Правовое регулирование инвестиций в криптовалюту: проблемы и перспективы реализации в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 19.05.2024

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Дегтерев, А. О. Правовое регулирование инвестиций в криптовалюту: проблемы и перспективы реализации в Российской Федерации / А. О. Дегтерев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 292-299. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114370/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье анализируется правовое регулирование инвестиций в криптовалюту в Российской Федерации, существующие проблемы, перспективы реализации и полноценного внедрения такого объекта как криптовалюта в правовую систему РФ, рассматриваются уже действующие нормативно-правовые акты и находящиеся в разработке. Автор уделяет внимание существующим наработкам данной сфере, а также установленным планам реализации регулирования криптовалют в РФ согласно дорожным картам и иным документам издаваемыми такими органами как: Правительство РФ, Министерство Финансов и Банк России. Целью статьи является анализ существующего на данный момент правового регулирования криптовалют и инвестиций в них на территории РФ, а также планы и перспективы дальнейшего всецелого урегулирования данного объекта.

Ключевые слова: правовое регулирование инвестиций, криптовалюты, цифровые валюты, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Криптовалюта является стремительно набирающей популярность технологией во всем мире, и возникает острая необходимость регулирования данного объекта. Правовое регулирование криптовалюты, а также инвестиций в нее является общим мировым трендом во многих странах, таких как США, Франция, Великобритания, а также других, в том числе и в России. Так как криптовалюта является сложным объектом, работающим на основе технологии блокчейн, особенностью которой является децентрализация, ее регулирование может затрудняться, ведь основной идеей существования криптовалют является анонимность ее держателя, а также анонимность проведение сделок в сети. Стоит отметить, что этого принципа придерживаются не все криптовалюты, а лишь некоторые, также существует сложность в регулировании криптовалютных бирж, на которых они обращаются по аналогии с ценными бумагами, ведь отечественных аналогов таких бирж не существует в связи с запретом, а находящиеся в других странах подчиняются иностранным юрисдикциям.

На данный момент в правовом поле Российской Федерации часто встречаются высказывания о правовом регулировании криптовалют, высказывания по этому поводу делают ключевые личности в сфере экономики страны, а также такие органы как Центральный Банк РФ, Министерство Финансов РФ и другие. Важно отметить, что мнения различных органов по данному поводу расходятся, так ЦБ РФ стоит на позиции запрета обращения и инвестиции в криптовалюту на территории РФ, а Министерство Финансов выступает за внедрение криптовалют в правовое пространство России.

Естественно, при возникновении криптовалют перед юристами многих стран встал вопрос, можно ли рассматривать её как объект гражданских прав, данный вопрос является непростым и требует комплексного сравнительно-правового анализа. Согласно статье 128 Гражданского Кодекса РФ объектами гражданских прав являются: вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказания услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Если рассматривать данный перечень, то его можно разделить на определенные группы, такие как: имущество, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности и нематериальные блага. [1]

Некоторые из перечисленных объектов не подходят для классификации криптовалют. Такие, как:

1) вещи, поскольку криптовалюта как таковая не имеет материального и физического воплощения;

2) результата работ или оказания услуг, ведь отсутствует субъект, выполняющий эти самые работы и услуги:

3) результата интеллектуальной деятельности, так как функционирование системы криптовалют основано на заранее заготовленных протоколах и программных кодах, в данном случае отсутствует элемент творческой деятельности человека;

4) нематериального блага, так как отсутствует тесная связь с личностью человека. [2]

Криптовалюта как объект инвестиций, в соответствии с пунктом 1 статьи 142 ГК РФ бездокументарной ценной бумагой признается обязательственные и иные права, они закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав в соответствии со ст. 149 ГК РФ. Как отмечается в п. 1 ст. 149 ГК РФ, лицами, ответственными за исполнение по бездокументарной ценной бумаге, являются лицо, выпустившее ценную бумагу, а также лица, которые предоставили обеспечение исполнения соответствующего обязательства. Лица, ответственные за исполнение по бездокументарной ценной бумаге, должны быть указаны в решении о ее выпуске или в ином предусмотренном законом акте лица, выпустившего ценную бумагу. Передача криптовалюты от одного лица к другому не создает никакого обязательства, получатель не имеет права требования к лицу, которое ему отправило криптовалюту, а отправитель в свою очередь не несет никакой ответственности, помимо этого цифровые валюты не подвержены таким процессам, как эмиссия и распространение ценных бумаг. [3]

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время отнести криптовалюту к бездокументарным ценным бумагам согласно законодательству Российской Федерации невозможно. Так называемый выпуск криптовалют как правило не подтверждается никаким документами и часто даже неизвестны лица, создавшие ту или иную цифровую валюту, как например создатель Bitcoin, помимо этого передача криптовалют не создает обязательственных прав.

