В статье автор определяет, как настроенные бизнес-процессы на предприятии могут влиять на его конкурентоспособность.
Ключевые слова: конкурентоспособность, бизнес-процессы.
Конкурентоспособность — понятие многогранное, сложное и сугубо индивидуальное для каждого предприятия. Это относительная характеристика, позволяющая отличить данное предприятие от конкурирующих на рынке и выражающая степень удовлетворения услугами потребностей клиентов, а также эффективность производственной деятельности, возможность и динамику приспособления к изменяющимся рыночным условиям [1, 2].
На рисунке 1 представлена совокупность показателей конкурентоспособности предприятий. Каждой группе соответствует значительное количество показателей, которое может быть сокращено или увеличено в зависимости от задач, которые ставятся при определении конкурентоспособности предприятия, а также от особенностей ее деятельности, позиций на рынке и прочих критериев.
С учетом стратегической направленности задачи оценки и повышения конкурентоспособности целесообразно использовать так называемую систему сбалансированных показателей (BalancedScorecard, BSC), которая является одной из самых популярных концепций стратегического управления, была предложена в 1992 г. учеными Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом. Это, по сути, первая система, которая основывается на данных бухгалтерского учета, но дополняется тремя группами показателей: клиенты, процессы, персонал, поскольку использование только, например, финансовых показателей не дает раскрыть важнейшие аспекты деятельности предприятия [1, 3, 4].
Рис. 1.Совокупность показателей конкурентоспособности предприятий
Система включает в себя как финансовые показатели результатов деятельности, так и учитывает показатели нефинансового характера, характеризующих удовлетворенность клиентов, эффективность процессов, потенциал сотрудников в целях обеспечения долгосрочного финансового успеха. Лояльность клиентов, способность их удержать, прогрессивность технологий и отлаженность бизнес-процессов, квалифицированный персонал — факторы, которые имеют огромное значение и оказывают влияние на положение предприятия в будущем.
Известно, что бизнес-процесс — это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или несколько видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя.
На рисунке 2 приведена система показателей конкурентоспособности во взаимосвязи с бизнес-процессами.
Рис. 2. Система показателей конкурентоспособности во взаимосвязи с бизнес-процессами
К каждой группе показателей можно отнести следующие:
1. Финансы. В данную группу относят показатели, которые характеризуют возможности и результаты деятельности предприятия, помогают предприятию планировать будущую финансовую политику, а кредиторам (то есть источникам внешних финансовых ресурсов) — принимать решения о предоставлении дополнительных ресурсов. Это показатели финансовой устойчивости, которые характеризуют структуру капитала предприятия с позиций платежеспособности и финансовой стабильности развития, позволяют оценить степень защищенности инвесторов и кредиторов, так как отражают способность предприятия погасить долгосрочные обязательства.
Данные показатели также называют коэффициентами управления источниками средств. [3]
2. Клиенты. Конкурентоспособность предприятия в значительной степени зависит от того, как оно воспринимается клиентами, которые обращаются в предприятие не ради продукта или услуги самой по себе, а ради удовлетворения своих потребностей, решения конкретных проблем. Клиентская перспектива дает возможность усилить стратегию в области маркетинга и продаж, обеспечить рост финансовых показателей в перспективе [2].
3. Процессы. Данная группа должна учитывать не только текущую эффективность, но и будущие возможности и динамику. Главное, стержневое направление в деятельности предприятия — это процесс производства и реализации продукции или услуг, обеспечивающийся процессом управления. В данной группе представлены показатели, отражающие в целом эффективность использования всех видов ресурсов от материальных до трудовых, а также их соотношение с результатами деятельности.
4. Персонал — это один из важнейших ресурсов предприятий, представляющий собой совокупность рабочей силы, знаний и опыта.
В условиях возрастающей конкуренции поле борьбы между предприятиями смещается в сторону постоянного развития, экономического роста, адаптации к различным внешним и внутренним изменениям. Такая задача является новой для многих предприятий. Они научились или учатся управлять различными потерями (простои, время переналадки, лишние мощности, незавершенное производство (НЗП), затраты и т. п.) при определенной организационной структуре предприятия, по определенным правилам, в заданных условиях.
Освоение процессов сокращения потерь в производстве, управлении процессами на предприятии становится ведущей концепцией менеджмента. Однако конкурентоспособность современного предприятия определяется не только и не столько оптимизацией потерь, а прежде всего возможностью управлять настоящим и будущим предприятия.
Необходимо научиться определять главную цель предприятия и работать на нее. Современному менеджменту необходимы методы и инструменты принятия решений в изменяющихся условиях среды, рынков, технологий, продуктов, конкурентов. Требуется научиться обновлять бизнес-модель работы своего предприятия в реальном или даже опережающем режиме времени.
Реализовать новую систему проектирования очень непросто. Необходимо использовать знания о взаимосвязи модели организации бизнес-процессов и ресурсов предприятия с экономическими целями предприятия. На этом фоне должны быть решены задачи структурирования знаний об объектах, процессах, ситуациях, правилах планирования, организации, принятия решений, управления изменениями и т. п., вследствие этого можно будет наблюдать прогресс, так как, чтобы компания оставалась конкурентоспособной, ей будет необходимо повышать качество и разнообразие продукции, внедрять новые технологии, понижать стоимость на конкурирующий товар и услуги, а также естественным образом будут ликвидированы методы ведения бизнеса, утратившие свою эффективность в связи с изменяющимися условиями внешней и внутренней среды рынка.
Литература:
- Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта: 2019–08–27 / составитель Н. И. Човган. — Белгород: БелГАУ им.В. Я. Горина, 2017. — 105 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/123411 (дата обращения: 01.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 5.
- Бекетов, А. В. Микроэкономика: учебное пособие / А. В. Бекетов. — Воронеж: Мичуринский ГАУ, 2020. — ISBN 978–5–94664–409–9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/202016 (дата обращения: 01.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 69.
- Портер, М. Международная конкуренция: конкурент. преимущества стран / М. Портер; [пер. с англ. И. В. Квасюка и др.]. — Москва: Международные отношения, 1993.
- Балашов А. И. Управление проектами: Учебник и практикум для СПО / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова. — Люберцы: Юрайт, 2016. С. 223.