Старший подростковый возраст — важный этап взросления человека. Именно в данный возрастной отрезок дети учатся самостоятельности, готовятся к взрослой жизни. В связи с этим у старших подростков довольно часто возникают стрессовые ситуации: учеба, взаимоотношения с родителями, отношения со сверстниками, подготовка к экзаменам, выбор будущей профессии и многое другое.
Проблема исследования заключается в том, что использование определенных копинг-стратегий для преодоления тревожности для каждого подростка будут оказывать неповторимое влияние, что создает трудности для систематизации и выявлении наиболее благоприятных стратегий поведения, а также составления методических рекомендаций по работе со старшими подростками по преодолению тревожных состояний.
В данном исследовании цельюстало выявить преобладающие копинг-стратегий у старших подростков.
Основной задачей в работе является выявление преобладающих копинг-стратегий у старших подростков.
Термин «coping» в отечественной психологии появился сравнительно недавно, в конце прошлого века. Однако, родственные ему понятия изучались достаточно длительное время. Большую работу по изучения копинга проводили такие исследователи как: В. А. Абабков, Б. Д. Карвасарский, Н. А. Сирота и другие [1, 5, 11].
В зарубежной литературе копинг рассматривается как противодействие стрессу. Г. С. Салливан, В. И. Овчаренко, Э. Фромм, К. Хорни рассматривают его с точки зрения психодинамики как эго-процесс, направленный на успешное приспособление индивида к трудным ситуациям [6, 10, 13].
По мнению А. Маслоу и К. Роджерса, сторонников гуманистической психологии, копинг — поведение, ориентированное на активные действия индивида для совладания с жизненными трудностями [4, 6].
Р. Лазарус и С. Фолкман рассматривают его, как «направленность личности на сохранение определенного равновесия между требованиями окружающей среды и наличием ресурсов, которые удовлетворяли бы эти требования» [7; 14; 15].
В данном аспекте актуально рассмотреть научные взгляды на исследуемую проблему отечественных психологов и педагогов. Например, К. К. Платонов, Б. М. Теплов, Л. И. Уманский рассматривают копинг-стратегии как стрессоустойчивость. Другие исследователи, среди которых есть Л. И. Анцыферовой, В. А. Бодрова, В. С. Мерлина характеризуют данное понятие как эмоциональную устойчивость [2; 3; 12].
Для диагностики преобладающих копинг-стратегий у старших подростков был использован опросник совладания со стрессом в адаптации Т. О. Гордеевой, Е. И. Рассказовой, Е. Н. Осина, который является русскоязычной адаптацией опросника COPE К. Карвера, М. Шейера и Дж. Вейнтрауба. Старшим подросткам предлагалось выразить согласие/несогласие с 60 утверждениями опросника, используя предложенные варианты ответов. С помощью ключа подсчитывались баллы по 15 шкалам опросника.
Далее представлены результаты сопоставительного анализа типов защит старших подростков, полученные с помощью опросника совладания со стрессом в адаптации Т. О. Гордеевой, Е. И. Рассказовой, Е. Н. Осина. (таблица 1, рисунки 1–15).
