В статье автор исследует специфику коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что дети с РАС демонстрируют особые характеристики и низкий уровень коммуникативных навыков. В исследовании приняли участие 30 младших школьников. Результаты выявили особенности общения и низкий уровень коммуникативных навыков у младших школьников с РАС. На основании полученных данных предложены рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей данной группы.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, коммуникативные навыки, младшие школьники.
Формирование коммуникативных навыков является важнейшим аспектом социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), как и нормально развивающихся детей. Однако процесс развития общения у детей с РАС имеет свою специфику. Использование методов оценки сформированности коммуникативных навыков позволяет выявить их текущий уровень формирования и дает информацию для планирования работы специалистов по выбору стратегий и средств общения с детьми с РАС, наиболее подходящих для каждого отдельного ребенка с учетом развития устной речи и коммуникативных способностей.
Для взаимодействия ребёнка с окружающей социальной средой необходимо успешное использование коммуникативных навыков, которые не только обеспечивают средством выражения собственных потребностей, но и позволяют выстраивать каналы связи, необходимые для познавательной деятельности ребёнка.
Актуальности исследованию специфики коммуникативных навыков детей с расстройствами аутистического спектра придаёт современная тенденция к увеличению численности детей из данной категории. Данные исследований показывают, что число детей с аутистическими расстройствами в России изменилось с 32 899 в 2020 году [5] до 45 888 в 2022 году [1].
Таким образом, значимой для научного сообщества становится задача создания благоприятных условий для сопровождения и социализации детей данной категории. Это относится как к системе здравоохранения, так и к психолого-педагогической сфере. На сегодняшний день активно изучается этиология и патогенез расстройств аутистического спектра, разрабатываются и внедряются новейшие технологии профилактики и ранней диагностики, в образовательной среде используются инклюзивные практики, способствующие социализации, адаптации и коррекции вторичных нарушений у детей, имеющих особые потребности.
Процесс развития коммуникативных навыков у младших школьников с аутистическими расстройствами обладает рядом отличий от аналогичного процессе у детей с нормальным развитием. У младших школьников с РАС может быть снижен интерес к процессу коммуникации с другими людьми, в то время как их активность может быть сосредоточена лишь на сенсорном взаимодействии с окружением. В других случаях, дети данной категории проявляют активные попытки установить контакт с социальным окружением, но сталкиваются с трудностями в привлечении внимания и установлении дружеских связей.
Данное исследование, выявляющее специфику коммуникативных навыков детей с РАС, реализовано на базе специальной (коррекционной) школы. В исследовании приняли участие 30 младших школьников с расстройствами аутистического спектра.
Для изучения уровня развития коммуникативных навыков у испытуемых с РАС, а также оценки сформированности коммуникативных навыков в данном исследовании использованы следующие методики:
- Методика исследования уровня невербального компонента коммуникативных навыков (модификация методики М. Сандберга) [2, 3].
- Методика изучения уровня активной речи (модификация методики М. Сандберга) [2, 3].
- Методика адекватного использования коммуникативных навыков (модификация методики Э. Бонди и Л. Фрост) [4].
- Методика «Матрица коммуникации» Ч. Роуленд [6].
Данные методики позволяют оценить развитие невербального компонента коммуникативной деятельности, включая активность и частоту использования жестов в коммуникации, выразительность мимики, особенности позы, зрительный контакт; вербального компонента, включая степень связности речи, особенности развития эхо-навыков, применение в речи разнообразных частей речи (существительные, прилагательные, глаголы); степень адекватности использования коммуникативных и выразительных навыков, включая адекватность поведения целям общения, инициативность, соответствие реакций актуальной ситуации.
По итогам проведённого исследования удалось зафиксировать следующие результаты.
Невербальный компонент коммуникативных навыков у 70 % испытуемых находится на низком уровне развития. В процессе коммуникации они не использовали активно мимику и жесты, не удерживали активно зрительный контакт со взрослым.
Активная речь у 84 % испытуемых находится на низком уровне развития. Речь практически не использовалась детьми из данной группы, сложной задачей для них являлось повторение слов и звуков за взрослым.
Адекватность способов общения у 77 % испытуемых находится на низком уровне развития. Дети не инициировали активно общение даже в тех случаях, когда у них имелись потребности, которые легко мог удовлетворить взрослый. Также у этих детей зафиксированы случаи агрессии в ситуациях, когда взрослый создавал ситуации, в которых от ребёнка требовалось попросить о чём-то взрослого. Для детей из данной группы характерна слабая реакция или вовсе её отсутствие на других людей, включая взрослых.
Для 63 % испытуемых продемонстрировали способность использовать конкретные символы, что является для них главным способом общения и удовлетворения своих потребностей.
Таким образом, исследование показывает, что младшие школьники с расстройствами аутистического спектра обладают специфическими особенностями и низким уровнем коммуникативных навыков. Подтверждено, что младшие школьники с РАС обладают низким уровнем развития невербальных коммуникативных навыков, активной речи, а также адекватности способов общения.
На основе результатов исследования разработаны рекомендации по формированию коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра: индивидуальный подход к обучению, учитывающий особенности и актуальные потребности ребенка; использование визуализации (тексты, фотографии, графические изображения, жесты, объекты); применение игровых методов и арт-терапии; разработка авторских методик развития коммуникативных навыков; обеспечение предсказуемости и повторяемости действий; включение обучения социальным навыкам в учебный процесс; общение со сверстниками и интеграция в социальную среду; поддержка и сотрудничество родителей, учителей и других специалистов; инклюзивное обучение в среде с младших школьников с расстройствами аутистического спектра и без таких особенностей; использование информационных технологий и виртуальных реальностей для развития коммуникативных навыков. Данный перечень рекомендаций не является исчерпывающим и может быть дополнен.
Литература:
1. Елистратова Н. А., Штурбабин В. И., Хидирова Л. Д. Актуальные аспекты развития первазивных расстройств// Медицинский научно-практический портал, 2023 URL: https://www.lvrach.ru/2023/10/15438866
- Сандберг М. VB-MAPP. Оценка вех развития вербального поведения и построения индивидуального плана вмешательства. Протокол. Ришон ле-Цион: MEDIAL, 2013. 108 с.: табл. ISBN 978–965–559–012–8.
- Сандберг М. Руководство. Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития / пер. С. Доленко. Ришон ле-Цион: MEDIAL, 2008. 275 с. ISBN 978–965–559–011–1
- Фрост, Лори. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов / Лори Фрост, Энди Бонди. — Москва: Теревинф, 2011. — 416 с.
- Хаустов А. В., Шумских М. А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 1 (70). C. 4–11. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021190101
- Rowland C. Using the communication matrix to assess expressive skills in early communicators // Communication Disorders Quarterly. 2011 Vol. 32(3). P.190–201. doi:10.1177/1525740110394651