В работе определены особенности и положительные стороны комплексной коррекции нарушений у детей с ОНР и ОВЗ, проводимые не несколькими, а одним специалистом. Представлен опыт работы автора в данной области, а также мнения родителей детей с ОНР и ОВЗ относительно эффективности комплексной коррекционной работы, проводимой одним специалистом.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, ОНР, ограниченные возможности здоровья, ОВЗ, логопед, дефектолог, нейропсихолог, коррекция, комплексность.
С каждым годом в мире и в нашей стране, в частности, увеличивается процент детей, имеющих проблемы с речью, а также проблемы, в области психического и умственного развития. При этом научно доказано, что нарушения речи довольно часто имеют неврологическую природу и постепенно способны перерасти в недоразвитие других высших психических функций, нарушению коммуникативных умений, повышенной тревожности, замкнутости ребенка и т. д. А слабое развитие речи — один из симптомов среди детей с такими диагнозами, как аутизм, задержка психического развития, умственная отсталость. Кроме того, нередко и ОНР, и ОВЗ сопровождаются недостаточно развитой координацией движений и нарушением психомоторики, что обусловлено нарушением межполушарных связей.
Таким образом, для того, чтобы добиться максимально высокого результата в помощи детям с общим недоразвитием речи и ограниченными возможностями здоровья, коррекционными педагогами должна одновременно вестись комплексная работа, направленная на укрепление и развитие всех психических процессов, а также двигательной активности ребенка. По верному утверждению Т. Ю. Таращук, «в комплексной оценке уровня развития ребенка, отклонений от нормы, а также в сопровождении ребенка при осуществлении коррекционной программы, как правило, участвуют логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, воспитатели, медики, специалисты по адаптивной физкультуре» [3, с. 557].
Среди наиболее распространенных направлений комплексной коррекции разного рода нарушений в развитии детей следует назвать применение лого-фасциального массажа, разработанного О. П. Сахаровой [2], благодаря которому происходит не только выравнивание речеобразования и речевоспроизведения, но также и осанки ребенка. Кроме того, в коррекционной работе с детьми хорошо зарекомендовала себя такая практика, как нейройога, включающая как непосредственно нейропсихокоррекционные упражнения, так и упражнения йоги, которые позволяют развивать дыхание, а также ориентировку в пространстве, кинетические ощущения, баланс [1].
Однако, рассматривая вопрос комплексности коррекционной работы, важно отметить, что в настоящее время имеется множество проблем, мешающих ее реализации. Среди них, в частности:
– отсутствие необходимых специалистов, работающих в одном учреждении и имеющих возможность одновременно и последовательно взаимодействовать с одним ребенком;
– отсутствие согласованности в работе разных специалистов, каждый из которых имеет свое видение проблемы, а также разный уровень профессионализма и использует разные методы и направления работы;
– физические и психоэмоциональные перегрузки ребенка, связанные с необходимостью взаимодействовать с большим количеством малознакомых людей (что вызывает серьезные трудности особенно у детей с аутизмом, умственной отсталостью, задержкой психического развития, наладить конструктивный контакт с которыми очень трудно);
– значительная продолжительность времени, затрачиваемая на занятия при взаимодействии с разными специалистами, необходимость подстраиваться под рабочий график большого количества людей.
Решение данных проблем, на мой взгляд, заключается в том, чтобы совмещать весь спектр коррекционной работы с ребенком одним специалистом. Безусловно, данное совмещение требует от него обширных знаний и практических навыков работы в различных направлениях и умения грамотно и эффективно использовать их в нужном объеме. Однако, дает положительный результат. Как показывает современная практика, все больше специалистов в области коррекционной работы, которые видят в этом не просто механическое выполнение профессиональных функций, но свое призвание, стараются расширять свои знания и проходить обучение в разных направлениях, чтобы оказывать детям максимально полную и всестороннюю помощь.
Еще в начале своей профессиональной деятельности в качестве учителя-логопеда, достаточно часто сталкиваясь со случаями, где нарушение речи является не основной проблемой, а сопутствующей, я понимала, что имеющихся знаний мне явно недостаточно для того, чтобы оказать каждому ребенку полноценную помощь. Поэтому старалась искать и применять в своей практики разнообразные технологии из смежных дисциплин: лечебной физкультуры, арт-терапии, мнемотехники, пескотерапии и других. Сейчас, имея специальное образование в области логопедии, дефектологии и нейропсихологии, я совмещаю все три данных направления, предлагая каждому из детей индивидуальный коррекционный маршрут. Так, в частности, еще на первоначальном этапе работы, при знакомстве с ребенком, имеющим дефекты речи, я провожу диагностику уровня развития у него таких психических процессов, как мышление, внимание, память, воображение, восприятие, а также физического развития. Среди наиболее часто используемых мною методов работы с детьми, не имеющими других диагнозов, кроме ОНР, можно отметить:
– одновременное произношение проблемных звуков и прыжки по «дорожке здоровья»;
– произношение звуков, сопровождаемое наклонами и поворотами туловища;
– произношение звуков с одновременным проведением пальцами по контурам различных фигур и многие другие.
