В статье уточняется понятие эмоционального выгорания, раскрываются особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы. Делается акцент на том, что педагоги в большей степени подвержены данному психологическому феномену, что объясняется спецификой трудовой деятельности и личностными особенностями.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, педагогическая деятельность, педагоги, общеобразовательная школа.
Синдром эмоционального выгорания характеризуется комплексом психологических, эмоциональных и поведенческих симптомов, которые могут возникать в результате чрезмерной работы, перегрузки информацией, конфликтов с коллегами, клиентами или пациентами, отсутствия поддержки и возможности реализации своих профессиональных потребностей. Эмоциональное выгорание — это состояние эмоционального, физического и психического измождения по причине непомерного и продолжительного влияния стрессовой ситуации. Такое состояние формируется, если индивид долго существует в условиях перенапряжения, нехватки физических и моральных сил, ощущает свою неспособность совладать со сложившимися обстоятельствами [5, с. 24].
В последнее время вопрос сохранения психического здоровья учителя общего образования приобрела особое значение. На данный момент выявлено, что высокая напряженность ментальных и эмоциональных процессов в профессиональной работе учителей общеобразовательного учреждения выступает основой частоты возникновения профессионального стресса. Данное обстоятельство в определенной степени влияет на повышение нервно-психического истощения человека, что влечет за собой формирование различных невротических нарушений и психосоматических болезней.
При рассмотрении вероятности возникновения синдрома эмоционального выгорания у учителей общего образования множественные исследования позволили сказать, что у большей части педагогов выявляются определенные характеристики указанного синдрома. Синдром эмоционального выгорания у школьных учителей проявляется на нескольких уровнях, одним из которых выступает психосоматический [7, с. 74].
Комбинация психических и соматических нарушений может повлечь за собой возникновение некоего замкнутого круга, что проявляется во взаимно интенсифицируемом выражении. К тому же, тревожные, депрессивные и прочие патологии зачастую камуфлируются соматовегетативными симптомами. Целесообразное и благовременное выявление результатов продолжительного стресса в трудовой деятельности у современных школьных педагогов нужно для оказания поддержки в улучшения функционального состояния, определения внешних и внутренних ресурсов, способных поддерживать психическое и физическое здоровье учителей [6, с. 45].
Эмоциональные аспекты влекут за собой повышающееся ощущение неудовлетворенности, аккумуляцию утомления, что обусловливает возникновение кризисов в трудовой сфере, эмоциональное изнурение и выгорание. Такие состояния сопровождаются разнообразными проявлениями: постоянные головные боли, сложности со сном, головокружение и пр.
Помимо этого, часто выявляются психологические и поведенческие проявления: ощущение уныния и обиды, ослабление инициативности, недостаточность уверенности в себе, вспыльчивость, неумение принимать взвешенные решения. Как итог уменьшается результативность трудовой деятельности учителя общего образования. Повышающееся ощущение неудовлетворенности специальностью влечет за собой снижение степени компетентности и выступает основой возникновения эмоционального выгорания [3, с. 100].
В числе множества специфических черт и сложностей трудовой деятельности педагогов часто указывают ее повышенную психическую интенсивность. Кроме этого, способность к переживанию и соучастию выступает одной из профессионально значимых характеристик педагога. Все эти специфические черты могут влиять на развитие у педагога эмоционального выгорания [1, с. 105].
Проявления эмоционального выгорания можно разграничить на следующие [2, с. 98]:
1. Физические:
— утомление, ощущение изнуренности;
— частые головные боли, нарушения работы желудочно-кишечного тракта;
— несоответствие нормам веса, одышка, сложности со сном.
2. Поведенческие и психологические:
— трудовая деятельность становится все сложнее;
— педагог начинает рано приходить на работу и задерживаться после окончания уроков;
— опаздывает на работу, постоянно старается уйти пораньше;
— чувство неаргументированной тревожности, уныние;
— снижение степени инициативности, ощущение обиды, чувство огорчения и сожаления;
— недостаточность уверенности в себе, ощущение вины;
— легко проявляющееся чувство гнева, вспыльчивость, мнительность, недоверчивость;
— неумение принимать адекватные решения, совокупная отрицательная установка на будущие перспективы.
Стадия «напряжения» (также называемая стадией тревоги или адаптации) является первым шагом в развитии эмоционального выгорания и проявляется частым напряжением, тревогой, усталостью, раздражительностью и чувством неопределенности в связи с работой. Она является «запускающим» аспектом, который может вызывать появление и развитие более серьезных симптомов в дальнейшем. Педагог может чувствовать, что ему сложно справиться с возникающими проблемами, что у него нет необходимых навыков, ресурсов и поддержки, а также присутствует ощущение несправедливости в отношении к себе со стороны коллег, учеников, родителей и вышестоящих руководителей.
В связи с этим, для предотвращения более серьезных последствий, важно выявлять первые признаки стресса и оказывать педагогам необходимую поддержку и помощь, например, путем проведения курсов по управлению стрессом, консультаций со специалистами, организации обучения и тренингов по профессиональному росту и развитию навыков для улучшения осознания своих ресурсов и возможностей [4, с. 328].
Стадия резистентности наступает после стадии «напряжения». На этой стадии организм пытается приспособиться к действию стрессора и выработать защитные механизмы, чтобы сохранить устойчивое состояние. Однако, при продолжительном воздействии стрессоров, защитные механизмы начинают вырабатываться на высоком уровне и длительное время, что может приводить к появлению некоторых симптомов, включая:
- Высокий уровень тревоги и беспокойства — педагог может испытывать чувство беспомощности, беспокойства и беспокойства по поводу будущего его рода деятельности.
- К нарушениям сна — педагог может испытывать проблемы со сном, такие как бессонница, частое пробуждение, недостаточное количество сна, что в свою очередь влияет на эмоциональное и физическое состояние.
- Нарушения аппетита — педагог может испытывать изменения в аппетите, например, переживать отсутствие желания есть или наоборот, часто переживать чувство голода.
- Снижение иммунитета — педагог может стать более подверженным болезни, так как следствием перенапряжения является падение иммунитета.
Важно помнить, что стадия резистентности требует внимания и поддержки со стороны коллег и начальства. Необходимо заботиться о здоровье педагога, сокращать рабочую нагрузку и проводить тренинги по управлению стрессом, чтобы снизить риск развития синдрома профессионального выгорания.
Таким образом, выгорание весьма заразительно и может достаточно быстро распространяться в педагогическом коллективе. Те учителя, которые подвержены формированию синдрома эмоционального выгорания, становятся циничными, пессимистичными. Общаясь в трудовой деятельности с детьми и другими педагогами, которые работают в условиях аналогичного стресса, они могут быстро превратить весь трудовой коллектив в общность выгорающих.
Литература:
- Александровский Ю. А., Собчик Л. Н. Доболезненные формы эмоциональной напряженности (дефиниция, диагностика, пути предупреждения и коррекция). — М., 2020. — 452 с.
- Борисова С. Е. Профессиональная деформация личности сотрудника // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2020. — 423 с.
- Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2019. — 358 с.
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2019. — 750 с.
- Китаев-Смык Л. А., Боброва Э. С. Социально-психологические проявления стресса и синдрома выгорания личности // Активизация личности в системе общественных отношений. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. — М., 2009. — С. 24–25.
- Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. — М.: Флинта, 2019. — 200 с.
- Ротенберг B. C. Поисковая активность и адаптация. — М.: Наука, 2019. — 384 с.