Спортивное гражданство и проблемы, возникающие с его применением | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 16.05.2024

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Швырева, С. С. Спортивное гражданство и проблемы, возникающие с его применением / С. С. Швырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 449-450. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114194/ (дата обращения: 15.11.2024).



Понятие спортивного гражданства в настоящее время становится всё более актуальным, так как многие спортсмены по тем или иным обстоятельствам пытаются выступать за разные страны, следовательно возникает проблема национальной идентичности и появляется множество вопросов о честной конкуренции (соперничестве) [1]. С 2022 года 67 человек сменили своё спортивное гражданство перед летними Олимпийскими играми в Париже. Причины таких решений кроются в желании выступать, а не ждать, пока закончится отстранение России от международного сообщества. Высокие достижения спортсменов способствуют как национальной гордости болельщиков, так и всего народа и поэтому спорт часто используется для укрепления национальной идентичности и привлечения гордости к своей стране, а вопросы спортивного гражданства становятся важными, когда спортсмены представляют не свою родную страну. Спортивное гражданство — это институт, определяющий правовую связь спортсмена с тем или иным государством, который также определяет спортивно-профессиональные отношения спортсмена с национальными спортивными федерациями, предполагающими возможность играть за ту или иную национальную сборную, а также возможность выступать в национальных спортивных соревнованиях без ограничений [2].

В России появляется необходимость качественного правового регулирования спортивной сферы, потому что заметно проявляется профессионализация спорта и заметно чаще нарушаются права спортсменов [3; 5]. Разбирая проблему профессионализации — спорт становится все более профессиональным и коммерциализированным, а это требует четкого правового регулирования в области контрактов, трансферов, спонсорских отношений и других аспектов спортивной деятельности. Защита прав и интересов спортсменов требует хорошего правового регулирования — это касается трудовых отношений, защиты от дискриминации, обеспечения безопасности и здоровья спортсменов и других аспектов.

Положения Олимпийской хартии, соблюдение которой является условием допуска к олимпийским соревнованиям, содержат отдельные нормы, регулирующие вопросы гражданства. Так, Правило 41 устанавливает, что любой участник Олимпийских игр должен быть гражданином страны, Национальный Олимпийский комитет, которой подал на него заявку. Все споры, связанные с определением страны, которую участник может представить на Олимпийских играх, решаются Исполнительным Комитетом Международного Олимпийского Комитета, согласно Олимпийской Хартии, осуществляет руководство Олимпийским движением и призван осуществлять координацию своих подразделений с общественными организациями и компетентными органами государственной власти, обеспечивая тем самым регулярное проведение Олимпийских игр [7]. Решения, принимаемые МОК на основе положений Олимпийской хартии, по вопросам, входящим в их компетенцию, являются окончательными. В случае возникновения какого-либо спорного вопроса, он должен быть разрешен исполкомом МОК, в отдельных случаях Спортивным арбитражным судом. Основными спорными вопросами в данном случае являются ситуации, при которых спортсмен имеет двойное или множественное гражданство. В таких случаях он может представлять лишь одну страну по своему выбору. И здесь важно обратить внимание на официальные разъяснения к данному правилу, которые содержатся в тексте самой Олимпийской Хартии. После того, как спортсмен уже представлял одну страну на Олимпийских, континентальных или региональных играх, или на чемпионатах мира или региона, признанных соответствующей Международной Федерацией, он не может представлять другую страну. Спортсмен, который уже представлял одну страну на Олимпийских, континентальных или региональных играх или на чемпионатах мира или региона, признанных соответствующей Международной Федерацией, и который сменил свое гражданство или получил новое гражданство, может представлять на Олимпийских играх свою новую страну только после истечения периода в три года после его последнего выступления за свою предыдущую страну. Кроме того, во всех случаях, когда участник имеет право допуска к участию в Олимпийских играх, представляя другую, а не прежнюю свою страну, либо имея право выбора страны, которую он намерен представлять, Исполнительный Комитет МОК может принимать любые решения общего или частного характера относительно национальности, гражданства и постоянного места жительства участника, включая продолжительность периода его отсрочки.

