В статье автора представлены основные результаты исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению и статуса профессиональной идентичности у старшеклассников.
Ключевые слова: психологическая готовность, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, статус профессиональной идентичности, психолого-педагогическое сопровождение, старшеклассник, подросток, подростковый возраст.
Профессиональное самоопределение относится к главным характеристикам развития личности человека и необходимости ее самореализации и актуализации [2; 4; 5; 7]. Этот процесс, включает как профессиональное, так и социальное, а также жизненное самоопределение личности. Для периода ранней юности профессиональное самоопределение характерно, как центральное новообразование возрастного периода, наряду с осмыслением своего места в социуме [6; 8; 10]. Таким образом, данный процесс формируется под воздействием различных факторов (семья, образовательные учреждения, социум), но он также сильно зависит от самой личности, её собственной активности и ответственности за своё становление.
Профессиональное самоопределение в большей мере характеризуется психологической готовностью к нему. Для того, чтобы личность могла совершить свой осознанный профессиональный выбор она должна быть психологически готовой к принятию самостоятельного ответственного решения [4]. Психологическая готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению — это понятие многогранное, многокомпонентное, сложное по своей структуре. Многие отечественные ученые исследовали [1; 3; 4; 6; 7] компоненты психологической готовности к профессиональному самоопределению. Для осуществления цели исследовательской работы, мы отталкивались от важных характеристик подросткового возраста, таких как эмоциональное отношение подростка к своему будущему, ясность планов и целей, уровень его самостоятельности и ответственности за принятые решения, способность правильно распоряжаться и систематизировать поступающую информацию, умение анализировать собственные предпочтения, способности и навыки, а также выраженность мотивов выбора профессии. Ведь, как известно, что направленность в будущее положительно воздействует на развитие личности в случае удовлетворенности настоящим [7; 5].
Цель исследования состоит в определении психологической готовности к профессиональному самоопределению и сформированности статуса профессиональной идентичности у старшеклассников.
Эмпирическое исследование было проведено в московской школе, в выборку вошли старшеклассники10-х классов в количестве 70 человек (26 юношей и 44 девушки).
Для осуществления цели исследования выбраны следующие компоненты психологической готовности:
- Мотивы выбора профессии (выявляет вид мотивации, доминирующий у старшеклассника в процессе выбора профессии)
- Автономность, информированность, принятие решений, планирование, эмоциональное отношение к выбору профессии (выявление уровня профессиональной готовности старшеклассника совершить адекватный выбор)
- Профессиональный тип личности старшеклассника (выявление типа личности через исследование видов деятельности и профессий, которые отражают круг интересов и установок старшеклассника, а также различных умений, способностей, навыков)
Для диагностики компонентов психологической готовности к профессиональному самоопределению и сформированности статуса профессиональной идентичности были применены психодиагностические методики: «Профессиональная готовность» А. П. Чернявской; Методика изучения статусов профессиональной идентичности А. А. Азбель, А. Г. Грецов; «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой; Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда.
В результате проведения эмпирического исследования было получено, что у старшеклассников со статусом «Сформированная ПИ» (в отличие от «Неопределенной ПИ») более высокий показатель по уровню выраженности всех компонентов психологической готовности, в том числе превалирует выраженность внутренних индивидуально значимых мотивов выбора профессии: осознание своих способностей, физического и умственного развития, смысловая значимость выбранной профессии, удовлетворение, принесенное работой. Интересный факт, что у старшеклассников с статусом «Мораторий» можно наблюдать рост выбора профессионального типа личности — предприимчивый. Данный тип наделяет «хозяина» такими качествами, как энергичность, импульсивность, доминантность, критическое мышление, организаторские способности, уверенность в себе, а так же необходимость общения с представителями всевозможных типов в разнообразных ситуациях, умение разбираться в мотивах поведения других людей. У старшеклассников с статусом «Навязанная ПИ», прослеживается рост их ориентации при выборе профессии на внешние отрицательные мотивы (прямая связь).