Если обращаться к опыту иностранных коллег в этом вопросе, то по мнению представителей комиссии по ценным бумагам США криптовалюты в большинстве своем являются аналогом ценных бумаг и должны классифицироваться именно как ценные бумаги, то есть попадать под регулирование, связанное с рынком ценных бумаг. Глава комиссии по ценным бумагам США также отметил что, например, самая известная криптовалюта Bitcoin скорее является товаром, нежели ценной бумагой [12], основной причиной для такой классификации является природа самой этой криптовалюты, такое высказывание могло быть основано на том что в сообществе криптовалют существует мнение о том, что Bitcoin является цифровым золотом XXI века обеспечивающий ему особый статус, также стоит отметить что данная криптовалюта создана по всем основным фундаментальным параметрам которым должна соответствовать криптовалюта, а именно анонимность и безопасность.

На данный момент криптовалюты попадают под определение цифровых валют в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]

Цифровой валютой в Российской Федерации согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

Исходя из определения, данного нам законодателем, можно сделать вывод, что криптовалюты как объект являются цифровой валютой согласно законодательству РФ, но как ранее упоминалось криптовалюты не являются платежным средством на территории Российской Федерации, её использование возможно лишь между двумя контрагентами по предварительной договоренности, но не как полноценный аналог национальной валюте. Также отсутствует единый реестр или список, определенный законодателем, который указывает на то какие объекты являются цифровой валютой, а какие нет. Соответственно существуют некоторые различия, для определения которых необходимо определить признаки цифровых валют, их можно выделить в части 3 статьи 1 Закона № 259-ФЗ:

1) Они представляют собой совокупность электронных данных в виде цифрового кода и существуют в безналичной, электронно-цифровой форме, при это они не являются безналичными или электронными денежными средствами.

2) Они предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа — функция средства платежа является одной из основных функций денег. По мнению И. И. Кучерова «как средство платежа деньги функционируют при совершении платежей вне сферы товарооборота. Эта функция проявляется в ситуациях, когда передача денег непосредственно не связана с обращением товаров, работ и услуг». [5] Деньги используются как средство платежа при оплате налогов, погашения долговых обязательств субъектами гражданского оборота, выдаче и погашения кредитов и так далее, но согласно законодательству Российской Федерации как отмечалось ранее использование криптовалют в качестве официального средства платежа и в фискальных целях невозможно что создает некоторые недопонимания и образуется коллизия права выражающаяся в том что один нормативно-правовой акт устанавливает возможно использования цифровой валюты, то есть криптовалюты на территории страны как средство платежа, а другой это запрещает.

3) Они не являются денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей. Цифровые валюты являются частными деньгами, они не связаны напрямую с какой-либо валютой одной из стран. Такой подход отграничивает национальную валюту от цифровой валюты, указывая на особую правовую природу последней, с другой стороны с учетом перспективы внедрения в оборот цифровых валют центральных банков он позволит в будущем разграничивать частные и государственные цифровые валюты.

4) Они могут быть использованы в качестве инвестиций, это определяет еще одну функцию цифровых валют, а именно что она является имуществом и обладает денежной оценкой и может быть вложена в объекты предпринимательской деятельности или самостоятельно выступать таким объектом в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

5) У цифровой валюты отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему её правилам, это указывает на то что у цифровой валюты отсутствует централизованное звено, которое осуществляет эмиссию данной цифровой валюты, а также отсутствует ответственно лицо несущее юридическую ответственность перед держателями цифровой валюты. [6]

С помощью этого законодатель смог ограничить защиту прав участников операций с цифровыми валютами, что соотносится с положениями части 6 статьи 14 Закона № 259-ФЗ, закрепляющий в качестве условия защиты «требований, связанных с обладанием цифровой валютой» обязательное информирование о фактах обладания соответствующими объектами и совершения операций с ними. Функцией операторов и узлов информационных систем является исключительно сопровождение обращение цифровых валют, их роль является посреднической, и главная цель заключается в обеспечении правильного функционирования всей системы. Также в федеральном законе нет указания на технологию распределенного реестра как на основу цифровой валюты, что предполагает многообразность цифровых валют, ведь как известно функционирование основополагающих криптовалют основано на децентрализованных методах, либо на сходных между собой централизованных системах, в свою очередь закон определяет возможность функционирования цифровой валюты на основе как распределенного реестра, так и иной информационной системы. Таким образом можно сделать вывод что законодатель определяет понятие цифровая валюта как более широкое нежели криптовалюта, так как цифровой валюте может быть отнесены, в том числе и валюты некоторых компьютерных игр ведь они попадают по характеристику данную законодателем, но в данном случае следует считать данный вопрос дискуссионным, ведь очевидно что под цифровыми валютами в первую очередь понимаются криптовалюты и в будущем в федеральный закон очевидно будут вноситься правки с целью конкретизации объекта регулирования, а также будут издаваться новые законы регулирующие данную отрасль. Косвенным указанием на технологию распределенного реестра является упоминание в определении цифровой валюты узлов информационной системы, которыми на основании ч. 8 ст. 1 Закона № 259‑ФЗ являются пользователи информационной системы на основе распределенного реестра, обеспечивающие тождественность информации, содержащейся в указанной информационной системе, с использованием процедур подтверждения действительности, вносимых в нее (изменяемых в ней) записей. [7]

