Брендинг компании представляет ее идентичность и зависит от позиционирования фирмы на рынке. Предприятия занимаются брендингом, чтобы конкурировать с соперниками по рынку, когда простая дифференциация товаров не помогает побудить потенциального потребителя к покупке.
Сам по себе брендинг является важнейшей частью маркетинга компании. Фирма посредством брендинга общается с потребителями, показывает, чем она уникальна или лучше остальных. Общается компания с потребителями через различные каналы коммуникации, которые несут элементы бренда, так как чем чаще и больше потребитель слышит об определенном бренде, тем больше ему доверяет и считает его надежным.
Компания общается с помощь брендинга по онлайн- и офлайн каналам коммуникации, посредством рекламы и интеграций, сотрудничества с известными личностями. Но тем не менее, немаловажной частью брендинга является вовлечение непосредственно сотрудников в процесс построения бренда, так как именно сотрудники представляют лицо компании. Именно с рядовыми сотрудниками покупатели сталкиваются впервые, и именно сотрудники формируют бесконечно важное первое впечатление о марке.
Сотрудники, особенно те, кто работает непосредственно напрямую с клиентами, обладают уникальным пониманием потребителей, которых они обслуживают ежедневно. Их опыт может выявить пробелы между предполагаемым ценностным предложением компании и реальным опытом работы с клиентами. Вовлекая сотрудников в обсуждение ценностного предложения, предприятия могут раскрыть инсайты и перспективы, которые находят более глубокий отклик как у нынешних, так и у потенциальных клиентов. Помимо этого, такое вовлечение повышает лояльность сотрудников, поскольку они чувствуют, что их вклад напрямую влияет на направление и успех бренда, эта методика широко используется в компаниях развитых стран и носит название партисипативного управления.
Кроме того, чем больше сотрудник любит компанию, в которой он работает, тем больше он становится посредником бренда и главным лицом по продвижению бренда — преданным фанатом, который не будет голословным в глазах посторонних, так как имеет реальный опыт работы на бренд.
Чтобы бренду сделать своих сотрудников адвокатами фирмы, необходимо доказать сотруднику, что его ценят в компании, и создать эмоциональную связь с брендом, это можно сделать, проводя внутренние маркетинговые мероприятия и рабочая с человеческими ресурсами, как представлено в таблице 1.
Таблица 1
Методы повышения эмоциональной связи сотрудников с брендом
Метод |
Описание |
Программы обратной связи |
Регулярный сбор отзывов от сотрудников через анкеты, встречи и форумы для улучшения корпоративной стратегии |
Участие в принятии решений |
Включение сотрудников в процессы принятия решений, связанных с развитием бренда и стратегией |
Обучение и развитие |
Предоставление программ обучения и развития, чтобы сотрудники лучше понимали цели бренда и свою роль в их достижении на бесплатной основе |
Программы признания |
Внедрение систем награждения и признания за вклад сотрудников в успехи бренда, что повышает их мотивацию и лояльность |
Совместные инициативы |
Организация мастер-классов, где работники могут экспериментировать и предлагать новые идеи руководящему персоналу |
Корпоративные мероприятия |
Проведение регулярных корпоративных мероприятий и праздников, направленных на укрепление корпоративной культуры и бренда |
Карьерный рост и возможности |
Предложение путей карьерного роста с возможностью работать над ключевыми и важными проектами |
Источник: составлено автором на основе [11].
Судя по таблице, можно сделать вывод, что, развивая корпоративную культуру компании и работая с сотрудниками, можно добиться увеличения удовлетворенности сотрудников и соответственно, повышения их осведомленности о бренде и его ценностях. Проводя корпоративные мероприятия и создавая атмосферу признания на предприятии, сотрудники могут почувствовать, что их ценят и отплатить тем же, только в большем масштабе, так как они после будут являться адвокатами бренда.