При проведении сравнительного анализа выраженности компонентов психологической готовности к профессиональному самоопределению у старшеклассников, разделенных на группы по половому признаку, обнаружены достоверные различия таких компонентов психологической готовности, как: мотивы выбора профессии и профессиональные предпочтения. Конкретизируя, можно подытожить, что юноши при выборе профессии чаще, чем девушки, ориентируются на внешние отрицательные мотивы. Можно предположить, что причина в том, что со стороны родителей, как правило, к юношам выдвигаются более жесткие требования, чем к девочкам. Давление родителей, неодобрение ими выбора сыновьями профессиональной сферы деятельности, высокий уровень конкуренции в социуме, стремление получить признание и желание доказать свою состоятельность, опосредует возникновение у юношей тревоги, под влиянием которой юноши начинают ориентироваться при выборе профессии на внешние отрицательные мотивы.
Между тем важно обозначить, что выбор юношами своего профессионального пути на основании мнения авторитетов («Навязанная ПИ») в то же время повышает (прямая связь) их ориентацию на внутренние индивидуально значимые мотивы, частоту выбора ими четко структурированных видов деятельности (конвенциональный тип) и умственного труда (интеллектуальный тип). Кризис принятия решения у юношей повышает частоту выбора ими умственного труда (прямая связь).
Девушки, чаще, чем юноши профессиональное предпочтение отдают социальному и артистическому типу личности. Отсутствие у них прочных профессиональных целей и планов («Неопределенная ПИ») снижает частоту выбора девушками предприимчивого типа профессий, требующего уверенности в себе, оптимизма, организаторских способностей, доминирующей руководящей позиции и, как следствие, неясных вербальных задач, связанные с руководством, статусом, управлением. Выбор девушками своего профессионального пути на основании мнения авторитетов («Навязанная ПИ») снижает их интерес к реалистичному типу профессий, то есть к профессиям, требующим моторных навыков, ловкости, конкретности, подвижности, настойчивости. Кризис принятия решения у девушек повышает частоту выбора ими неясных вербальных задач (предприимчивый тип) и четко структурированных видов деятельности (конвенциональный тип), снижая их ориентацию на внутренние индивидуально значимые мотивы.
Можно отметить, что психологическая готовность к профессиональному самоопределению имеет разные рамки развития. Компоненты, которые входят в систему готовности формируются и, в зависимости от возраста, меняются. Наряду с этим, самой системе присущ индивидуальный характер, опосредованный объективными и субъективными факторами личностного и профессионального становления старшеклассника.
Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения развития психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению и их статуса профессиональной идентичности психологами и педагогами.
Литература:
- Азбель А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности современных старшеклассников: автореф. диссерт. на соискан. учен. степ. канд. психол. наук. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. — 18 с.
- Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психологи в мире, 2021. — № 3. — С.34–35.
- Голомшток А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. А. Е. Голомшток. — М.: Просвещение, 2015. — 235 с.
- Егоренко Т. А. Методы активизации профессионального самоопределения личности на этапе допрофессионального развития: опыт зарубежных стран / Т. А. Егоренко // Современная зарубежная психология. — 2022. — Т. 11, № 3. — С. 61–70. — DOI 10.17759/jmfp.2022110306.
- Егоренко Т. А. Психологическое сопровождение труда студентов в процессе их социально-психологической адаптации в среднем специальном учебном заведении: специальность 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Егоренко Татьяна Анатольевна. — Тверь, 2004. — 162 с.
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
- Мартина Н. К., Орлов Б. Готовность современных старшеклассников к профессиональному самоопределению как педагогическая проблема / Н. К. Мартина, Б. Орлов // Актуальные проблемы образования в обособленных подразделениях вуза. — Челябинск, 2012. — Вып. 3. — С. 31–42.
- Холостова Н. Б., Гилемханова Э. Н. Психологические факторы готовности к профессиональному самоопределению подростков // Казанский педагогический журнал, 2019. — № 1 (132). — С.188–192.
- Чернявская А. П. Психологическое консультирование в профориентации. — М., 2002. — С.202.
- Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица, 2016. — № 8. — с.10–16.