Приводится краткий анализ факторов, влияющих на долговечность тормозной системы автомобиля. На основании опыта работы действующего предприятия грузового автосервиса выделены факторы, в наибольшей степени определяющие долговечность, определен характер и ориентировочная степень их воздействия на систему. Сделаны предложения по корректированию режимов технического обслуживания тормозной системы в соответствии с результатами анализа.
Ключевые слова : факторы, тормозная система, долговечность.
Тормозная система имеет чрезвычайно важное значение для любого автотранспортного средства, так как с ее помощью осуществляется снижение скорости, остановка, а также удерживание автомобиля на месте во время стоянки. Именно исправность тормозной системы в наибольшей степени обеспечивает безопасность при эксплуатации автотранспортного средства. По статистике, свыше 40 % дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по техническим причинам связаны именно с нарушением работы тормозной системы [1, 2]. Поэтому данную систему необходимо своевременно диагностировать, обслуживать, производить замену изношенных деталей.
Долговечность тормозной системы определяется ресурсом её элементов [3, 4]. В настоящее время, в условиях санкций и ограничений со стороны западных стран, наметилась тенденция продления срока эксплуатации автомобилей, особенно грузовых, а также использования не оригинальных запасных частей и эксплуатационных материалов. Это способствует повышению значимости проблемы обеспечения высокого уровня безотказности и долговечности тормозной системы. При этом именно долговечность обладает неприятной особенностью, преимущественно для дорогих моделей автомобилей: водитель привыкает к стабильной работе системы и не ожидает выхода из строя её элементов. Таким образом, исследование долговечности тормозной системы автомобилей является крайне актуальной и своевременной задачей.
Опыт технической эксплуатации автомобилей показывает, что ресурс тормозной системы в целом и её элементов существенным образом зависит от конкретных условий, в которых осуществляется транспортная работа [4, 5, 6]. Эти условия, в свою очередь, характеризуются рядом факторов. Для обеспечения высокого уровня технической готовности необходимо провести анализ этих факторов, определить характер и степень их влияния на характеристики долговечности, что позволит в дальнейшем разработать предложения по корректированию режимов технического обслуживания автомобилей в зависимости от условий. Это является задачей проводимого исследования.
В рамках исследования были рассмотрены теоретические данные, приведенные в источниках [5, 6, 7], а также практический опыт работы одного из предприятий автосервиса, расположенного в г. Волгограде, и обслуживающего грузовые автомобили различных производителей. Анализ показал, что факторы, влияющие на долговечность тормозной системы, можно разделить на три основные группы: технические факторы, внешние условия и особенности эксплуатации. Это деление несколько условно, поскольку ряд факторов сложно отнести к какой-либо одной группе. Факторы зачастую содержат подфакторы, которые могут пересекаться и взаимно влиять один на другой. Результат анализа представлен в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Классификация факторов, влияющих на долговечность тормозной системы автомобиля
Характер и степень влияния указанных на рис. 1 факторов на долговечность также неоднозначны. Их исследование было проведено экспериментальным путём (пассивный эксперимент — оценка условий эксплуатации автомобилей, заезжающих на предприятие автосервиса). Результаты исследования по некоторым факторам приведены в таблице 1.
Таблица 1
Характер влияния некоторых факторов на долговечность тормозной системы грузового автомобиля
Группа факторов |
Факторы |
Характер влияния факторов |
Технические |
Тип трансмиссии |
Ресурс тормозных колодок и дисков на исследуемых автомобилях с механической коробкой передач в среднем ниже на 25 %, чем у аналогичных автомобилей с автоматической трансмиссией |
Наличие электронных вспомогательных систем (АБС, ESP и др.) |
Ресурс тормозных колодок и дисков автомобилей с автоматизированными тормозными системами в среднем на 20 % выше, чем у автомобилей с традиционной тормозной системой. Отмечены единичные случаи заезда автомобилей с автоматизированной тормозной системой на замену тормозных шлангов. |
|
Внешние условия |
Дорожные условия |
Автомобили — самосвалы, часть пробега которых приходится на грунтовые дороги (подъездные пути) имеют ресурс тормозных колодок в среднем на 10 % менее, чем у бортовых автомобилей той же марки. |
Особенности эксплуатации |
Манера вождения |
У автомобилей, водители которых характеризуют свой стиль вождения как «резкий», ресурс тормозных механизмов ниже в среднем на 20 %, чем у водителей, предпочитающих плавное движение. |
Степень загрузки автомобиля |
У автомобилей, эксплуатируемых с перегрузкой (по словам водителей), ресурс тормозных колодок и барабанов сокращается в среднем на 40 %. Отмечены случаи обращений с внезапным разрушением элементов тормозного привода автомобилей, эксплуатирующихся с перегрузками. |
|
Своевременность выполнения работ ТО и ТР |
Имеются единичные обращения, связанные с преждевременным выходом из строя отдельных тормозных механизмов из-за постоянного подтормаживания, вызванного отсутствием своевременной регулировки. |
В целом выполненный на данный момент анализ выявил сложность учёта различных факторов в «чистом» виде, то есть как правило, на практике имеет место смешение факторов: агрессивная манера вождения сочетается со сложными дорожными условиями и несвоевременным проведением ТО и т. д. Кроме того, ряд факторов имеет определённую субъективность, то есть в процессе исследования приходилось ориентироваться на устные заявления водителей автомобилей.
