Конкурентоспособность как результат развития бизнес-процессов предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 17.05.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Танова, Е. В. Конкурентоспособность как результат развития бизнес-процессов предприятия / Е. В. Танова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114269/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор определяет, как настроенные бизнес-процессы на предприятии могут влиять на его конкурентоспособность.

Ключевые слова: конкурентоспособность, бизнес-процессы.

Конкурентоспособность — понятие многогранное, сложное и сугубо индивидуальное для каждого предприятия. Это относительная характеристика, позволяющая отличить данное предприятие от конкурирующих на рынке и выражающая степень удовлетворения услугами потребностей клиентов, а также эффективность производственной деятельности, возможность и динамику приспособления к изменяющимся рыночным условиям [1, 2].

На рисунке 1 представлена совокупность показателей конкурентоспособности предприятий. Каждой группе соответствует значительное количество показателей, которое может быть сокращено или увеличено в зависимости от задач, которые ставятся при определении конкурентоспособности предприятия, а также от особенностей ее деятельности, позиций на рынке и прочих критериев.

С учетом стратегической направленности задачи оценки и повышения конкурентоспособности целесообразно использовать так называемую систему сбалансированных показателей (BalancedScorecard, BSC), которая является одной из самых популярных концепций стратегического управления, была предложена в 1992 г. учеными Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом. Это, по сути, первая система, которая основывается на данных бухгалтерского учета, но дополняется тремя группами показателей: клиенты, процессы, персонал, поскольку использование только, например, финансовых показателей не дает раскрыть важнейшие аспекты деятельности предприятия [1, 3, 4].

Совокупность показателей конкурентоспособности предприятий

Рис. 1.Совокупность показателей конкурентоспособности предприятий

Система включает в себя как финансовые показатели результатов деятельности, так и учитывает показатели нефинансового характера, характеризующих удовлетворенность клиентов, эффективность процессов, потенциал сотрудников в целях обеспечения долгосрочного финансового успеха. Лояльность клиентов, способность их удержать, прогрессивность технологий и отлаженность бизнес-процессов, квалифицированный персонал — факторы, которые имеют огромное значение и оказывают влияние на положение предприятия в будущем.

Известно, что бизнес-процесс — это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или несколько видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя.

На рисунке 2 приведена система показателей конкурентоспособности во взаимосвязи с бизнес-процессами.

Система показателей конкурентоспособности во взаимосвязи с бизнес-процессами

Рис. 2. Система показателей конкурентоспособности во взаимосвязи с бизнес-процессами

К каждой группе показателей можно отнести следующие:

1. Финансы. В данную группу относят показатели, которые характеризуют возможности и результаты деятельности предприятия, помогают предприятию планировать будущую финансовую политику, а кредиторам (то есть источникам внешних финансовых ресурсов) — принимать решения о предоставлении дополнительных ресурсов. Это показатели финансовой устойчивости, которые характеризуют структуру капитала предприятия с позиций платежеспособности и финансовой стабильности развития, позволяют оценить степень защищенности инвесторов и кредиторов, так как отражают способность предприятия погасить долгосрочные обязательства.

Данные показатели также называют коэффициентами управления источниками средств. [3]

2. Клиенты. Конкурентоспособность предприятия в значительной степени зависит от того, как оно воспринимается клиентами, которые обращаются в предприятие не ради продукта или услуги самой по себе, а ради удовлетворения своих потребностей, решения конкретных проблем. Клиентская перспектива дает возможность усилить стратегию в области маркетинга и продаж, обеспечить рост финансовых показателей в перспективе [2].

3. Процессы. Данная группа должна учитывать не только текущую эффективность, но и будущие возможности и динамику. Главное, стержневое направление в деятельности предприятия — это процесс производства и реализации продукции или услуг, обеспечивающийся процессом управления. В данной группе представлены показатели, отражающие в целом эффективность использования всех видов ресурсов от материальных до трудовых, а также их соотношение с результатами деятельности.

4. Персонал — это один из важнейших ресурсов предприятий, представляющий собой совокупность рабочей силы, знаний и опыта.

В условиях возрастающей конкуренции поле борьбы между предприятиями смещается в сторону постоянного развития, экономического роста, адаптации к различным внешним и внутренним изменениям. Такая задача является новой для многих предприятий. Они научились или учатся управлять различными потерями (простои, время переналадки, лишние мощности, незавершенное производство (НЗП), затраты и т. п.) при определенной организационной структуре предприятия, по определенным правилам, в заданных условиях.

Освоение процессов сокращения потерь в производстве, управлении процессами на предприятии становится ведущей концепцией менеджмента. Однако конкурентоспособность современного предприятия определяется не только и не столько оптимизацией потерь, а прежде всего возможностью управлять настоящим и будущим предприятия.

Необходимо научиться определять главную цель предприятия и работать на нее. Современному менеджменту необходимы методы и инструменты принятия решений в изменяющихся условиях среды, рынков, технологий, продуктов, конкурентов. Требуется научиться обновлять бизнес-модель работы своего предприятия в реальном или даже опережающем режиме времени.