Рассматривая тенденции регулирования криптовалют в сфере инвестиций в Российской Федерации, можно сказать, что работа в данном направлении велась длительный период времени, но первым значительным шагом помимо принятия федерального закона следует считать 28 января 2022 года [8], когда вице-премьером Российской Федерации Дмитрием Чернышенко была утверждена дорожная карта по регулированию операций с криптовалютой в стране. Рассматривая данный документ можно выделить следующие основные положения:

1) проработать «атрибуты и функционал системы комплаенс-контроля за деятельностью организаторов, операторов и клиентов p2p-платформ и иных систем, в том числе провайдеров услуг виртуальных активов»;

2) доработать положения «регуляторно-ограничительного режима» для таких провайдеров, определить статус участников рынка и порядок их деятельности, а также выбрать орган, который будет контролировать эту сферу;

3) внести требования межправительственной группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) в части виртуальных активов в систему «регуляторно-ограничительных мер»;

4) разработать механизмы регистрации и отчетности организаций, через которые проходит обращение виртуальных активов;

5) определить административную или уголовную ответственность за преступления с использованием криптовалют (предполагает ответственность за уклонение от декларирования сведений об операциях с криптовалютами);

6) проработать механизм проверки предоставляемых данных о владении криптовалютами;

7) доработать законопроект об информировании граждан о владении цифровой валютой и операциях с ней;

8) ввести административную ответственность за незаконный оборот цифровых финансовых активов и нарушение правил проведения сделок с ними, а также за организацию незаконного приема криптовалюты;

9) определить порядок идентификации клиентов операторов обмена цифровых валют (в том числе с помощью отправки отчетности в Росфинмониторинг);

10) дать правовую оценку использованию подставных лиц в расчетах между физлицами;

11) проанализировать введенные в Китае «запретительные нормы» в отношении криптовалют;

12) разработать методы оценки стоимости криптовалютных активов;

13) проработать вопрос, применим ли к площадкам по обороту криптовалют закон о деятельности иностранных интернет-компаний (они обязаны открыть в России филиалы)

Можно отметить, что перечисленные выше задачи покрывают всю необходимую зону правового регулирования криптовалют, однако стоит отметить, что работа в данном направление ведется достаточно медленно и из всех перечисленных задач за год были выполнены всего лишь несколько.

Через некоторое время, а именно 8 февраля 2022 года также Правительство РФ утвердило Концепцию законодательного регулирования оборота цифровых валют. [9] Основной идеей стало приведение регулирования данной отрасли по аналогии с фондовым рынком, а именно было предложено следующие:

1) Оборот цифровых валют будет регулироваться исключительно государством, для всех профессиональных участников рынка будут установлены жесткие обязательства с акцентом на защиту прав инвесторов;

2) криптовалютные площадки или же биржи будут обязаны иметь финансовые подушки безопасности по ликвидности и достаточности капитала;

3) инвесторов необходимо разделить на квалифицированных и неквалифицированных, также для совершения сделок необходимо будет пройти идентификацию;

4) разрешить совершение сделок, связанных с криптовалютой на иностранных биржах.

Следующим шагом стали действия Министерства Финансов РФ, 18 февраля 2022 года оно внесло в Госдуму законопроект по регулированию криптовалют в РФ [10], согласно которому:

1) МинФин установить требования в отношении бирж и обменников;

2) ввод и вывод средств в сети криптовалют будет осуществляться исключительно через банки с использованием банковского счета;

3) перед приобретением криптовалюты гражданам России будет необходимо пройти онлайн-тестирование, при успешном прохождении сумма вложенных средств может достигать 600 тысяч рублей, без такового 50 тысяч рублей, для юридических лиц и граждан, являющихся квалифицированными инвесторами, данное ограничение отсутствует;

4) операции с криптовалютой возможны только при условии проведения идентификации клиента;

5) предлагается законодательно закрепить определение цифрового майнинга, как деятельности, направленной на получение криптовалюты;

6) иностранным криптовалютным биржам для получения лицензии будет необходимо зарегистрироваться в России;

7) использование криптовалют в качестве средства платежа планируется все также оставить запрещенным.

Первыми шагами в законодательном регулировании для государства стала отрасль майнинга, под майнингом понимается использование мощностей вычислительных машин для получения криптовалюты, главная цель урегулирования данного явления является низкая стоимость электроэнергии в России и высокая нагрузка так называемых майнинг ферм на электросеть, помимо этого в основном такие фермы работают в жилом массиве и соответственно используют самые доступные тарифы электроэнергии, в свою же очередь промышленные производства должны платить гораздо больше, также как правило создатели майнинг ферм не уплачивают налог с прибыли. Этому способствует множество причин, такие как анонимность и трудность вычисления таких злоумышленников. Также важно отметить, что деятельность майнинг-ферм оказывает прямое воздействие на инфраструктуру в сфере электроэнергетики, так согласно статистическим данным, на долю таких так называемых предприятий приходится существенная доля в масштабах этой сферы среди всей вырабатываемой электроэнергии в стране и данный показатель постоянно растет.