Таблица 1
Сопоставительный анализ типов защит старших подростков (в %)
Тип защиты |
Уровень выраженности |
Мальчики |
Девочки |
F1: Позитивное переформулирование и личностный рост |
Высокий |
82,8 |
71 |
Средний |
12,9 |
29 |
|
Низкий |
4,3 |
0 |
|
F2: Мысленный уход от проблемы |
Высокий |
17,2 |
42 |
Средний |
78,5 |
54,8 |
|
Низкий |
4,3 |
3,2 |
|
F3: Концентрация на эмоциях и их активное выражение |
Высокий |
21,5 |
64,8 |
Средний |
57 |
32 |
|
Низкий |
21,5 |
3,2 |
|
F4: Использование инструментальной социальной поддержки |
Высокий |
43 |
64,8 |
Средний |
43 |
28,8 |
|
Низкий |
14 |
6,4 |
|
F5: Активное совладание |
Высокий |
69,6 |
71,2 |
Средний |
30,4 |
22,4 |
|
Низкий |
0 |
6,4 |
|
F6: Отрицание |
Высокий |
26,2 |
38,8 |
Средний |
65,2 |
54,8 |
|
Низкий |
8,6 |
6,4 |
|
F7: Обращение к религии |
Высокий |
17,2 |
12,8 |
Средний |
39,8 |
38,8 |
|
Низкий |
43 |
48,4 |
|
F8: Юмор |
Высокий |
60,2 |
64,8 |
Средний |
39,8 |
28,8 |
|
Низкий |
0 |
6,4 |
|
F9: Поведенческий уход от проблемы |
Высокий |
8,6 |
25,6 |
Средний |
65,2 |
71,2 |
|
Низкий |
26,2 |
3,2 |
|
F10: Сдерживание |
Высокий |
26,2 |
42 |
Средний |
65,2 |
54,8 |
|
Низкий |
8,6 |
3,2 |
|
F11: Использование эмоциональной социальной поддержки |
Высокий |
34,9 |
71 |
Средний |
52,2 |
22,6 |
|
Низкий |
12,9 |
6,4 |
|
F12: Использование «успокоительных» |
Высокий |
12,9 |
22,6 |
Средний |
12,9 |
25,6 |
|
Низкий |
74,2 |
51,8 |
|
F13: Принятие |
Высокий |
87,1 |
61,6 |
Средний |
8,6 |
35,2 |
|
Низкий |
4,3 |
3,2 |
|
F14: Подавление конкурирующей деятельности |
Высокий |
15 |
58 |
Средний |
34,9 |
42 |
|
F15: Планирование |
Высокий |
16 |
74,2 |
Средний |
30,4 |
22,6 |
|
Низкий |
0 |
3,2 |
Рис. 1. Сопоставительный анализ уровней выраженности позитивного переформулирования и личностного роста старших подростков (в %)
Часто в ситуациях, когда старшие подростки испытывают эмоциональный дискомфорт, стараются найти позитивные моменты в сложившихся ситуациях большинство мальчиков и девочек (82,8 % и 71 % соответственно). Иногда используют этот тип защиты 12,9 % мальчиков и 29 % девочек. Никогда не прибегают к позитивному переформулированию только 4,3 % мальчиков.
Рис. 2. Сопоставительный анализ уровней выраженности мысленного ухода от проблемы старших подростков (в %)
Всегда стараются не думать о сложностях 17,2 % мальчиков и 42 % девочек. Иногда могут стремиться к уходу от проблемных ситуаций 78,5 % мальчиков и 54,8 % девочек. Низкий уровень мысленного ухода от проблем характерен только для 4,3 % мальчиков и 3,2 % девочек.
Рис. 3. Сопоставительный анализ уровней выраженности концентрации на эмоциях и их активном выражении старших подростков (в %)
Всегда концентрируются на своих эмоциях и их демонстрации 21,5 % мальчиков и 64,8 % девочек. Иногда могут на них зацикливаться 57 % мальчиков и 32 % девочек. Редко прибегают к данному типу защит 21,5 % мальчиков и только 3,2 % девочек.
Рис. 4. Сопоставительный анализ уровней выраженности использования инструментальной социальной поддержки старших подростков (в %)
Всегда ожидают поддержки со стороны других людей в сложных ситуациях 43 % мальчиков и 64,8 % девочек. Иногда такой вид поддержки бывает необходим 43 % мальчиков и 28,8 % девочек. Считают, что в сложной ситуации можно полагаться только на себя самих только 14 % мальчиков и 6,4 % девочек.
Рис. 5. Сопоставительный анализ уровней выраженности активного совладания старших подростков (в %)
Всегда целенаправленно ориентированы на ликвидацию какой-либо угрозы большинство мальчиков и девочек (69,6 % и 71,2 % соответственно). Могут демонстрировать поведение, направленное на решение проблемы 30,4 % мальчиков и 22,4 % девочек. Низкий уровень по шкале «Активное совладание» выявлен только в группе девочек (6,4 %).
