В статье автор исследует различные маркетинговые инструменты и их использование для успешного продвижения фильмов в киноиндустрии Америки.
Ключевые слова: продвижение фильма, фильм, документальный фильм, маркетинговая кампания, эффективная маркетинговая кампания, внимание аудитории, потребитель .
Научная работа посвящена исследованию использования маркетинга в киноиндустрии, анализу влияния маркетинга на успех фильмов.
Маркетинг — неотъемлемая часть киноиндустрии. До того, как фильм выйдет в кинотеатре или на онлайн-платформе, необходимо создать интерес и привлечь потребителей к просмотру. Маркетинг анализирует аудиторию, конкурентов, адаптирует кинопродукт под определённый рынок и дает возможность стать фильму прибыльным.
Киномаркетинг — это деятельность, целью которой является удовлетворение потребностей зрителей и получение прибыли от реализации фильма. Киномаркетинг анализирует и выявляет нужды рынка, стимулирует спрос и заставляет потребителей реагировать на продукт [1].
Одной из главных задач киномаркетинга — учесть интересы и запросы потребителей, а также заставить их потратить свое время на предоставляемую услугу. Достигнуть поставленных целей на культурном и экономическом уровне позволяют различные маркетинговые стратегии продвижения фильмов.
Рассмотрим классический комплекс маркетинга «4P» в отрасли кино.
«Product» (продукт) — проект, который несет определенную ценность для потребителя и предлагается на рынке.
Любой фильм должен быть классифицирован по жанру, сценарию, специальным эффектам, актерам, стилю, чтобы потребители имели возможность проанализировать, предлагаемые им варианты, и выбрать необходимый [2].
«Place» (место) — площадка реализации фильма.
Фильм должен быть показан заинтересованной в нем аудитории. Маркетологам необходимо предусмотреть интенсивность распространения фильма, выбрать каналы продвижения и дату релиза. Проанализировать фильмы, которые будут выходить в прокат в это же время [2].
«Price» (цена) — установление конкурентоспособных цен на билеты.
«Promotion» (продвижение) — коммуникационная политика.
Одним из главных элементов коммуникационной стратегии для продвижения фильма является promotion-mix, который включает в себя рекламу и PR-маркетинг. PR-маркетинг ориентируется на создание медиафона для формирования образа фильма в сознании потребителей.
Кроме того, одну из ключевых ролей в продвижении фильма играет реклама. Рекламные кампании включают в себя трейлеры, постеры, баннеры, которые влияют на создание атмосферы ожидания и привлекают внимание целевой аудитории.
Эти инструменты помогают эффективно продвигать фильм, привлекать зрителей к просмотру и создавать интерес вокруг кинокартины.
Для продвижения фильма чаще всего используют следующие медианосители:
— интернет-сайты;
— анонсы на различных медиа-площадках;
— печатная реклама;
— вирусные ролики;
— мерчандайзинг (включает в себя: саундтреки, игрушки, книги, одежда, еда и др.).
Рассмотрим примеры использования маркетинговых стратегий для успешного продвижения фильма, привлечения зрителей и получения высокой прибыли [2].
«Ведьма из Блэр» — это американский малобюджетный фильм ужасов, который был снят Дэниелом Мирик и Эдуардо Санчес и выпущен в 1999 году. На производство фильма было потрачено 22 тысячи долларов, а кассовые сборы составили более 245 миллионов долларов. Продвижением данного фильма занимался исполнительный продюсер Стив Ротенберг, который решил использовать стратегию вирусного маркетинга [3].
Основной задачей было убедить зрителей, что это документальный фильм и всё происходящее — реальность. Для данной маркетинговой кампании были использованы следующие элементы:
1) Объявление аудитории о том, что актеры фильма пропали. Их пометили как «пропавшие без вести, предположительно погибшие».
2) Создание сайта с отчетами полицейских, теориями заговора, рассказами о ведьме, фотографиями и сводками новостей. Всё это погружало людей в историю и вызывало интерес поскорее увидеть фильм.
3) Показ по каналам телевидения документального фильма про ведьму.
4) Раздача зрителям листовок с просьбой о помощи найти пропавших.