Реализовать новую систему проектирования очень непросто. Необходимо использовать знания о взаимосвязи модели организации бизнес-процессов и ресурсов предприятия с экономическими целями предприятия. На этом фоне должны быть решены задачи структурирования знаний об объектах, процессах, ситуациях, правилах планирования, организации, принятия решений, управления изменениями и т. п., вследствие этого можно будет наблюдать прогресс, так как, чтобы компания оставалась конкурентоспособной, ей будет необходимо повышать качество и разнообразие продукции, внедрять новые технологии, понижать стоимость на конкурирующий товар и услуги, а также естественным образом будут ликвидированы методы ведения бизнеса, утратившие свою эффективность в связи с изменяющимися условиями внешней и внутренней среды рынка.

Литература:

  1. Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта: 2019–08–27 / составитель Н. И. Човган. — Белгород: БелГАУ им.В. Я. Горина, 2017. — 105 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/123411 (дата обращения: 01.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 5.
  2. Бекетов, А. В. Микроэкономика: учебное пособие / А. В. Бекетов. — Воронеж: Мичуринский ГАУ, 2020. — ISBN 978–5–94664–409–9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/202016 (дата обращения: 01.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 69.
  3. Портер, М. Международная конкуренция: конкурент. преимущества стран / М. Портер; [пер. с англ. И. В. Квасюка и др.]. — Москва: Международные отношения, 1993.
  4. Балашов А. И. Управление проектами: Учебник и практикум для СПО / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова. — Люберцы: Юрайт, 2016. С. 223.
Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, показатель, BSC, вид ресурсов, возможность, группа показателей, конкурентоспособность предприятия, система показателей конкурентоспособности.


Похожие статьи

Особенности процесса формирования управления конкурентоспособностью промышленного предприятия

В статье автор исследует конкурентоспособность промышленного предприятия.

Конкурентоспособность персонала как один из ключевых факторов конкурентоспособности организации

Статья посвящена исследованию проблем формирования факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентоспособности организации. Предложены формы управления конкурентоспособностью предприятия. Исследуется понятие «конкурентоспособности персонала».

Влияние факторов внешней среды предприятия на эффективность управленческих решений

В статье авторами анализируется влияние факторов внешней среды на структуру управления промышленным предприятием в целях определения возможностей ее трансформации в рыночных условиях.

Усиление роли финансового механизма регулирования инновационной активности предприятий сферы предпринимательства

В этой статье рассмотрен финансовый механизм активизации инновационного процесса, а также проанализированы факторы, влияющие на активизацию инновационной деятельности предприятий.

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Эффективность ценообразования как фактор конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассматриваются способы повышения конкурентоспособности предприятий, статистические аспекты и факторы, влияющие на конкурентоспособность. Также рассматривается процесс ценообразования, политика цен и стратегия ценообразования, которая...

Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации

В статье предлагается рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации, рассматриваются особенности, оказывающие влияние на формирование их собственной конкурентоспособности.

Конкурентоспособность строительной организации

В статье предлагается авторское определение понятия «конкурентоспособность», рассматриваются особенности строительных организаций, оказывающие влияние на формирование их собственной конкурентоспособности, выявляются факторы конкурентоспособности орга...

Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности

Статья посвящена проблеме влияния межличностных отношений в коллективе на профессиональную деятельность данного коллектива и организации в целом.

Повышение инвестиционной привлекательности как фактор конкурентоспособности предприятия

Данная научная статья посвящена роли инвестиционной привлекательности в развитии предприятия, как основного фактора конкурентной способности на рынке труда. Роль инвестиционной привлекательности в управлении предприятия отыгрывает немаловажную роль п...

Похожие статьи

Особенности процесса формирования управления конкурентоспособностью промышленного предприятия

В статье автор исследует конкурентоспособность промышленного предприятия.

Конкурентоспособность персонала как один из ключевых факторов конкурентоспособности организации

Статья посвящена исследованию проблем формирования факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентоспособности организации. Предложены формы управления конкурентоспособностью предприятия. Исследуется понятие «конкурентоспособности персонала».

Влияние факторов внешней среды предприятия на эффективность управленческих решений

В статье авторами анализируется влияние факторов внешней среды на структуру управления промышленным предприятием в целях определения возможностей ее трансформации в рыночных условиях.

Усиление роли финансового механизма регулирования инновационной активности предприятий сферы предпринимательства

В этой статье рассмотрен финансовый механизм активизации инновационного процесса, а также проанализированы факторы, влияющие на активизацию инновационной деятельности предприятий.

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Эффективность ценообразования как фактор конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассматриваются способы повышения конкурентоспособности предприятий, статистические аспекты и факторы, влияющие на конкурентоспособность. Также рассматривается процесс ценообразования, политика цен и стратегия ценообразования, которая...

Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации

В статье предлагается рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации, рассматриваются особенности, оказывающие влияние на формирование их собственной конкурентоспособности.

Конкурентоспособность строительной организации

В статье предлагается авторское определение понятия «конкурентоспособность», рассматриваются особенности строительных организаций, оказывающие влияние на формирование их собственной конкурентоспособности, выявляются факторы конкурентоспособности орга...

Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности

Статья посвящена проблеме влияния межличностных отношений в коллективе на профессиональную деятельность данного коллектива и организации в целом.

Повышение инвестиционной привлекательности как фактор конкурентоспособности предприятия

Данная научная статья посвящена роли инвестиционной привлекательности в развитии предприятия, как основного фактора конкурентной способности на рынке труда. Роль инвестиционной привлекательности в управлении предприятия отыгрывает немаловажную роль п...

Задать вопрос