Рис. 6. Сопоставительный анализ уровней выраженности отрицания старших подростков (в %)
Часто отказываются принимать реальность такой, какая она есть, 26,2 % мальчиков и 38,8 % девочек. Иногда могут отрицать факты, которые вызывают чувство дискомфорта 65,2 % мальчиков и 54,8 % девочек. Редко используют «Отрицание» как тип защиты только 8,6 % мальчиков и 6,4 % девочек.
Рис. 7. Сопоставительный анализ уровней выраженности обращения к религии старших подростков (в %)
Всегда в трудных ситуациях обращаются к религии 17,2 % мальчиков и 12,8 % девочек. Среднему уровню по данной шкале соответствовали результаты 39,8 % мальчиков и 38,8 % девочек, а низкому — 43 % мальчиков и 48,4 % девочек.
Рис. 8. Сопоставительный анализ уровней выраженности юмора старших подростков (в %)
В трудных жизненных ситуациях часто используют юмор, как психологическую защиту, 60,2 % мальчиков и 64,8 % девочек. Иногда этот тип защиты могут использовать 38,8 % мальчиков и 28,8 % девочек. Низкий уровень по данной шкале выявлен только в группе девочек (6,4 %).
Рис. 9. Сопоставительный анализ уровней выраженности поведенческого ухода от проблемы старших подростков (в %)
Высокий уровень по шкале «Поведенческий уход от проблемы» выявлен у 8,6 % мальчиков и 25,6 % девочек. Иногда могут отказываться от достижения цели 65,2 % мальчиков и 71,2 % девочек. Всегда готовы преодолевать препятствия на пути к намеченной цели 26,2 % мальчиков и только 3,2 % девочек.
Рис. 10. Сопоставительный анализ уровней выраженности сдерживания старших подростков (в %)
Часто пытаются в сложных ситуациях прибегать к «Сдерживанию» 26,2 % мальчиков и 42 % девочек. Средний уровень по данному типу защит диагностирован у 62,2 % мальчиков и 54,8 % девочек, а низкий — только у 8,6 % мальчиков и 3,2 % девочек.
Рис. 11. Сопоставительный анализ уровней выраженности использования эмоциональной социальной поддержки старших подростков (в %)
В ситуациях, которые вызывают эмоциональный дискомфорт, 34,9 % мальчиков и 71 % девочек всегда ожидают эмоциональной поддержки со стороны других людей. Иногда такая поддержка бывает необходима 52,2 % мальчиков и 22,6 % девочек. Низкий уровень по шкале «Использование эмоциональной социальной поддержки» диагностирован у 12,9 % мальчиков и 6,4 % девочек.
Рис. 12. Сопоставительный анализ уровней выраженности использования «успокоительных» старших подростков (в %)
Всегда в сложных ситуация используют «успокоительные» 12,9 % мальчиков и 22,6 % девочек. Средний уровень сформированности данного типа защиты выявлен у 12,9 % мальчиков и 25,6 % девочек, а низкий — у 74,2 % мальчиков и 51,8 % девочек.
Рис. 13. Сопоставительный анализ уровней выраженности принятия старших подростков (в %)
Готовы принимать реальность такой, какая она есть, большинство мальчиков и девочек (87,1 % и 61,6 % соответственно). Могут совершать такие действия 8,6 % мальчиков и 35,2 % девочек. Низкому уровню по данной шкале соответствовали результаты только 4,3 % мальчиков и 3,2 % девочек.
Рис. 14. Сопоставительный анализ уровней выраженности подавления конкурирующей деятельности старших подростков (в %)
В данной выборке старших подростков все мальчики и девочки показали высокий и средний уровень сформированности у них типа защиты. «Подавление».
Рис. 15. Сопоставительный анализ уровней выраженности планирования старших подростков (в %)
Всегда планируют действия, направленные на решение проблемы, 69,6 % мальчиков и 74,2 % девочек. Средний уровень сформированности данного типа защиты выявлен у 30,4 % мальчиков и 22,6 % девочек, а низкий — только в группе девочек (3,2 %).