5) Распространение кассет с вырезанной концовкой фильма. Аудитории это преподнесли как «утечку» данных, что заставило верить людей в реальность истории [4].
Такая маркетинговая кампания имела колоссальный успех. Несмотря на отсутствие технологий фильм стал вирусным и смог окупить вложенные в производство средства примерно в 11,2 тысячи раз [4].
Следующим примером успешного использования маркетинга становится фильм «Аватар».
«Аватар» — это американский научно-фантастический фильм, который был выпущен в 2009 году. Сценаристом и режиссером фильма является Джеймс Кэмерон. В мировом прокате «Аватар» собрал 2,78 млрд долларов и обошел в рейтинге самых кассовых фильмов «Титаник» [5].
Фильм продвигался одновременно в 30 странах и для этого были использованы инновационные методы.
Главными маркетинговыми инструментами выступили: наружная реклама, кросс-промоушн с крупными брендами, различные кампании в Интернете, реклама в кинотеатрах с помощью трейлеров, рекламных конструкций, продукции с элементами фильма.
В Великобритании был размещен 60-метровый билборд с объемными образами героев фильма «Аватар», который стал одной из самых крупных площадок для рекламы картины. В соответствии с информацией от Департамента Транспорта Великобритании данный способ продвижения фильма стал эффективным, билбород увидели и запомнили около 6 миллионов людей.
Для создания интереса и ажиотажа вокруг предстоящей картины Coca-cola Zero вместе с кинокомпанией 20th Fox century создали сайт, где каждый имел возможность увидеть репортаж с вымышленной планеты Пандоры, скачать обои с образами «Аватара».
MacDonald’s также участвовал в продвижении фильма. Крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания оказала рекламную поддержку и на протяжении всей маркетинговой кампании давала своим потребителям информацию об официальном сайте «Аватара».
Корпорация Panasonic привлекала внимание аудитории к новым технологиям 3D. Компания являлась главным партнером фильма в категории «аудио-видео». Данная компания участвовала в различных акциях в магазинах техники, а в кинотеатрах можно было увидеть лифлеты с описанием кампании Viera-Avatar.
Также в продвижении фильма участвовал YouTube. На главной странице видеохостинга был расположен рекламный баннер фильма. При нажатии на него зрители могли увидеть трейлер к фильму «Аватар».
Сотрудничество с крупнейшими брендами и продуманная маркетинговая кампания позволили фильму стать успешным, заняв лидирующую строчку в рейтинге самых кассовых фильмов. Создателям фильм принес $2 716 433 508, 2 два Оскара в номинациях «лучшие визуальные эффекты и работа оператора», а также Золотой глобус за «Лучший фильм года» [6].
Таким образом, можно сказать, что маркетинг в киноиндустрии играет огромную роль для достижения успеха. Эффективная маркетинговая кампания дает возможность привлечь внимание аудитории, создать интерес к фильму и мобилизовать зрителей к покупке билетов. Без маркетинга любой фильм может остаться незамеченным и не достичь высоких кассовых сборов.
Множество компаний в индустрии кино инвестируют свои средства в разработку и реализацию маркетинговых стратегий, чтобы обеспечить успех проектов и получить высокую прибыль.
Эффективная маркетинговая кампания привлекает внимание потребителей к произведению и создает желание посмотреть его. Всё это способствует финансовому успеху и признанию кинокартины, как популярного и востребованного произведения искусства.
Литература:
- https://www.cfin.ru/press/practical/2013–12/01.shtml?ysclid=lv5ccawvgb272224386
- https://www.cfin.ru/press/practical/2013–12/01.shtml?ysclid=lv8eal2474803559851
- https://kino.mail.ru/cinema/movies/721159_vedma_iz_bler_kursovaja_s_togo_sveta/
- https://tenchat.ru/media/1594110-kak-prodvigali-film-vedma-iz-bler-zabiray-5-marketingovykh-fishek?ysclid=lv8etcw2s2652254577
- https://www.kinoafisha.info/movies/3430393/
- https://www.film.ru/news/na-avatar-potratili-500-millionov