Современная налоговая система сталкивается с актуальными проблемами цифровизирующегося общества, сопровождающимися также глобализацией экономики и появлением новых бизнес-моделей. Традиционные методы налогового контроля оказываются недостаточно эффективными в условиях возрастающей сложности экономических отношений и увеличения объемов цифровых данных. В связи с этим, внедрение инновационных, в том числе цифровых, технологий в сферу налогового контроля становится не просто желательным, а необходимым условием для обеспечения полноты и своевременности взимания налогов. В данной работе рассматривается потенциал применения новейших цифровых технологических решений, таких как искусственный интеллект (далее — ИИ), блокчейн и большие данные, для совершенствования системы налогового контроля.
Налоговые органы должны быть готовы к изменениям, вызванным цифровизацией [1]. Анализ Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ [2]) позволяет выделить следующие потенциальные проблемы при внедрении искусственного интеллекта.
Например, ст. 102 НК РФ устанавливает режим налоговой тайны, что может ограничить доступ ИИ к необходимым для его обучения и работы данным. Ст. 105.6 НК РФ ограничивает использование информации, составляющей налоговую тайну, при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Это может затруднить применение ИИ для выявления схем уклонения от уплаты налогов. О. И. Лютова отмечает, что ИИ может упростить взаимодействие налоговых органов с частными субъектами права. По её мнению, правовое регулирование налогообложения адаптируется к использованию технологии ИИ [3].
Если понятие искусственного интеллекта является интуитивно понятным, то понятие блокчейна и больших данных уже вызывает вопросы. Блокчейн — это особый тип базы данных с уникальными свойствами, к которым относится невозможность удаления или изменения данных [4]. А. В. Тихонова верно отмечает: «Одним из основных преимуществ использования блокчейна в целях налогового администрирования является его прозрачность. Важно отметить, что регистры, созданные с использованием блокчейна, можно делать «закрытыми» для ограниченной группы сторон, поэтому данные таких регистров будут прозрачны для пользователей, но для всех прочих останутся конфиденциальными. Это, безусловно, важно, если такая технология находит широкое применение в области налогообложения в условиях соблюдения налоговой тайны» [5]. Таким образом, блокчейн может не нарушать требования ст. 102 НК РФ.
Большие данные (big data) — огромные объемы структурированных и неструктурированных данных, которые требуют анализа и структурирования. Говоря прямо, большие данные — это не технология, а просто большой массив собранной информации [6].
В контексте налогового права и налогового контроля большие данные могут быть использованы для решения ряда задач, в том числе:
– выявления схем уклонения от уплаты налогов;
– оценки налоговых рисков;
– персонализации налогового администрирования и др.
Большие данные следует сочетать с другими технологиями (ИИ и блокчейн). Е. А. Кирова, А. В. Кожебаткина отмечают: «Использование технологий больших данных позволит налоговым органам получать доступ к информации о налогоплательщике, сопоставлять данные контрагентов и выявлять незаконную деятельность и уклонение от уплаты налогов. Вместе с тем применение больших данных влечет серьезные риски как для налогоплательщиков, так и налоговых органов. … Раскрытие информации неминуемо повышает риски взлома серверных хранилищ налогоплательщиков через несанкционированный доступ к корпоративным и банковским системам субъекта открытых данных» [7].
В контексте международного налогового права, которое является подинститутом международного публичного права, можно выявить отсутствие регулирования использования новейших информационных технологий в области налогового контроля на уровне международных договоров. Между тем, принятие, к примеру, модельных конвенций в рамках ОЭСР в области использования ИИ, блкочейна или больших данных в области налогового контроля позволило бы установить наиболее общие правила и принципы использования новейших информационных технологий в области налогового контроля.
Важно помнить о фундаментальном принципе международного налогового права — государственном налоговом суверенитете, который является производным от принципа суверенитета в международном публичном праве. Данный принцип применяется и к новым технологиям, которые были затронуты выше. В настоящее время международное сообщество не имеет полного понимания того, как принцип суверенитета должен применяться в сфере новых технологий (а если быть точнее — то в информационно-телекоммуникационном «пространстве») [8].
Применение современных технологий в сфере международного налогового права должно помочь странам решать проблемы налогового контроля, которые связаны с глобализацией экономики [9]. В эпоху появления большого количества новых технологий (ИИ, блокчейн, большие данные), традиционные методы налогового контроля уже не так эффективны, как раньше. Внедрение новых технологий может повысить эффективность налогового контроля как на национальном, так и на международном уровне.
ИИ является средством, с помощью которого можно автоматизировать рутинные задачи в области налогового контроля, что позволит оптимизировать использование трудовых ресурсов в рамках национальных налоговых служб. Блокчейн можно использовать для создания неизменяемого реестра налоговых транзакций, обеспечивая прозрачность и увеличение поступления налогов. Сбор больших данных предоставляет возможность выявлять скрытые связи, а также использовать большие данных для обучения ИИ.
Внедрение новых технологий, помимо преимуществ, сопряжено с определенными проблемами. Существует юридическая неопределенность в отношении новых технологий, что может затруднить их использование в сфере налогового контроля. Нормы о налоговой тайне могут ограничить использование новых технологий налоговыми службами. Сложность алгоритмов могут создать трудности при их внедрении в деятельность налоговых служб. Существует и риск ошибок, а также коррупционный фактор, который нужно учитывать при использовании новых технологий в сфере налогового контроля.
Высокий уровень технической подготовки специалистов также является обстоятельством, которому следует уделять большое внимание при внедрении новых технологий в деятельность налоговых служб в рамках налогового контроля.
В заключение, следует сказать, что совершенствование нормативного регулирования использования новых цифровых технологий в области налогового контроля является актуальной проблемой, которая стоит на повестке не только у национальных законодательных органов, но и на международном уровне.
Литература:
- Александров С.Н. Правовое регулирование цифровизации налогового контроля // Юридическая наука. 2023. №6. С. 10-15.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 2024. № 10. Ст. 1314.
- Лютова О.И. Актуальные вопросы правового регулирования налоговых отношений в условиях применения технологии искусственного интеллекта // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 7 (152). С. 62-70.
- Мебония М.А. Технология блокчейн. примеры блокчейна и его применение // Вестник науки. 2022. № 12 (57). С. 435-438.
- Тихонова А.В. Криптовалюта и блокчейн: сфера применения в налоговом поле России // Налоги и налогообложение. 2020. №4. С. 1-9.
- Век качества: практика из зарубежных источников. Феномен big data // Век качества. 2014. №4. С. 54-59.
- Кирова Е.А., Кожебаткина А.В. Модернизация налогового контроля в условиях цифровизации экономики // Вестник ГУУ. 2020. № 9. С. 94-99.
- Терентьева Л.В. Концепция суверенитета государства в условиях глобализационных и информационно- коммуникационных процессов // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 1. С. 187-200.
- Котляров М.А., Рыкова И.Н. Вызовы цифровой экономики в контексте распределения налогооблагаемого дохода между государствами: опыт ОЭСР // Финансовые исследования. 2015. № 1 (46). С. 10-18.