Естественно, отрасль именно майнинга должна быть законодательно урегулирована в первую очередь, так 25 января 2023 года Министерство финансов Российской Федерации поддержало проект взимания налога на прибыль с компаний, занимающихся деятельностью, связанной с майнингом криптовалют, по мнению министерства Налоговый кодекс РФ уже имеет необходимые положения для введения такой меры.

В том числе по данному поводу высказался председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков, указав на то что в данном случае должен быть установлен аналог единого налога на вмененный доход, ставка которого будет варьироваться от 7,5 до 15 процентов, также, по его мнению, она может достигать 20 процентов. [11]

В свою очередь представители данной индустрии заявили, что пока в стране не существует полноценного законодательства, регулирующего майнинговую деятельность, введение налогообложения не принесет ожидаемого эффекта, по той причине, что легализованная часть крипторынка в стране минимальна и большая части этих лиц не намерены жертвовать своей прибылью для добровольной уплаты налога, так на данный момент, а именно январь 2023 года налог на майнинговую деятельность и операции с криптовалютой не платит никто, крупные игроки платят налог как дата-центры, предоставляющие в аренду информационную инфраструктуру с целью сокращения налоговой нагрузки.

Для налоговых органов важным элементом в контроле за оборотом криптоактивов является возможность отслеживания транзакций, что в сфере криптовалют является достаточно трудным процессом, для этого необходимо чтобы все лица, осуществляющие транзакции, проходили идентификацию помимо этого все игроки в данной сфере осуществляют сделки в сети криптовалют через иностранные биржи не имеющих регистрации или лицензии на осуществление такой деятельности в России.

Законопроект № 237585–8, предлагающий скорректировать Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», был внесен на рассмотрение Госдумы в ноябре 2022 года и направлен на предварительное рассмотрение в комитет по финансовому рынку, а также на правовую экспертизу. Несмотря на отсутствие необходимого законодательного регулирования, майнинг цифровых валют в России уже начал активно развиваться, что стало стимулом для группы депутатов и экспертов Минфина, Банка России и Минцифры России начать работу по оперативному приведению сложившейся ситуации в соответствие с нормами Федерального закона № 259-ФЗ от 31.07.2020 и легитимизации выпуска и оборота цифровых валют.

В отношении правового регулирования криптовалюты на территории России существуют значительные разногласия между Министерством финансов России и Банком России.

Так, министерство выступает за запрет использования цифровых валют в качестве средства платежа на территории РФ, рассматривая криптовалюту исключительно в качестве инструмента для инвестиций и предполагая возможность осуществления операций с покупкой или продажей криптовалюты только при условии проведения идентификации клиента. Позиция ведомства по этому вопросу отражена в разработанном им законопроекте «О цифровой валюте». В рамках проектов законов «О цифровой валюте» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О цифровой валюте» Министерством финансов Российской Федерации предложено внедрение следующих изменений:

1) Законодательное закрепление определения цифрового майнинга как деятельности, направленной на получение криптовалюты;

2) введение механизма предоставления информации налоговым органам, действующим на территории Российской Федерации;

3) создание условий для проведения операций с покупкой и продажей криптовалюты при идентификации клиента;

4) сохранение запрета на использование криптовалют в качестве средства платежа на территории Российской Федерации.

Помимо этого, мнение по концепции развития законодательного регулирования криптовалют в РФ между Банком России и Правительство, в том числе расходятся, по мнению Банка России необходимо:

1) Установить ответственность за нарушение законодательного запрета на использование криптовалют в качестве средства платежа за товары, работы и услуги, продаваемые и покупаемые юридическими и физическими лицами — резидентами Российской Федерации.

2) Ввести запрет на организацию выпуска и (или) выпуск, организацию обращения криптовалюты (в т. ч. криптобиржами, криптообменниками, P2P-платформами) на территории РФ и установить ответственность за нарушение данного запрета.

3) Ввести запрет на вложения финансовых организаций в криптовалюты и связанные с ними финансовые инструменты, а также на использование российских финансовых посредников и российской финансовой инфраструктуры для осуществления операций с криптовалютами и установить ответственность за нарушение данного запрета

В свою очередь Правительство РФ:

1) Против запрета криптовалют в России, но поддерживает идею регулирования рынка.

2) Проводить операции с криптовалютой в периметре банковской инфраструктуры — это поможет контролировать операции и идентифицировать всех участников.

3) Сделать организаторами системы обмена цифровых валют банки с универсальными лицензиями, которые будут контролировать операции, выявлять незаконные, идентифицировать клиентов и т. д.

4) Использовать сервис «Прозрачный блокчейн» для отслеживания операций с криптовалютой и выявления незаконных транзакций.

5) Создать операторов обмена цифровых валют по модели p2p-обменника (между физическими лицами) или по модели биржи.

6) Разделить функции надзора между ЦБ, Минфином, Росфинмониторингом, ФНС, Минцифры и Генпрокуратурой.

