные мероприятия, оказание содействия проведению следственных действий, привлечение сведущих лиц.
Непроцессуальными формами взаимодействиями ФССП и иных правоохранительных органов являются совместные действия, урегулированные специальными соглашениями и нормативно-правовыми актами. К ним можно отнести:
1) обмен информацией о фактах неуплаты задолженности по судебным и иным решениям, которые поступили в службу судебных приставов;
2) передача имеющегося опыта ФССП, накопленного в регионах, в процессе осуществления профессиональной деятельности;
3) проведение совместных рейдов по выявлению должников и акцентирования внимания на необходимость уплаты задолженности перед кредиторами;
4) разработка совместных нормативных актов о правовом регулировании в сфере исполнения судебных решений;
5) совместные семинары, конференции;
6) разработка совместных предложений о внесении изменений в законодательство.
На практике в процессе взаимодействия правоохранительных органов возникает немало проблемных вопросов, нуждающихся в разрешении правовыми средствами. Одной из них можно назвать необходимость формирования единого стандарта требований от разных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и принудительное исполнение решений.
Одним из способов оптимизации взаимодействия между различными органами власти, участвующими во взыскании заложенности по исполнительным производствам является создание единого личного кабинета, в котором формируется единая информация о всех задолженностях. Такой личный кабинет может быть создан на портале Госуслуг, актуализирован в электронной почте или в почтовой рассылке.
Для актуализации работы такого сервиса требуется разработка соглашения между всеми контролирующими органами, заинтересованными во взыскании задолженности по исполнительным документам. Благодаря специально созданному информационному обеспечению в единый личный кабинет могла бы поступать информация о наличии задолженности и порядке ее погашения. Координатором работы по данному направлению должна стать федеральная служба судебных приставов. Вся информация от разных взыскателей будет аккумулироваться и рассылаться гражданам и юридическим лицам по единому стандарту. Для этого следует разработать инструкцию по сбору информации и публикации материалов на портале государственных услуг и в иных источниках.
Таким образом, взаимодействие Федеральной службы судебных приставов с правоохранительными органами (Министерство внутренних дел, таможенные органы, налоговые органы и др.) повышает эффективность решения профессиональных задач, связанных с исполнением судебных решений. Для повышения эффективности их работы следует внедрить практику создания единого кабинета по взысканию задолженности в рамках исполнительного производства.
Литература:
- Потапова С. А. К вопросу о понятии и сущности взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами // Актуальные проблемы рос. права. 2009. — 50–56 с.
- Головко А. Г. Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы в сфере обеспечения прав и свобод граждан: вопросы теории: дис канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999. -230 с.
- Корыстин А. Е. Экономическая безопасность. М., 2010. — 105 с.
- Коваленко Т. С. Понятие и формы взаимодействия правоохранительных органов // Вестник Российской правовой академии. 2017. № 4. С. 12–16.
- Приказ Министерства юстиции РФ и МВД России от 18 октября 2018 г. № 216/689 «Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов” [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.04.2024).
- Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службой судебных приставов» (утв. Росгвардией N 1/11-МВС, ФССП России N 00094/21/37-МВ 17.11.2021) [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.04.2024).