Ещё одной особенностью проведённого исследования является то, что все рассматриваемые автомобили работают преимущественно в условиях умеренного климатического района, что не позволило полноценно исследовать фактор климатических условий. Также лишь очень малая часть автомобилей следует по дорогам с тяжёлым рельефом. Сюда же нужно добавить и ограниченность выборки исследуемых автотранспортных средств, что, в частности, не позволило сделать однозначный вывод по влиянию наличия электронных автоматизированных средств на ресурс элементов тормозного привода. В целом тормозной привод обладает более высоким ресурсом, чем тормозные механизмы, поэтому и обращений с неисправностями привода было крайне мало.
В соответствии с проведёнными исследованиями, на данном этапе были выделены следующие основные факторы:
1) тип трансмиссии автомобиля, наличие электронных систем автоматизации процесса торможения;
2) манера вождения;
3) степень загрузки автомобиля.
Дальнейшее исследование будет направлено на сбор дополнительного статистического материала по указанным факторам и выведение на его основе значений корректирующих коэффициентов, которые позволят сформировать рекомендации для владельцев и водителей грузовых автотранспортных средств по предупреждающей замене тормозных колодок, а также других элементов тормозной системы.
Следует отметить, что перегрузка автомобиля является недопустимой в соответствии с правилами дорожного движения и другими нормами безопасности. Поэтому для данного фактора не предполагается введения корректирующего коэффициента, однако статистический материал позволит дополнительно подкрепить призыв к владельцам транспортных средств не превышать предельно допустимую загрузку.
Литература:
1. Бессараб, А. В. Автомобильный транспорт и проблема повышения безопасности дорожного движения / А. В. Бессараб // Наука и техника. — 2013. — № 4. — С. 71–76. — ISSN 2227–1031. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/293810.
2. Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые институции / М. Я Блинкин. — М.: ИД ВШЭ, 2013. — 240 c.
3. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов 4-е изд., перераб. и дополн. / Е. С. Кузнецов, А. П. Болдин, В. М. Власов и др. — М.: Наука, 2001. — 535 с.
4. Влияние рабочего процесса АБС на долговечность элементов шасси автомобиля: монография / А. А. Ревин, М. В. Полуэктов, М. Г. Радченко, Р. В. Заболотный; под ред. А. А. Ревина. — Москва, 2013. — 222 с.
5. Вероятностная модель прогнозирования износа тормозных колодок / И. А. Успенский, Н. В. Лимаренко, Е. А. Ракул [и др.] // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета имени П. А. Костычева. — 2021. — № 3. — С. 112–119. — ISSN 2077–2084. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/332639.
6. Устаров, Р. М. Особенности эксплуатации автомобилей семейства ГАЗель в горных и равнинных условиях переменного рельефа местности Республики Дагестан / Р. М. Устаров // Известия Дагестанского ГАУ. — 2019. — № 1. — С. 81–89. — ISSN 2686–7591. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/313789.
7. Тулеугалиева, З. Ж. Контролируемые параметры тормозной системы грузового автомобиля / З. Ж. Тулеугалиева, Ю. Н. Ефремов // Ғылым және білім / Наука и образование. — 2017. — № 1. — С. 175–179. — ISSN 2305–9397. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/301637.