7) Определить ключевые параметры майнинга криптовалют.

Таким образом, можно констатировать, что для законодателя данное направление является значимым и ведется активная работа для правового урегулирования криптовалют в Российской Федерации, стоит отметить что регулирование согласно планам правительства, затрагивает всю отрасль криптовалют, а не только инвестиции или возможность использования как средство платежа, что, в том числе говорит о заинтересованности государственных органов в регулировании такого объекта как криптовалюта. Как ранее отмечалось государственным органами были определены направления работы в данной сфере, первые значительные изменения начали происходить в начале 2023 года, а именно регулирование сферы майнинга криптовалют, что в свою очередь осуществляется в инвестиционных целях, и очевидно, что в дальнейшем согласно установленному плану будет происходить модернизация действующего законодательства и утверждение новых законов, направленных на отрасль криптовалют.

Проанализировав нынешнюю ситуацию в Российской Федерации и мире относительно криптовалют, можно прийти к выводу об острой необходимости правового регулирования данной деятельности, но всегда существуют препятствия, которые ограничивают возможность правильного и полноценного решения поставленного вопроса.

Криптовалюты являются сложным объектом и вопрос о его правильном и всецелом регулировании является ключевым, так в связи с действующими в данный момент санкциями и общей политикой иностранных компаний, заключающейся в уходе с российского рынка можно выделить проблему потенциального отказа от регистрации криптобирж и иных компаний в сфере криптовалют на территории Российской Федерации, данное требования является ключевым ведь в случае отсутствия регистрации криптобиржи её деятельность невозможно урегулировать и в случае недобросовестного исполнения ими своих обязанностей граждане РФ которые осуществляли операции через данные биржи рискуют потерять свои денежные средства, помимо этого в Западном сообществе распространена практика конфискации и блокировки имущества граждан РФ, что, в том числе немаловажно. Создание таких компаний на территории РФ также затрудняется отсутствие доступа к капиталу вне Российской Федерации, лишь некоторые малое количество зарубежных компаний пойдут на сотрудничество с Российской Федерацией это означает что её деятельность будет осуществляться по большей части лишь внутри РФ, что в свою очередь создает технические трудности, главное из которых это отсутствие ликвидности на внутреннем рынке. В том числе необходимо разработать законодательное регулирование для таких компаний, что является достаточно трудоемким процессом и займет длительное время. Указанные проблемы создают цепочку новых, таких как необходимость верификации пользователей, осуществляющих операции с криптовалютами, так как иностранные криптобиржи не могут быть урегулированные законодательством РФ, а национальная криптовалютная биржа отсутствует, то невозможно обязать граждан проходить идентификацию в государственных органах при совершении таких сделок. Таким образом можно констатировать, что в данный момент создание системы верификации пользователей и регулирования криптовалютных бирж невозможно, для этого требуется создание криптобиржи на территории РФ, а также необходимо принять соответствующие нормативно-правовые акты разрешающие данную деятельность. [12]

Разногласия между государственными органами, в том числе осложняют и замедляют работу в данном направление, так существуют сильные разногласия между Министерством финансов РФ и Банком России, так по мнению первых криптовалюты как объект инвестиций должны быть разрешены на территории России, а также необходимо вести в ускоренном темпе работу по регулированию данной деятельно, в свою очередь Банк России относится более скептически к данному объекту и выступает за запрет оборота криптовалют или строгое регулирования данной деятельности.

Работа в данном направление осложняется проблемами потому что сфера криптовалют является довольно обширной поэтому необходимо проработать все аспекты возможного применения цифровой валюты, так как определялось ранее криптовалюты могут быть использованы в трех основных случаях, это объект инвестиций, аналог банковскому переводу и средство платежа, на данный момент криптовалюты используются в обоих случаях помимо средства платежа, но согласно мнению Банка России возможно рассмотрение использования криптовалют как средства платежа в тестовом формате. Это означает что криптовалюта как объект требует регулирования сразу в трех разных сферах и приведения цифровой валюты к аналогичному статусу, как и ценные бумаги недостаточно, в данном случае законодатель должен использовать подход точечного регулирования. Помимо необходимости принятия нормативно-правовых актов требуется создать специализированные органы, осуществляющие деятельность по регулированию данного объекта или расширить полномочия нынешних структур что увеличит и так высокую загруженность государственных органов. [13]

Ключевыми факторами для государства, способствующими и обязывающими к ведению работы в данной сфере, является обеспечение финансовой безопасности для граждан, деятельность в сфере ПОД/ФТ и исключение обхода налогового и иного законодательства с помощью криптовалют.

Рассматривая финансовую безопасность граждан Банк России выделяет высокие риски инвестирования в любые криптоактивы за счёт большой волатильности и высоких рисков посредников в виде криптовалютных бирж и иных лиц, осуществляющих обмен на наличную валюту. Причем за счет трудной технической структуры работы криптовалют в случае нарушения прав гражданина в большинстве случаев правоохранительные органы не смогут восстановить право лица.

