В настоящей статье автор анализирует вопросы гражданско-правового регулирования применения такого способа защиты как признание права собственности муниципальных образований на бесхозяйные недвижимые вещи. Анализ судебной практики показал, что право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь суд признает в случае, когда имеются определенные юридические условия для признания бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности.
Ключевые слова: институт защиты права собственности, гражданско-правовые способы защиты, механизм защиты муниципальными образованиями права собственности, муниципальное имущество, признание права, право муниципальной собственности, бесхозяйное имущество.
Отечественными учеными-цивилистами подчеркивается, что «охрана экономических отношений собственности как материальной основы любого общественного строя составляет важнейшую задачу всякого правопорядка» [4, с. 46]. Муниципальные образования как публично-правовые образования вправе быть собственниками только определенного имущества, необходимого для решения вопросов местного значения и иных публичных задач [9, с. 12].
С 2021 года муниципальными образованиями активно ведется работа по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, основной ее целью является сокращение бесхозяйных объектов и оформление на них муниципальной собственности. При этом гражданско-правовое регулирование защиты права собственности муниципальных образований на бесхозяйное имущество имеет свою особую специфику. Целью настоящей статьи является выявление правовых условий применения признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи как способа защиты имущественных интересов муниципальных образований.
Право на защиту гражданских прав как правовая категория уже на протяжении многих десятилетий является объектом исследований цивилистов. Среди них можно назвать работы таких ученых-цивилистов как Д. М. Чечот, В. П. Грибанов, В. Г. Вердников, В. А. Рясенцев, Ясер Сулейман Хассан Мохаммед, М. Н. Малеина, Е. В. Вавилин. Концептуальное содержание данной категории обосновал В. П. Грибанов, раскрыв её через правомочия субъекта [5, с. 106]. Однако реализация права на защиту нуждается в наличии эффективного механизма его осуществления. По мнению Е. В. Вавилина, цель данного механизма в гражданском праве состоит в обеспечении реальной защиты гражданских прав с помощью последовательно организованных юридических средств, причем такие средства должны содержаться в нормативном акте [2, с. 83].
В зависимости от характера правоотношения, гражданско-правовые способы защиты права собственности на муниципальное имущество можно разделить на общие и специальные. Под общими способами защиты мы понимаем те приемы, что применимы при защите гражданских прав в целом. Они сосредоточены в ст. 12 ГК РФ. Специальные способы применимы при защите исключительно муниципальной собственности и связаны с осуществлением специальных процедур. Им посвящены гражданско-правовые нормы положений специальных законов (например, статья 42 Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Общие способы гражданско-правовой защиты права собственности на имущество муниципальными образованиями часто используются на практике. В качестве примера такого способа является признание права собственности на муниципальное имущество. Иск о признании права собственности рассматривается в гражданском праве как «требование лица, направленное на констатацию факта принадлежности ему права собственности на спорное имущество» [10, с. 9]. Данный способ применяется при признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом и т. п. Принятие на учет объекта недвижимого имущества инициируется путем подачи заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органом местного самоуправления в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях муниципальных образований (см. п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931).
В 2023 году приняты новые правила постановки на учет в качестве безхозяйных зданий (строений), сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства (см. Приказ Росреестра от 15 марта 2023 г. № П/0086 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»). П. 23 данного Приказа предусматривает, что в случае проведения государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимого имущества орган регистрации прав обязан направить собственнику, отказавшемуся от права собственности на данный объект, уведомление о прекращении нахождения объекта недвижимого имущества на учете в качестве бесхозяйного и государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на него (с указанием реквизитов вступившего в силу решения суда, на основании которого было зарегистрировано право собственности, а также даты и номера государственной регистрации права собственности) в порядке и способами, установленными в соответствии с частью 5 статьи 56 Федерального закона № 218-ФЗ.