Представленные упражнения формируют у ребенка новые нейронные связи, а это благоприятно сказывается не только на речи, но и на общем психическом развитии.
Кроме того, активно практикуя в своей работе методы нейропсихологии, при работе с детьми, имеющими задержу психического развития, легкую и среднюю степень умственной отсталости, нарушения речи, я разработала программу «Музыка, движение, мозг», включающую в себя ряд физических упражнений, сопровождаемых специальной музыкой и логопедическими упражнениями или произношением различных звуков. Данная программа позволяет использовать наиболее действенные и целесообразные техники и упражнения, также основанные на формировании нейронных связей в мозге ребенка и помогающие развитию его двигательной и речевой активности.
Как показывает практика, комплексная работа с детьми одним педагогов в среднем дает результат на 30 % быстрее, чем при привлечении сразу нескольких специалистов. Кроме того, помимо решения основной проблемы, с которой ко мне обращаются родители, практически все они отмечают, что дети в целом становятся более скоординированными, их движения становятся более четкими и осознанными, улучшается эмоциональное состояние, дети становятся более открытиями, позитивными, активизируются такие психические процессы, как память, внимание, мышление.
При этом при общении с 15-ю родителями детей, у которых наблюдается общее недоразвитие речи, а также ограниченные возможности здоровья, посещающими мои занятия, я пришла к выводу, что все они считают необходимой комплексную работу с ребенком в рамках имеющейся проблемы, не ограничивающуюся работой одного специалиста (логопеда или дефектолога). А также, на вопрос «Что, исходя из собственного опыта, Вы считаете наиболее эффективным: проведение комплексной коррекционной работы одним специалистом или несколькими специалистами сразу?», мнения родителей распределились следующим образом:
– комплексная работа одним специалистом является наиболее эффективной по мнению 9-ти родителей (66,67 %);
– комплексная работа несколькими специалистами кажется более эффективной 3-м родителям (20 %);
– затруднились с ответом 2 родителя (13,33 %).
Следовательно, абсолютное большинство родителей, исходя из своего опыта, признают наиболее эффективной работу именно одного специалиста, обосновывая это тем, что и ребенку, и самим родителям проще выстроить взаимодействие с одним коррекционным педагогом, чем с несколькими.
Таким образом, проведение комплексной коррекции нарушений у детей с ОНР и ОВЗ одним специалистом имеет следующие положительные стороны:
– во-первых, работа, проводимая одним специалистом, определяет полную согласованность его действий в разных коррекционных направлениях. Обладая необходимыми профессиональными знаниями и навыками и в области дефектологии, и в области логопедии, и в области нейропсихологии, педагог имеет возможность направленно действовать всеми тремя методами на решение имеющейся проблемы;
– во-вторых, за счет согласованности действий и полного понимания всех особенностей ребенка, педагог быстрее добивается необходимого результата. В коррекционной педагогике очень важны системность и непрерывность. Если с ребенком одновременно работает несколько человек, то каждый специалист является зависимым от другого. Следовательно, если один из педагогов по каким-то причинам не провел занятие с ребенком, то значительная часть работы других специалистов будет просто потеряна;
– в-третьих, взаимодействуя только с одним, а не несколькими педагогами, сам ребенок чувствует себя более комфортно и уверенно на занятиях. Кроме того, это позволяет ему избежать усталости, перевозбуждения и эмоционального перенапряжения, т. к. очевидно, что занятия каждого педагога имеют свою специфику, свой психологический климат, так или иначе оказывающие влияние на ребенка;
– в-четвертых, снижается сама продолжительность, а также количество занятий. Соответственно, очевидно, что и ребенок, и родитель затратят меньше физической, психической и ментальной энергии, если будут работать с одним педагогом, нежели посещать одновременно несколько занятий.
В заключение следует отметить, что, безусловно, результат всякой работы во многом зависит от профессионализма специалиста и его желания развиваться. И для коррекционной педагогики данное утверждение является чрезвычайно верным. Любой педагог, желающий быть высококвалифицированным специалистом, должен постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство, привнося в свою работу все новые практики. И обладая широким спектром знаний, позволяющих ему разрабатывать на их основе комплексную индивидуальную программу, он способен максимально быстро и эффективно помочь каждому обратившемуся к нему ребенку.
Литература:
- Кузнечикова, С. О. Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья / О. С. Кузнечикова. — СПб.: Речь, 2010. — 192 с.
- Сахаровская, О. П. Лого-фасциальный массаж в системе комплексной коррекции речевых, функциональных и мышечнофасциальных нарушений у лиц с речевой патологией / О. П. Сахаровская // Russian Biomedical Research. — 2020. — Том 5. — № 1. — С. 12–16.
- Таращук, Т. Ю. Комплексный подход в коррекции речевых нарушений / Т. Ю. Таращук // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 557–559.