В статье рассматривается взаимосвязь психологических факторов темперамента, коммуникативных, организаторских склонностей и лидерских качеств людей, увлекающихся соревновательными компьютерными играми и эффективностью их командного взаимодействия.
Ключевые слова: командное взаимодействие, лидерские качества.
Высокая динамика развития киберспорта притягивает внимание не только аудитории людей, увлекающихся компьютерными играми, но и ряда исследователей, для всестороннего и полного описания данного феномена.
В свою очередь нельзя не отметить и психологический аспект данного явления, в данной работе научный интерес заключается в ответе на вопрос о том, какие психологические факторы игроков могут быть взаимосвязаны со степенью эффективности командного взаимодействия.
Для ответа на данный вопрос было проведено эмпирическое исследование, в котором принял участие 81 респондент. В исследовании были использованы следующие методики:
1) «КОС-I»;
2) Тест Е. Жарикова и Е. Крушельницкого «Диагностика лидерских способностей»;
3) «Тест Кейрси».
Оценка эффективности командного взаимодействия определялась через подсчёт среднего процента побед команд с последующим кодированием диапазонов: в первый диапазон — 0-30 %, во второй — 30-50 %, в третий — 60-50 %, в четвёртый — 60-80 %, в пятый — 100-80 %.
Для обоснования выбора методов исследования будет уместным провести проверку нормальности распределения полученных данных.
Таблица 1
Результат проверки нормального распределения с помощью асимметрии
Описательные статистики |
|||||||
N |
Минимум |
Максимум |
Среднее |
Стандартная отклонения |
Асимметрия |
||
Статистика |
Статистика |
Статистика |
Статистика |
Статистика |
Статистика |
Стандартная ошибка |
|
Коммуникативные склонности |
81 |
3,00 |
19,00 |
11,2346 |
3,85445 |
0,012 |
0,267 |
Организаторские склонности |
81 |
6,00 |
19,00 |
11,6049 |
2,95245 |
0,371 |
0,267 |
Выраженность лидерских качеств |
81 |
14,00 |
39,00 |
27,3827 |
5,23824 |
0,015 |
0,267 |
E |
81 |
1,00 |
10,00 |
6,0494 |
2,21304 |
-0,305 |
0,267 |
I |
81 |
0,00 |
9,00 |
3,9506 |
2,21304 |
0,305 |
0,267 |
S |
81 |
3,00 |
20,00 |
11,1852 |
3,51821 |
-0,038 |
0,267 |
N |
81 |
0,00 |
17,00 |
8,8148 |
3,51821 |
0,038 |
0,267 |
T |
81 |
2,00 |
20,00 |
11,0988 |
3,86848 |
0,275 |
0,267 |
F |
81 |
0,00 |
18,00 |
8,9012 |
3,86848 |
-0,275 |
0,267 |
J |
81 |
4,00 |
20,00 |
13,2346 |
3,63067 |
-0,409 |
0,267 |
P |
81 |
0,00 |
16,00 |
6,7654 |
3,63067 |
0,409 |
0,267 |
Психологический тип |
81 |
1,00 |
15,00 |
7,9753 |
3,26717 |
0,025 |
0,267 |
Диапазон процента побед |
81 |
1,00 |
5,00 |
3,0123 |
1,08965 |
-0,144 |
0,267 |
N валидных (по списку) |
81 |
||||||
Так как статистика асимметрии по показателям «Организаторские склонности» (As=0,371), «I» (As=0,305), «P» (As=0,409) выше стандартной ошибки асимметрии 0,267, то можно говорить о том, что распределение является не нормальным, соответственно, при проведении корреляционного анализа уместным будет использовать коэффициент корреляции r-Спирмена.
Приступим к выявлению направленности корреляционных связей между показателями психологических факторов темперамента, коммуникативных и организаторских склонностей, лидерских качеств и диапазоном процента побед геймеров (рис. 1).
Рис. 1. Корреляционная плеяда связей между показателями психологических факторов темперамента, коммуникативных и организаторских склонностей, лидерских качеств и диапазоном процента побед геймеров
В результате проведения корреляционного анализа было выявлено несколько отрицательных корреляционных связей, а именно по показателю «F» (r=-0,219, p≤0,05), трактующегося в описании методики как «чувствование», данный результат свидетельствует о том, что геймеры, опирающиеся в своей деятельности в большей мере на субъективные представления, гуманность и этические категории реже способны формировать эффективное взаимодействие в команде на должном уровне.
Рассмотрим остальные корреляционные связи подробнее.
По показателю «Выраженность лидерских качеств» (r=0,351; p≤0,01) был получен положительный коэффициент корреляции на высоком уровне статистической значимости, опираясь на это, можно сделать вывод о том, что геймеры с высоким уровнем проявления лидерских качеств, а именно таких компонентов, как стрессоустойчивость, адаптивность психики, настойчивость и других, склонны в должной мере обеспечивать достаточный уровень эффективности командного взаимодействия.
По показателям «Коммуникативные склонности» (r=0,281; p≤0,05) и «Организаторские склонности» (r=0,224; p≤0,05) также были получены положительные коэффициенты корреляции, что свидетельствует о положительном влиянии стремления к общению, потребности находиться в коллективе и готовности к установлению контакта с различными людьми, если рассматривать именно коммуникативные склонности или скорость ориентации в нетипичных, сложных ситуациях, самостоятельность, готовность как к воспринятию критики, так и самостоятельной оценке своих действий, если рассматривать организаторские склонности. В совокупности, перечисленные особенности позволяют обеспечить стабильную работу коллектива, сопровождающуюся достаточно качественной обратной связью и проведением коррекционной работы над допущенными ранее ошибками, что позволяет говорить о способности данного коллектива действовать в долгосрочной перспективе.
По показателю «T» (r=0,219; p≤0,05), трактующегося в описании теста Кейрси как «логичность» был получен положительный коэффициент корреляции, на основании этого мы можем говорить о том, что геймеры, опирающиеся в своей деятельности на объективные факты и построение логических умозаключений, в большей мере способны обеспечивать достаточно высокий уровень эффективности командного взаимодействия.
Приступим к выводам по итогам проведённой работы: высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей способны обеспечить достаточный уровень эффективности командного взаимодействия, в случае, если они будут использованы геймерами для проведения коррекционной работы внутри коллектива при анализе преимуществ и недостатков выбранной стратегии, лидерские качества также способны оказывать положительное воздействие на исследуемый феномен, однако, стоит отметить, что чрезмерный уровень развития лидерских качеств потенциально может оказать негативное влияние на сплоченность команды, однако это утверждение требует дополнительной проверки.
Также использование в первую очередь логических суждений, а не субъективных ощущений, факторы «T» и «F» соответственно, может оказать благоприятное воздействие на эффективность коллектива.
Литература:
- Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
- Федосов, С. А. Развитие «мягких» и «жестких» навыков в рамках подготовки киберспортивных команд / С. А. Федосов, Н. А. Гулин // Современные технологии обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте: Сборник статей IV международной студенческой конференции, Воронеж, 20 мая 2022 года. — Воронеж: филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» в г. Воронеж, 2022. — С. 54–60. — EDN STIPRD.
- Раменская, Е. К. Проблема субъектности игроков компьютерных многопользовательских игр / Е. К. Раменская, Е. В. Бакшутова // Развитие человека в современном мире. — 2018. — № 2. — С. 75–81. — EDN YWCWPB.