Деятельность в отношении ПОД/ФТ не менее важна, так согласно данным директора департамента ЦБ, около 60 % всех нелегальных финансовых операций проходят именно в сети криптовалют. Рассматривая объем таких транзакций, можно выделить два основных направления: это компании, осуществляющие отмывание денежных средств, и нелегальная деятельность, которая чаще всего связана с наркоторговлей. Согласно последним доступным статическим данным лишь за второй квартал 2021 года компаний осуществляющие свою деятельность в сфере отмывания денежных средств с помощью криптовалюты в РФ получили доход не менее 1,2 миллиарда долларов. Самый крупный нелегальный интернет-магазин получил доход 2,1 миллиарда долларов за 2021 год, все транзакции были проведены исключительно с использованием криптовалют. Финансирование терроризма в свою очередь представляет высокую общественную опасность.

Обход налогового законодательства заключается в нелегальном отмывании денежных средств и скрытию доходов с помощью транзакций в сети криптовалют, так как отследить данные операции без наличия необходимой инфраструктуры и обязанности верификации всех пользователей трудновыполнимо, большая часть таких платежей остается вне поля регулирования правоохранительных органов. [14]

Перспективы отрасли криптовалют на территории РФ на данный момент благоприятные, как отмечалось ранее ведется работа в отношении регулирования, первым шагом стало принятие в 2020 году Федерального закона «О цифровых финансовых активах и цифровой валюте», также в начале 2023 года началась активная работа в отношении регулирования майнинга криптовалют. На данный момент можно сказать, что деятельность, направленная на правовое регулирование цифровых валют, набирает обороты с каждым годом, несмотря на существующие проблемы, и не предвидится выбор регулирования по аналогии с КНР, то есть полного запрета, соответственно законодатель определяет, что те достоинства и преимущества, которые могут предоставить криптовалюты как гражданам, так и государству, являются более существенными, нежели существующие сейчас проблемы [15]

Помимо рассмотрения перспектив с правовой точки следует обратить внимание на рост самой сферы, в ином случае если окажется что популярность криптовалют на территории России падает, то это означает что данный институт не столь востребован среди граждан и возможно следует избрать другой подход к регулированию. На данный момент картина относительно криптовалют в России противоположная, РФ является одним из мировых лидеров в скорости развития в сфере криптовалют, этому способствуют особенности благосклонные для данной деятельность, так низкая стоимость электроэнергии обеспечивает возможность для майнинга криптовалют, холодный климат увеличивает производительность майнинговых ферм, а отсутствие власти сильных глобальных финансовых институтов обеспечивает самостоятельность для криптоактивов. Помимо этого, санкционное давление на Россию лишь увеличило количество пользователей цифровыми валютами.

Таким образом, можно констатировать факт того что криптовалюты и все что с ними связано являются глобальным трендом не только в мире, но и в Российской Федерации, что обуславливает необходимость регулирования данной сферы для обеспечения безопасной деятельности как для граждан, компаний, оказывающих криптовалютные услуги и государства.

Проведенное исследование отечественного и зарубежного опыта правового регулирования криптовалют позволяет говорить о большой важности такого исследуемого явления как в России, так и в зарубежных государствах.

В ходе анализа данных были выявлены недостатки существующего законодательства и можно констатировать, что на данный момент в Российской Федерации отсутствует должное законодательное регулирование криптовалют и цифровой валюты в целом, но ведется активная работа по разработке регулирующих норм для данной сферы.

Говоря о причинах отсутствия должного правового регулирования можно отметить относительно маленький срок существования такого объекта как криптовалюта, что в свою очередь затрудняло проведение анализа данной сферы законодателем с целью выявления её сущности относительно времени существования, ведь данный тренд мог оказаться временным. Сейчас можно четко заключить что криптовалюты являются частью мировой финансовой системы и её регулирование в РФ обязательно. В том числе разработка регулирующих норм осложняется сложностью самого объекта, а также его многогранностью исходя из потенциальных методов использования.

Тем не менее, изучив правовое регулирование инвестиций в криптовалюту в Российской Федерации, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, первым и основным нормативно-правовым актом, регулирующим криптовалюту, является Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» который устанавливает определение цифровой валюты под которое попадают криптовалюты, порядок обращения, выпуска и иные особенности связанные с данным объектом, но данный акт по больше части лишь устанавливает основные аспекты, не конкретизируя ключевые особенности регулирования, а также является устаревшим и требуется в изменениях.

Во-вторых, в ходе исследования было выявлено, что существуют разногласия между государственными органами в лице Министерства финансов и Банком России относительно взглядов на правильно правовое регулирование инвестиций в криптовалюту. В том числе рассматривая мировую практику регулирования данной сферы можно заметить различные подходы от радикальных до более лояльных, так КНР запретила любые операции с криптовалютой, а Сальвадор установил криптовалюту под названием Bitcoin как официальное платежное средство на территории государства и даже принял соответствующий закон под названием Bitcoin Law регулирующий правоотношения в сфере криптовалют.

