«Образ безумца в произведении «Записки сумасшедшего» включает в себя анализ темы безумия в литературе Николая Васильевича Гоголя и Лу Синя. Обе работы являются важными для изучения человеческой психики, роли общества и государства в становлении личности, источников безумия и сумасшествия. Авторы подчеркивают сложность человеческой природы, внутренние противоречия и абсурдность, делая свои произведения актуальными и значимыми для нашего времени. Их работы представляют символ борьбы за свободу, независимость и самоопределение, заставляя читателей задуматься о главных ценностях и идеях, определяющих нашу жизнь.
Ключевые слова: образ безумца, Записки сумасшедшего, Н. В. Гоголь, Лу Синь, психическое расстройство, душевные травмы, символ борьбы, отчаяние и безысходность, роль общества и государства, смысл жизни
Первая повесть Лу Синя «Записки сумасшедшего», написанная в апреле 1918 года и опубликованная в мае того же года, стала первым китайским литературным произведением, написанным на современном китайском языке — байхуа. До этого времени в Китае использовались два языка — литературный вэньянь и разговорный байхуа, что делало литературные произведения доступными только образованным людям. Лу Синь стал одним из первых, кто начал писать на байхуа, что помогло ему стать одним из основоположников современного китайского литературного языка. [3]
Образ безумца — это тема, занимающая важное место в русской и мировой литературе. Одним из интересных примеров рассмотрения этой темы является произведение «Записки сумасшедшего» Николая Васильевича Гоголя. В этом рассказе Гоголь поднимает вопросы о природе человеческой психики, роли общества и государства в становлении и формировании личности, а также об источниках безумия и сумасшествия.
Главный герой рассказа — сумасшедший, который ведет свой дневник, описывая свои мысли, чувства и переживания. Он подвергается воздействию различных факторов, таких как социум, семья, религия, образование, что в конечном итоге приводит к его психическому расстройству и безумию. Гоголь раскрывает комплексность человеческой природы, показывая, что каждый человек способен стать безумным под воздействием внешних и внутренних факторов. [4]
Особенностью образа безумца в рассказе Гоголя является то, что он предстает перед нами как обычный человек, который генерирует свои собственные мысли и идеи, но подвергается воздействию общественных норм и стереотипов, что делает его безумным с точки зрения окружающих. Гоголь подчеркивает, что безумие — это не просто отсутствие разума, а результат сложного взаимодействия личности с окружающим миром.
Помимо «Записок сумасшедшего», тема образа безумца рассматривается и в произведениях китайского автора Лу Синя. Он также поднимает вопросы о смысле жизни, человеческой судьбе, духовной и физической пустоте, нравственности и морали. Основными героями его произведений часто являются люди, страдающие душевными травмами, психическими расстройствами или безумием.
Главный герой известной повести «Записки сумасшедшего» был борцом с устаревшими принципами, которыми все ещё руководствовалось китайское общество после Синьхайской революции. Лу Синь, будучи гуманистом и патриотом, тяжело переживал то, что старые традиции и нормы продолжали оказывать губительное воздействие на судьбы людей. В своем письме к другу он отметил, что китайцы все ещё остаются нацией людоедов, и именно это побудило его создать эту повесть.
В предисловии к повести «Записки сумасшедшего» Лу Синь описывает историю жанра записок и дневников в древнекитайской литературе, а затем представляет 13 записей сумасшедшего на языке байхуа. Этот новый жанр для китайской литературы стал очень популярным и вызвал интерес у литературоведов. Влияние этой работы на современную китайскую литературу было значительным, и после нее было написано много произведений в форме дневника, таких как «Ржавчина» Мао Дуня, «Отец» и «Мань Ли» Лу Иня.
Интерес к теме сумасшествия у Лу Синя имеет исторические и социальные корни. В китайской культуре существовали люди, которые боролись с несправедливостью и бюрократизмом, которых общество считало безумцами. Лу Синь, описывая конфликты между личностью и обществом, учитывал и эту традицию. В древнем китайском памятнике «Ши цзин» также упоминается тема безумия, вызванного несправедливыми действиями правителя. [1]
Произведения Лу Синя отличаются своим особенным стилем и метафорическим языком, что делает его произведения глубокими и занимательными для анализа. Автор изображает безумца как символ безысходности и отчаяния, показывая, что даже самые ненормальные люди могут обладать глубокими исканиями и стремлениями к истине и смыслу жизни.
Образ безумца в произведениях Лу Синя и Николая Васильевича Гоголя выступает как символ борьбы человека за свободу, независимость и самоопределение. Оба автора ставят в центр своего внимания человеческую психику, источники безумия и сумасшествия, роль общества и государства в формировании личности, что делает их произведения актуальными и значимыми для человечества.
На сегодняшний день исследователи продолжают углубляться в изучение произведения Лу Синя и его влияния на современную литературу. Особое внимание уделяется работам, таким как «Язык «Записок сумасшедшего» и пространство его «обращения»» Ван Минжуй [5], «О инновации и влиянии иностранных литератур на «Записки сумасшедшего» Лу Синя» Хуа Хаобо [6], а также «От Н. В. Гоголя к Лу Синю и оперному либретто Цэн Ли и Го Вэньцзина» Сюй Цзыдуна. [2]
Общее для образов безумцев в произведениях Лу Синя и Николая Васильевича Гоголя является то, что они отражают сложность человеческой природы, ее внутренние противоречия и абсурдность, показывая, что за каждым безумием стоит своя история, мотивы и причины. В их произведениях отражаются основные проблемы современного общества, такие как одиночество, потеря смысла жизни, нравственный разложение, что делает их произведения актуальными и значимыми для современности.
Таким образом, образ безумца в произведениях Лу Синя и Николая Васильевича Гоголя представляет собой символ борьбы человека за свободу, независимость и самоопределение. Он является отражением сложности человеческой природы, ее внутренних противоречий и абсурдности. Оба автора подчеркивают важность понимания смысла жизни, источников безумия и сумасшествия, а также роли общества и государства в формировании личности. Их произведения остаются актуальными и значимыми для современного общества, побуждая нас задуматься о главных ценностях и идеях, определяющих нашу жизнь.
Литература:
- Серебряков Е. А. Гоголь в Китае // Гоголь и мировая литература. Сб. ст. Отв. ред. Ю. В. Манн. М.: Наука, 1988. С. 225–275.
- Сюй Цзыдун. От Н. В. Гоголя к Лу Синю и оперному либретто Цэн Ли и Го Вэньцзина // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 3А. С. 356–364.
- Serebryakov E. A. Gogol' v Kitae [Gogol in China]. In: Gogol' i mirovaya literatura [Gogol and world literature]. Collection of articles, Resp. ed. by Yu. V. Mann. Moscow, Nauka Publ., 1988, pp. 225–275..
- Sun Payne. «My love of truth is deeper than my teacher» — Interpretation context, Lu Xun and Zhang Tiana with «two or three cases, teachers Tiani». In: Northern literature, 2017, no. 5, pp. 265–267
- Ван Минжуй. Язык «Записок сумасшедшего» и пространство его «обращения» // Ежемесячное исследование Лу Синя. 2018. № 11. С. 87–92.
- Хуа Хаобо. Об инновации и влиянии иностранных литератур на «Записки сумасшедшего»