На данном возрастном этапе нельзя говорить об окончательной сформированности типов защит. Наоборот, старшие подростки только примеряют разные типы защит к стрессовым ситуациям. Необходимо отметить и то, что кризис, характерный для исследуемого возраста, ярко выражающийся в максимализме старших подростков и несформированность автономии как личностного качества можно рассматривать как факторы, которые влияют на выбор типа защит старших подростков.
В результате исследования было выявлено, что:
Подростки в силу своих возрастных особенностей отдают большее предпочтение тем стратегиям, которые способствуют восстановлению физических сил, сотрудничество со взрослыми и эмоциональное реагирование. Самооценка при этом играет большую роль.
Доминирующими копинг-сётратегиями старших подростков следует считать позитивное переформулирование, использование инструментальной социальной поддержки, активное совладание, юмор и принятие.
Когда для старших подростков характерно волнение и повышенное беспокойство в школьных ситуациях, они чаще отказываются реалистично воспринимать складывающиеся ситуации и реже предпринимают активные действия для изменения стрессовой ситуации, подавляют конкурентную деятельность и планируют решения выхода из стрессовой ситуации.
Чем меньше уверены старшие подростки в свои способностях, тем чаще они зацикливаются на эмоциях, отказываются реалистично воспринимать складывающиеся ситуации, устанавливают границы в отношениях с другими людьми и уклоняются от проблем и реже предпринимают активные действия для изменения стрессовой ситуации, подавляют конкурентную деятельность.
Литература:
- Абабков В. А. Адаптация к стрессу. Проблемы, теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. — СПб.: изд-во СПбГУ, 2004. — 53 с.
- Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л. И Анцыферова // Психологический журнал. — Т. 15. — № 1. — С. 3–16. [Электронный ресурс] URL: https://psy.jes.su/s0205–95920000621–0-1-ru-1488/ (дата обращения: 01.04.2024)
- Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В. А. Бодров. — М.: ПЕР–СЭ, 2006. — 528 c.
- Изард К. Е. Психология эмоций. Пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева. СПб.: Питер, 2011. — 464 с.
- Карвасарский Б. Д. Копинг-поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: пособие для врачей и психологов [Текст] / Б. Д. Карвасарский, В. А. Абабков, А. В. Васильева, Г. Л. Исурина и др. — СПб.: Изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2007. — 28 с.
- Кравченко А. И. Психология и педагогика: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 400 с. — (Высшее образование).
- Лазарус Р. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу [Электронный ресурс] / Р. Лазарус // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. URL: https://monographies.ru/ru/book/section?id=3158 (дата обращения: 27.02.2024)
- Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики cope // Психология. Журнал ВШЭ, 2013. — № 1. — С. 5–10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koping-strategii-v-strukture-deyatelnosti-i-samoregulyatsii-psihometricheskie-harakteristiki-i-vozmozhnosti-primeneniya-metodiki-cope (дата обращения: 16.03.2024).
- Рассказова Е. И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы / Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева // Психологические исследования, 2011. — N 3(17) — С. 45–51.
- Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии / Салливан Г. С. [Электронный ресурс] URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000597640 (дата обращения: 04.03.2024)
- Сирота H. A. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков / H. A. Сирота, В. М. Ялтонский // Обозр. психиат. и мед. Психол., 2004. — № 1. — С. 63–74.
- Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников: [Учеб. пособие для пед. ин-тов] / Л. И. Уманский. — Москва: Просвещение, 2002. — 160 с.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2014. — 256 с.
- Folkman S, Lazarus R. S. Coping as a mediator of emotion // Journal of Personal and Social Psychology. — 54. — P. 466–475. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/3361419/ (дата обращения: 10.02.2024)
- Folkman S, Lazarus R. S., Pimley S, Novacek J. Age differences in stress and coping processes // Psychology and Aging. — 2. — P.171–184. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/3268206/ (дата обращения: 14.03.2024)