В-третьих, необходимость скорейшего правового регулирования обусловлена высокой популярность криптовалют как на территории Российской Федерации, так и в мировом пространстве в целом и отсутствие должного регулирования операторов и компаний, осуществляющих деятельность в данной сфере, ведь они могут представлять высокий риск для своих клиентов.

В-четвертых, стоит отметить высокий уровень криминала в сфере криптовалют, обусловленный особенностями технологии, выражающейся в анонимности, а также отсутствия регулирования и требования об идентификации пользователей на территории РФ.

В-пятых, необходимость разработки полноценного законодательства в отношении криптовалют поспособствует финансовой стабильности внутри государства, обеспечению финансовой безопасности для граждан, а также введению полноценного налогового регулирования отрасли криптовалют, что в свою очередь поддержит финансовое состояние государства, так, согласно некоторым аналитическим оценкам, уровень налоговых сборов со всей отрасли может достигать одного триллиона рублей в год.

Таким образом, сравнительно-правой анализ российского и зарубежного права в вопросе правового регулирования криптовалют показал возможные пути развития данной отрасли в различных странах, чей опыт могут перенять и использовать на территории Российской Федерации для совершенствования законодательства в сфере криптовалют.

Литература:

  1. Долгтиева М. М. Границы легального оборота криптовалюты / Долгтиева М. М. —Ростов на Дону: Юрист-Правоведъ, 2018. — 13–14 с.
  2. Суханов Е. А. Российское гражданское право: учебник: в 2 т. Т 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. / отв. ред. Е. А. Суханов. — 2-е изд., — Москва: Статут, 2011. — 958 с.
  3. Савельев А. И. Криптовалюты в системе объектов гражданских прав / А. И. Савельев — Москва: Закон, 2017. — 136–153 с.
  4. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // СПС «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/e21bf6629de12458b6382a7c2310cc359186da60/ (дата обращения: 09.03.2023).
  5. Кучеров И. И. Криптовалюта, идеи правовой идентификации и легитимации альтернативных платежных средств: монография. / Кучеров И. И — Москва: Центр ЮрИнфоР, 2018. — 204 с.
  6. Кучеров И. И. Право денежного обращения: курс лекций. / Кучеров И. И. — Москва: Магистр: Инфра-М, 2013. — 256 с.
  7. Недорезков В. В. Криптовалюты на базе технологии блокчейна: проблемы правового регулирования / Недорезков В. В. — Москва: Банковское право, 2017. — 45–49 с.
  8. Кабмин утвердил дорожную карту регулирования криптовалют. — Текст: электронный // Право ru: [сайт]. URL: https://pravo.ru/news/238557/ (дата обращения: 09.03.2023).
  9. Правительство утвердило Концепцию законодательного регулирования оборота цифровых валют. — Текст: электронный // Правительство России: [сайт]. URL: http://government.ru/news/44519/ (дата обращения: 09.03.2023).
  10. Минфин России направил в Правительство России проект федерального закона «О цифровой валюте». — Текст: электронный // МинФин России: [сайт]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/presscenter/?id_4=37774minfin_rossii_napravil_v_pravitelstvo_rossii_proekt_federalnogo_zakona_o_tsifrovoi_valyute (дата обращения: 09.03.2023).
  11. Пост-крипто: Минфин определился с позицией по налогу на майнинг. — Текст: электронный // Известия: [сайт]. URL: https://iz.ru/1457861/mariia-kolobova/post-kripto-minfin-opredelilsia-s-pozitciei-po-nalogu-na-maining (дата обращения: 09.03.2023).
  12. Ситник А. А. Перспективы правового регулирования виртуальных (крипто-) валют: социально-правовое исследование / А. А. Ситник — Москва: Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2019. — 117–120 с.
  13. Лебедь (Ефремова) В. В. Актуальные проблемы киберправа (обзор материалов Второй международной летней школы по киберправу) / В. В. Лебедь (Ефремова), Н. Н. Телешина — Москва: Право. Журнал Высшей школы экономики, 2014. — 173–183 с.
  14. Бут Н. Д. Обеспечение законности в сфере цифровой экономики: учебное пособие для вузов / под ред. Н. Д. Бут, Ю. А. Тихомирова. — Москва: Юрайт, 2020. — 250 c.
  15. Вайпан В. А. Проблемы гармонизации экономических отношений и права в цифровой экономике: монография / отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. — Москва: Юстицинформ, 2020. — 280 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, цифровая валюта, Россия, правовое регулирование, Банк России, территория РФ, валюта, РФ, деятельность, средство платежа.


Ключевые слова

Гражданский кодекс РФ, криптовалюты, цифровые валюты, правовое регулирование инвестиций, Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование цифровой валюты в Российской Федерации

В данной статье автор изучает нормативно-правовое регулирование цифровой валюты в Российской Федерации. В частности, акцент делается на правовые аспекты и этапы формирования законодательной базы для цифровых валют, начиная от периода отсутствия регул...