Такую практику применяют самые крупные компании мира и России, организовывая различные вознаграждения и создавая интересные пути развития сотрудников, так как чем больше бизнес, тем больше сотрудников он имеет и соответственно, тем более важно иметь удовлетворенных сотрудников. Например, одним из успешных примеров вовлечения сотрудников в брендинг является глобальный технологический гигант-поисковик Google. Фирма придерживается культуры открытости и инноваций, которая позволяет сотрудникам быть не просто исполнителями, но активными участниками в формировании бренда.
Компания имеет 4 основных направления для вовлечения сотрудников:
- Бренд внедряет НОУ-ХАУ программы, например, Google разработала программу «20 % Times» которая позволяет сотрудникам тратить до 20 % своего рабочего времени на проекты, которые они считают важными для компании. Эта программа привела к созданию одной из самых больших в мире электронных почт Gmail и международного новостного агрегатора Google News.
- Кроме того, Google известен своим неформальным офисным пространством и прозрачной корпоративной культурой — все честны друг с другом и поддерживают друг друга.
- Также техногигант собирает обратную связи после завершения проектов от сотрудников, чтобы узнать, какие существуют проблемы в корпоративной культуре и как в следующий раз не допустить ошибок в построении команды на проект.
- И наконец, бренд тратит миллионы долларов на программы обучения и развития сотрудников, отчего сам является одним из самых лучших работодателей и побеждает в различных конкурсах — туда стремятся люди не только за работой, но и повышением навыков через образовательные программы и опытных коллег.
В конечном счете, вовлечение клиентов и сотрудников в процесс брендинга создает гибкий и отзывчивый бренд, способный адаптироваться к меняющимся рыночным условиям и предпочтениям клиентов, что не только укрепляет репутацию бренда, но и создает конкурентное преимущество в виде бесплатного продвижения.
Компании, которым удается создать такую инклюзивную и привлекательную среду для бренда, имеют больше возможностей ориентироваться в сложностях рынка, добиваясь устойчивого роста и успеха. В итоге, вовлечение клиентов и сотрудников в процесс брендинга — это не просто способ улучшить имидж бренда, но и стратегический императив, который движет компанию вперед, выгодно отличая ее от конкурентов.
Литература:
- Иванов И. И., Смирнова А. Б. Стратегии корпоративного брендинга в современной экономике. — М.: Издательство «Экономика», 2023. — 356 с.
- Петрова Е. В. Идентичность бренда и ее роль в построении взаимоотношений с потребителями. — СПб.: Издательство «Маркетинг», 2022. — 289 с.
- Кузнецова О. Л. Визуальная идентичность компании: от теории к практике. — Н. Новгород: ННГУ, 2024. — 234 с.
- Лебедев К. Д. Бренд-менеджмент: новые подходы в условиях цифровизации. — Екатеринбург: УрФУ, 2023. — 412 с.
- Морозова С. С., Чернышев К. Ю. Психология брендинга: как создать успешный бренд. — Краснодар: Издательство «Бизнес-книги», 2022. — 320 с.
- Белова Г. Н. Коммуникационные стратегии в брендинге: инструменты и кейсы. — Воронеж: ВГУ, 2024. — 275 с.
- Алексеева И. Ю., Захарова Е. П. Социальные сети как платформа для брендинга компании. — М.: Издательство «Интернет-маркетинг», 2023. — 198 с.
- Тарасов П. П. Анализ эффективности инвестиций в бренд. — М.: Издательство «Финансы и статистика», 2022. — 256 с.
- Соколова Я. В. Культурные аспекты брендинга в международном бизнесе. — М.: Издательство «Глобальный маркетинг», 2023. — 310 с.
- Федорова А. А. Тренды в дизайне брендов: от идентичности к инновациям. — М.: Издательство «Дизайн и брендинг», 2024. — 340 с.
- Береза, А,И, Сергиенко, Е. С. Методы эмоционального вовлечения работников в продвижение бренда / А. И. Береза, Е. С. Сергиенко. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-emotsionalnogo-vovlecheniya-rabotnikov-v-prodvizhenie-brenda (дата обращения: 22.04.2024).