Анализируя практику по данной категории дел, мы приходим к выводу о том, что особенно актуален этот способ защиты для обеспечения правопорядка в сфере электросетевого хозяйства [1, с. 180]. Практика прокурорского реагирования свидетельствует о том, защищая законные интересы граждан, органы прокуратуры все больше уделяют внимание вопросам признания права муниципальной собственности на такие социально значимые бесхозяйные объекты как объекты газоснабжения, теплоснабжения электрохозяйственные сети, объекты водоснабжения, коммунальные объекты и т. п. Эффективность применения гражданского законодательства напрямую влияет на безопасное функционирование жизненно важных коммунальных объектов [6, с. 268]. Органы прокуратуры акцентируют внимание на том, что оформление прав на бесхозяйное имущество обязанностью органов местного самоуправления, а непринятие мер по постановке на учет — незаконным бездействием, поскольку допущенные нарушения законодательства влекут неисполнение установленной законом обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций в силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые могут возникнуть ввиду возгорания или иного чрезвычайного происшествия на бесхозяйственном объекте. Однако постановка на учет и признание права муниципальной собственности бесхозяйного имущества — это право, а не обязанность муниципалитета, которое реализуется исключительно в судебном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Анализ судебной практики показал, что право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь суд признает в случае наличия следующих условий:
— во-первых, объект недвижимости должен быть принят в установленном порядке на учет как бесхозяйный объект недвижимости органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество и не должен иметь собственника;
— во-вторых, со времени постановки на учет как бесхозяйного объекта недвижимости истек 1 год;
— в-третьих, заявление о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности подано органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
В судебной практике имеется множество примеров применения такого способа защиты. Например, при наличии всех трех условий Администрация Изюмовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области обратилась в суд с заявлением о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности, указывая, что Управлением Росреестра Омской области, объект недвижимого имущества (водопроводная сеть) был поставлен на учет как бесхозяйный. Поскольку со дня постановки данного объекта на учет никто о своих правах на него не заявил, у администрации возникло право на обращение в суд с заявлением о признании на него права муниципальной собственности и суд счел требование подлежащим удовлетворению в полном объеме [11].
Вместе с тем практика судебной защиты права собственности и охраняемых законом интересов муниципальных образований в сфере оборота муниципального имущества развивается. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. В современных условиях развития оборота муниципального имущества необходимость защиты права муниципальной собственности обусловлена целями управления публичным имуществом и поддержанием правопорядка.
Литература:
- Анненкова И. А. Правовое регулирование линейных объектов электросетевого хозяйства при отсутствии установленного собственника // Вестник науки. 2023. № 11 (68).
- Вавилин Е. В. Осуществление и защита гражданских прав — М., 2009.
- Вердников В. Г. Осуществление и защита гражданских прав // Советское гражданское право: Учебник: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. В. А. Рясенцева. — М., 1986.
- Гражданское право: В 4 т. Т. 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права (отв. ред. Е. А. Суханов). — М., 2023.
- Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. — М., 2001.
- Кондратович П. О. Бесхозяйное недвижимое имущество как угроза общественной безопасности на территории муниципального образования// Сборник научных трудов по материалам IХ Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения–2022», 2022. С. 268 -271.
- Маркварт Э., Исупова С. С. Признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество // Местное право. 2010. № 5. С. 3–50.
- Малеина М. Н. Осуществление и защита гражданских прав // Гражданское право: Учебник. — М., 2007.
- Муниципальное управление бесхозяйным имуществом / ИУРР РАНХиГС [Центр местного самоуправления; отв. ред. К. А. Иванова]. — М.: Изд-во «Проспект», 2020.
- Серегина О. Л. Иск о признании права собственности: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Волгоград, 2007.
- Решение Шербакульского районного суда Омской области № 2–148/2022 2–148/2022~М-77/2022 М-77/2022 от 24 февраля 2022 г. по делу № 2–148/2022// https://sudact.ru/regular/doc/OP7MB5XBASUR/