Правовое регулирование цифровых валют в Российской Федерации: текущее состояние и перспективы развития

В статье рассматривается текущее состояние правового регулирования цифровых валют в Российской Федерации. Анализируются действующие законодательные акты, в том числе законодательство, регулирующее налогообложение операций с цифровыми валютами, а такж...

Опыт правового регулирования цифровых активов в международном законодательстве

В статье проводится исследование правового регулирования криптовалют и цифровых активов в законодательстве различных стран. Были изучены глобальные тенденции, а также выявлены преимущества и недостатки применения криптовалюты в экономической и правов...

Актуальность развития правового обеспечения сферы электронной торговли в Российской Федерации

Стремительное развитие сферы электронной торговли в Российской Федерации, с каждым годом бросает вызов законодателю, в силу появления новых сфер применения данного явления, а также его форм и инструментов. Регулируясь некоторыми специализированными м...

Законодательные нормы, как способ административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

В данной статье анализируются законодательные нормы, как способ административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности уделено значительное внимание Федеральному закону № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О...

Совершенствование контрольных функций государства в сфере денежного обращения

Развитие страны невозможно без развития финансовой системы, поэтому в Российской Федерации происходит внедрение различных нововведений. Одним из таких прогрессов является цифровой рубль — это новая форма национальной валюты, которая наравне с остальн...

Особенности налогообложения бизнеса в Республике Казахстан

В статье рассмотрены такие важные аспекты регулирования экономики республики, как налогообложение, перспективные направления его совершенствования и дальнейшего развития в сфере развития малого и среднего бизнес. Также рассмотрены особенности соверше...

Инициатива легализации параллельного импорта в России

В статье объясняется понятие параллельного импорта, дистрибьютера; рассматриваются такие виды принципов исчерпания исключительных прав правообладателей, как международный, национальный и региональный с их отличительными особенностями. В отдельном пар...

Политика и практика языкового образования: перспективы и вызовы

Настоящая статья направлена на изучение языковой политики в Казахстане и практики его применения, что на сегодняшний день является одним из острых вопросов внутренней и внешней политики нашей страны. Основная цель статьи — определить вектор развития ...

Юридическая характеристика договора займа

В данной статье автор рассматривает изменения, произошедшие в договоре займа с 1 июня 2018 г. Автором раскрываются основные изменения юридической характеристики договора займа в виду принятия поправок внесенных ФЗ № 212 от 26.07.2017 г., а также возн...

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование цифровой валюты в Российской Федерации

В данной статье автор изучает нормативно-правовое регулирование цифровой валюты в Российской Федерации. В частности, акцент делается на правовые аспекты и этапы формирования законодательной базы для цифровых валют, начиная от периода отсутствия регул...

Правовое регулирование цифровых валют в Российской Федерации: текущее состояние и перспективы развития

В статье рассматривается текущее состояние правового регулирования цифровых валют в Российской Федерации. Анализируются действующие законодательные акты, в том числе законодательство, регулирующее налогообложение операций с цифровыми валютами, а такж...

Опыт правового регулирования цифровых активов в международном законодательстве

В статье проводится исследование правового регулирования криптовалют и цифровых активов в законодательстве различных стран. Были изучены глобальные тенденции, а также выявлены преимущества и недостатки применения криптовалюты в экономической и правов...

Актуальность развития правового обеспечения сферы электронной торговли в Российской Федерации

Стремительное развитие сферы электронной торговли в Российской Федерации, с каждым годом бросает вызов законодателю, в силу появления новых сфер применения данного явления, а также его форм и инструментов. Регулируясь некоторыми специализированными м...

Законодательные нормы, как способ административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

В данной статье анализируются законодательные нормы, как способ административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности уделено значительное внимание Федеральному закону № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О...

Совершенствование контрольных функций государства в сфере денежного обращения

Развитие страны невозможно без развития финансовой системы, поэтому в Российской Федерации происходит внедрение различных нововведений. Одним из таких прогрессов является цифровой рубль — это новая форма национальной валюты, которая наравне с остальн...

Особенности налогообложения бизнеса в Республике Казахстан

В статье рассмотрены такие важные аспекты регулирования экономики республики, как налогообложение, перспективные направления его совершенствования и дальнейшего развития в сфере развития малого и среднего бизнес. Также рассмотрены особенности соверше...

Инициатива легализации параллельного импорта в России

В статье объясняется понятие параллельного импорта, дистрибьютера; рассматриваются такие виды принципов исчерпания исключительных прав правообладателей, как международный, национальный и региональный с их отличительными особенностями. В отдельном пар...

Политика и практика языкового образования: перспективы и вызовы

Настоящая статья направлена на изучение языковой политики в Казахстане и практики его применения, что на сегодняшний день является одним из острых вопросов внутренней и внешней политики нашей страны. Основная цель статьи — определить вектор развития ...

Юридическая характеристика договора займа

В данной статье автор рассматривает изменения, произошедшие в договоре займа с 1 июня 2018 г. Автором раскрываются основные изменения юридической характеристики договора займа в виду принятия поправок внесенных ФЗ № 212 от 26.07.2017 г., а также возн...

Задать вопрос