В статье рассматривается роль корпоративной социальной ответственности (КСО) в нефтегазовой отрасли как эффективной PR-стратегии для улучшения имиджа и репутации компаний. Автор анализирует практики КСО в нефтегазовой отрасли, выявляя успешные примеры и эффективные подходы к реализации социальных программ. Результаты исследования демонстрируют, что КСО может быть мощным инструментом для укрепления репутации и улучшения отношений с местными сообществами, инвесторами и другими заинтересованными сторонами.
Ключевые слова: PR-стратегия, корпоративная ответственность предприятия, событийная коммуникация.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) является одним из ключевых направлений деятельности современных компаний, направленных на улучшение имиджа и репутации организации. Повышение КСО может быть эффективной PR-стратегией, позволяющей компании укрепить свои позиции на рынке и улучшить отношения с целевой аудиторией. В данной работе мы проведем анализ практик повышения КСО как PR-стратегии и рассмотрим эффективность различных инструментов и подходов.
Исследователи Е. Савченко и Т. Макарова утверждают, что PR-стратегия «выступает эффективным коммуникационным средством», а также «играет важную роль в установлении, сохранении и развитии благоприятных отношений между организациями и общественностью» [4, c. 180]. Это особо важно для предприятий нефтегазовой отрасли, которые могут вызывать волнения и недовольства в обществе в связи с расхожим мнением о том, что такие заводы оказывают негативный эффект на окружающую среду. Посредством грамотно выстроенной PR-стратегии предприятие может продемонстрировать свою ответственность перед обществом, чтобы укрепить свою репутацию и обеспечить долгосрочное развитие. Нефтегазовые компании также должны инвестировать в развитие человеческого капитала в регионах, где они присутствуют, чтобы обеспечить социально-экономическое развитие местного населения.
Р. Иванова и А. Музалевская определили главную задачу PR-структуры: «взаимодействие с различными слоями общественности и обеспечение взаимопонимания между основными группами влияния, к которым относятся: клиенты, инвесторы, акционеры, сотрудники» [2, c. 111]. Специалистам по связям с общественностью важно обеспечить постоянное присутствие коммерческой структуры в информационном поле, а также дополнительное укрепление ее имиджа и репутации. Кроме того, PR-структура корпорации отвечает за организацию и проведение различных мероприятий, таких как конференции, пресс-конференции, презентации и другие акции, которые помогают укрепить позиции компании на рынке.
Событийные коммуникации — одной из важных направлений в продвижении нефтегазовых компаний. Задача таких событий — «обеспечение постоянного присутствия коммерческой структуры в информационном поле и дополнительное привлечение внимания журналистов и широких целевых аудиторий к компании, ее продукции или услугам», — пишет исследователь А. Чумиков [5, c. 39].
Событийный маркетинг может эффективно продемонстрировать социальную ответственность предприятия. Согласно документам Европейской Комиссии, «Корпоративная социальная ответственность, по своей сути, является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды» [1, с. 25]. Таким образом, концепция КСО относится к добровольным действиям, предпринимаемым компаниями для улучшения общества и защиты окружающей среды. Она предполагает выход за рамки минимальных требований законодательства и принятие политики, способствующей благополучию общества и окружающей среды, а также обеспечивающей долгосрочный успех бизнеса.
На звание социально ответственного предприятия по праву претендует ПАО «СИБУР ХОЛДИНГ». Принципы КСО закреплены в «Меморандуме по корпоративной социальной ответственности и благотворительной деятельности ПАО «СИБУР ХОЛДИНГ». Там указаны положения о соблюдении международных и российских стандартов ведения бизнеса, о том что СИБУР является добросовестным налогоплательщиком и работодателем, вносит вклад в социально-экономическое, научное и культурное развитие регионов присутствия, стремится к минимизации воздействия на окружающую среду и так далее [3, с. 3].
В деятельности СИБУР немало примеров, подтверждающих соблюдение вышеизложенных принципов. Компания реализует программы социальных инвестиций «Формула хороших дел». Цель — повышение качества жизни в городах присутствия компании через развитие ключевых сфер общественной жизни. В рамках данной программы запущено множество проектов, в том числе в городе Тобольске Тюменской области.
Например, «Школа баскетбола» или «Школа футбола». Это спортивные состязания для юных баскетболистов и футболистов, главный приз которых — поездка в бесплатный тренировочный лагерь. Проект вносит значимый вклад в развитие человеческого капитала в результате пропаганды здорового образа жизни среди подрастающего поколения.
Также СИБУР является федеральным партнером международной премии «Экология — дело каждого». В 2024 году СИБУР учредил специальный приз за лучшую работу на тему «Пластик как часть экологичного образа жизни». Поддержка подобных образовательных проектов — вносит вклад в улучшение состояние окружающей среды и подкрепляет образ СИБУРа как экологически ответственного предприятия.
Кроме того, СИБУР поддерживает культурные проекты. Компания — генеральный партнер фестиваля современного и актуального кино «Алафейская гора».
Таким образом, корпоративная социальная ответственность предприятий является важной составляющей PR-стратегии предприятий нефтегазовой отрасли, позволяющей улучшить имидж компании, укрепить репутацию и повысить уровень доверия со стороны общественности. Однако, для достижения максимального эффекта от реализации КСО, предприятиям необходимо развивать системный подход к КСО, в том числе организовать эффективное информационное освещение.
Литература:
- Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под ред. С. Е. Литовченко. М.: Ассоциация Менеджеров, 2004. 80 с.
- Иванова, Р. А. PR-стратегия компании на рынке в условиях инновационного уклада экономики / Р. А. Иванова, А. Б. Музалевская // Технологии PR и рекламы в современном обществе: материа. — 2018. — С. 109.
- Меморандум по корпоративной социальной ответственности и благотворительной деятельности ПАО “СИБУР ХОЛДИНГ». — Текст: электронный // СИБУР: [сайт]. — URL: https://www.formula-hd.ru/documents/Memorandum.pdf?ysclid=lw8rx68pki544632445 (дата обращения: 16.05.2024).
- Савченко, Е. А. PR и PR-технологии: сущность, цели, задачи, функции / Е. А. Савченко, Т. П. Макарова // Образование. Наука. Научные кадры. — 2019. — № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pr-i-pr-tehnologii-suschnost-tseli-zadachi-funktsii (дата обращения: 14.05.2024).
- Чумиков, А. Н. Связи с общественностью: теория и практика / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. — Текст: непосредственный // Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп.. — Москва: Дело, 2006. — С. 39.