Министерство спорта сообщило, что с 2022 года 67 человек сменили российское спортивное гражданство, из которых 47 человек — представители летних олимпийских видов спорта, 8 человек — зимние и 12 — из не олимпийских видов спорта. Также с 2023 года не менее 204 российских спортсменов прошли процедуру смены гражданства из-за введения санкций против российского спорта, чтобы получить право выступать на международных соревнованиях [6]. Чаще всего российские спортсмены, сменившие гражданство, выступают под флагом Израиля (25 человек), Сербии (19), Германии (13), Франции (12). Результат отстранения нашей страны от большинства международных соревнований выразился в возможности у спортсменов получить иное гражданство и право представлять иные национальные ассоциации на международных соревнованиях, а это в свою очередь влечёт негативные последствия и отражается на уровне спорта в стране. Алексей Морозов — заместитель министра спорта Российской Федерации недавно подчёркивал: «Мы хотим минимизировать количество случаев смены спортивного гражданства, сейчас есть такая тенденция». Наличие спортсменов с двойным гражданством может вызывать вопросы о честности соревнований, а его смена подрывает уровень спорта в стране [4].

Рост случаев смены спортивного гражданства оказывает влияние и на проблему расходов потраченных на воспитание спортсмена федерацией, которая осуществляла спортивную подготовку, так как затраты на многолетнюю подготовку спортсмена, начиная с детско-юношеского спорта, требуют значительных вложений, и в случае смены спортивного гражданства вопрос финансовой компенсации федерации является актуальным.

Таким образом необходимо урегулировать вопрос о применении спортивного гражданства и гражданства Российской Федерации, попытаться их соотнести законодательно и разработать правила смены и соответственно его использования. В первую очередь можно установить период ожидания, то есть ввести обязательный период ожидания для спортсменов, которые желают сменить спортивное гражданство, что поможет предотвратить случаи массовых переходов спортсменов. Вторым важным пунктом является — открытость и прозрачность процесса принятия решений о предоставлении спортивного гражданства, а именно опубликование критериев и процедуры смены и возможность обжалования решений, потому что в большинстве случаев этим занимаются спортивные федерации, которые стараются не оглашать информацию до конца документарного оформления.

Урегулирование спортивного гражданства является важным аспектом спортивной сферы, поскольку оказывает влияние на честность и справедливость в спорте, поддержание международных спортивных отношений и развитие спортсменов-патриотов нашей страны.

Литература:

1. Алексеев С. В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: учебник для вузов. М., 2013.

2. Савченко О. Г., Данилова А. М. Проблемы развития спортивного права в Российской Федерации//Инновационный центр развития образования и науки. 11.06.2019//https://https://www.izron.ru/ (Дата обращения — 20.04.2024).

3. Алексеев С. В. Спортивное право России. М., 2012.

4. Сердюков А. В. Спортивное право, как комплексная отрасль законодательства. М., 2011.

5. Борисов А. Н. Комментарии к Федеральному закону «О физической культуре и спорте в РФ» (постатейный). М., 2009.

6. Зайцева Екатерина / Зайцева Екатерина [Электронный ресурс] // Forbes Sport: [сайт]. — URL: https://www.forbes.ru/sport/492794-smi-podscitali-cto-za-god-bolee-200-rossijskih-sportsmenov-smenili-grazdanstvo (дата обращения: 20.04.2024).

7. Международный Олимпийский Комитет Олимпийская Хартия [Текст] / Международный Олимпийский Комитет — Лозанна, Швейцария: DidWeDo S. a.r.l, 2019–55 c.

8. Парамузова О. Г., Яковлев Д. А. Концептуальный анализ правовых дефиниций «спортивное гражданство» и «конституционное гражданство» (международно-правовые аспекты). // Международное право. 2023. № 4. С. 92–103. DOI: 10.25136/2644–5514.2023.4.69029 EDN: VMLHUS URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69029

Основные термины (генерируются автоматически): спортивное гражданство, игра, Олимпийская хартия, спортсмен, Исполнительный Комитет, национальная идентичность, олимпийский вид спорта, Российская Федерация, соответствующая Международная Федерация, спортивная сфера.


Задать вопрос